31.10.2017, 13.00 - Ирина Громова

Евгений Поплавский:: Я всю жизнь мечтал сыграть короля Лира

Евгений Поплавский: Я всю жизнь мечтал сыграть короля Лира

В этом году свой 70-летний юбилей отметил актер Курского драматического театра Евгений Поплавский. 50 лет он провел на сцене. Специально к двойному юбилею корреспондент ИА KURSKCiTY встретился с Евгением Семеновичем. Самое интересное — в нашем интервью.

- Евгений Семенович, как случилось, что вы выбрали для себя профессию актера?

- Стать актером я хотел с раннего возраста. К театру с малых лет приучил меня отец, который сам жил этим. Но воплотить мечту у него у него не получилось. Виной всему война — на фронте он частично потерял зрение, но не сдался и реализовал себя  в качестве артиста самодеятельного театра.

- Свою первую роль помните?

- Я играл Новый год. Выходил с ленточкой «Новый год 19...» под бой курантов и читал стихотворение:

«Свети наша юность - Отчизны весна,
Да здравствует мир и погибнет война»

- Вы в театре провели практически всю жизнь. Скажите, отличается театр тех лет от того, что мы видим сегодня?

- Чем-то отличается, чем-то нет. На мой взгляд, театр — это жизнь человеческого духа. Я в театр прихожу, чтобы увидеть, что происходит с героем, с его внутренним миром. Каким он выходит на сцену, чем это все завершится.  Меня устраивает театр, где есть жизнь человеческого духа. Где преобладает форма, мне неинтересно. Мне неинтересно, как произносит монолог Гамлет, катаясь на самокате или с зонтиком в руках. Шекспир не про это писал. Наш курский театр я люблю за то, что мы придерживаемся классических форм. Вносим что-то новое, но в пределах определенных рамок. И как мы видим на практике, народ идет именно на это —  радоваться, либо ненавидеть, осуждать, либо поддерживать.

- Я знаю, что в молодости перед Вами стоял выбор — стать актером или заниматься песней. Что помогло сделать окончательный выбор?

- Песней я стал заниматься раньше, чем у меня появилось желание стать актером. Еще в школе выходил и пел под баян. Только потом пошел в драмкружок во Дворце пионеров. Но долго там не задержался, потому что пришло время поступать в Саратовское театральное училище. 

На вступительном испытании меня попросили спеть, я исполнил «Бухенвальдский набат». Один из  педагогов сказал, по-моему, вы не туда пришли, вам нужно через дорогу. А через дорогу как раз консерватория им. Собинова. Потом я подумал, а почему бы мне не совместить театр и вокал, как совмещали Леонид Утесов, Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Юрий Пузырев, Николай Караченцев, Андрей Миронов.

- И получилось?

- Знаете, у меня сейчас произошло такое мистические совпадение. Первым музыкальным спектаклем в моей жизни был «Лев Гурыч Синичкин». И последний музыкальный спектакль — «Театральная комедия» или «Лев Гурыч Синичкин».  Что касается песни, она получила мало творческого выражения в Курске. Хотя участвовал в концертных программах, дружил с филармонией. Но самая большая победа пришлась на город Челябинск. Меня пригласил к сотрудничеству главный дирижер Академического оркестра народных инструментов «Малахит» В. Лебедев. Мы сделали программу, посвященную столетию Клавдии Шульженко. С этой программой я имел честь дать 11 концертов в оперном театре. И опять же в Челябинске я принял участие в конкурсе «Поют артисты драматических театров»  по регионам южного и северного Урала. Это были артисты из 26 городов. Кончилось тем, что я всех их победил и стал лауреатом I премии.

- А что касается Вашей театральной деятельности?

- Она была хорошей, во всех театрах я много играл. Считаю, что не зря ел свой хлеб. Но большее количество отработанного времени выпало на Курск. В свое время Юрий Валерьевич (Бурэ — прим.ред) протянул руку помощи в трудный для меня момент, пригласив в свой в театр. И большое спасибо за то, что он позволил окунуться в мир разнообразнейших ролей. Это так важно для артиста. Представьте, сегодня я играю Кота Леопольда, вечером Ленина. Потом Косме в «Даме невидимке», а потом Потехина  в «Чудаках» Горького, Хэйген из «Крестного отца», а завтра Насреддин.

- Вы же не только актер, но еще и режиссер?

- Да, Юрий Валерьевич благословил меня на режиссуру. До отъезда в Челябинск (с 2001 по 2009 Поплавский служил в академическом театре драмы имени Наума Орлова в г. Челябинске — прим.ред) я ставил только детские спектакли. А по возвращении поставил четыре «взрослых» спектакля.

- Которые с успехом идут на сцене нашего театра. Все они комедийные.

- Да, все спектакли — комедии - «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Голодранцы и аристократы», «Номер 13», «Ктуба». Комедия — это труднейший жанр. Чем  серьезнее играть, тем она будет веселее и задорнее.

- Как выбираете такие кассовые пьесы?

- Много читаю и слушаю свои ум и сердце. К примеру, та же «Ктуба».  Пьеса еврейского автора Кишона про еврейскую семью. Но там  есть проблема , которая свойственна  людям всех национальностей.

- Евгений Семенович, карьеру Вы начинали в Барнаульском ТЮЗе. Играли, как рассказали в одном из интервью, «зайчиков, кошечек и старших пеньков». Как превратились из актера ТЮЗа в актера драмы. Было сложно?

- Я понял, что перерос этот театр. Мне было недостаточно играть зайчиков. Мне хотелось играть Шекспира, Шиллера, Островского, Горького, современную драматургию. Я вырос. К тому же, я никогда не боялся уходить в другой театр.

- Не боялись в любом возрасте? В Челябинск Вы уехали уже Народным артистом России в возрасте 54 лет.

- В любом. Это помогает взбодриться, избавиться от застоя. Ну работает актер всю жизнь в одном театре и работает. Топчет сцену и топчет. А я в Челябинск приехал Народным артистом. И на меня смотрели и не могли понять, что я здесь делаю. В таком возрасте артисты не приезжают. Либо творчески закончился, либо алкаш, которого поперли из театра. И когда меня назначили играть Тевье из «Поминальной молитвы», один актер не выдержал и сказал: «Ну, если провалите роль, можете собирать чемоданы и уезжать». Я говорю, ребята, не дождетесь. Поэтому любой переезд будоражит. Это нервы, которые я в конце концов и добил этой профессией.

- Евгений Семенович, Вы пошли по стопам отца, а по Вашим стопам кто-то пошел?

- Нет. У меня есть дочь с великолепной внешностью. Она мечтала стать актрисой, пойти в театр. Но я вдруг увидел, что она сомневается, и понял, что ей не быть актрисой. Потому что здесь надо бросаться с головой в омут. В итоге она закончила педагогический институт и стала очень хорошим педагогом. Я сказал, ты занимаешься тем, чем и я. Только у меня зрительный зал 800 человек, а у тебя класс - 40. И ты одна. И все будет зависеть от того, какая ты натура, потому что ты должна воспитать этих 40 малышей.

- А Поплавский за пределами сцены какой?

- Я разный. Увлекаюсь всем понемногу. Не верьте, когда говорят, он такой добрый... это все ерунда. Человек всегда разный. Он бывает злым, бывает добрым, бывает улыбчивым. Он и плачет, и может нахамить, может подойти и снять шляпу. Он разный. Поэтому он человек. Я занимался театром - раз, песней - два, концертной деятельностью — три, режиссурой — четыре, фотографией — пять, киносъемкой — шесть, дачей — семь, выращиванием помидоров — восемь, и т. д.

- Даже помидоры выращиваете?

- Мои 265 сортов семян лежат дома, я выращиваю итальянские помидоры. Сейчас, когда я ушел из театра, сидеть дома я просто не могу. Когда наступает весна, я тоже расцветаю. Когда наступает осень, и какая бы она ни была — это мертвый для меня сезон. Я умираю. Мне становится грустно. Если я дожил до весны, я снова буду расцветать.

- А на сцене Курского драматического театра в качестве актера мы Вас еще сможем увидеть?

- Такая надежда у меня живет. По крайней мере, я очень этого хочу. Как только я почувствую, что могу выйти на сцену без ущерба для театра,  не став бременем, я обязательно еще сыграю. Можно три дня репетировать, а потом неделю болеть. А подводить коллектив не хочу.

- Хотите сыграть определенную роль?

- Определенная роль, которую хочу сыграть, есть. Я всю жизнь мечтал сыграть короля Лира. Эту трагедийную личность, которая для меня до сих пор остается загадкой. Кто же он — страстная натура или самодур? Но ее нельзя играть в 60 или 70 лет. Ее надо играть в 50-55 лет, когда есть колоссальные запасы актерских сил. Эта роль, как принято говорить у режиссеров, на разрыв аорты. Но как только почувствую в себе силы, обязательно выйду на сцену.

закрыть