Курская область. Обратная сторона прогресса: компьютерная и интернет-зависимости

27.03.2009, 09.17 -
Стоит ли интернет-зависимость считать болезнью?

Фото: xak.kz.
Прогресс шагает по планете. Вот уже и для большинства жителей Курска и Курской области компьютер стал не диковинкой, а необходимым для работы и жизни предметом. А интернет становится все доступнее и быстрее, открывая доступ к любой информации. Все это хорошо, но как известно, у любого элемента прогресса есть и обратная сторона. Так уж получается, что без компьютера и интернета нам уже сложно представить свою жизнь. Как-то я сидела дома: интернет не работал, но зато с локальной сетью было все в порядке. Там один молодой человек жаловался: мол, интернет отключили, теперь не знаю, чем заняться. На мое предложение почитать книгу или посмотреть какой-нибудь фильм, а то и просто изучить что-нибудь новое, парень ответил: «Нет, это все не то... Мне именно интернет нужен. Я не могу без него жить». Один мой знакомый на днях жаловался на жутчайший недосып. «А почему ты не высыпаешься?», - спросила я. На что он мне объяснил, что играет в он-лайн игру, где каждую ночь ему приходится выполнять задачи, квесты. И он, даже видя, что времени на сон остается совсем немного, не может оторваться от игры. Так и получается, что компьютер и интернет из обычной вещи, как газовая плита или пылесос, начинает «порабощать людей», вырабатывая в них некую зависимость. О том, что же это такое «компьютерная зависимость», «интернет-зависимость», и как с этим бороться, мы поговорили с психологом-консультантом центра «Гармония» Александром Пилюгиным.

- Расскажите, что же такое интернет и компьютерная-зависимости?

- Если говорить о компьютерной зависимости (зависимое поведение часто называют аддиктивным), то этот термин является скорее собирательным. Такой болезни как компьютерная зависимость не существует, однако есть комплекс зависимостей, более-менее связанных со взаимодействием с компьютером. Прежде всего к таким зависимостям относят интернет-зависимость (нетоголизм, Web Addiction) и зависимость от видеоигр (Videoplays Addiction). Уникальность информационной интернет-среды в том, что она часто используется сетевым аддиктом как инструмент, усиливая проявления той или иной зависимости. Поэтому, говоря об интернет зависимости, мы имеем в виду то, какие формы зависимого поведения могут быть реализованы в данной среде. Это зависимость отношений (аддикция отношений), сексуальная зависимость, зависимость от азартных игр (гемблинг), зависимость от общения и web-серфинг (поиск информационных ресурсов). Web-серфинг особенно чреват информационной перегрузкой: наших сенсорных и познавательных способностей не хватает на усвоение таких больших объемов информации. Результатом может стать, пониженный фон настроения, головные боли, депрессия. Зависимость от видеоигр имеет немного иную природу. Любая игра имеет факторы, которые могут привести к зависимости: она интересна, привлекательна для детей, затягивает. Если это видеоигра, то эти особенности проявляется еще более активно: большой поток информации, яркие образы, харизматичные персонажи, наконец, в видеоиграх активно используются технологии привлечения внимания, такие как фан-сервис. Напомню, что видео игры это прежде всего коммерческий продукт, а в 2008 году во всем мире доля продаж дисков с играми составила 53%, то есть игры обогнали по продажам другие виды медиапродукции. Неизбежным следствием зависимости является изменение отношения человека – видеоигры становится для него ценностью, а вот окружающая реальность – нет.

- Как проявляются подобные зависимости?

- Подобная практика становится весьма ценной для человека, он не может отвлечься на другие дела (особенно это касается видеоигр). Прогрессирует, особенно у подростков, отдаление от сверстников и сужение круга интересов. Человек старается заработать деньги, в том числе с использованием компьютера, что увеличивает время работы на нем. А заработанные средства он тратит на совершенствование компьютера. Кроме того, невозможно не заметить значительные трудности во взаимоотношениях с противоположным полом. В дальнейшем это может привести к крайне низкой мотивации создания собственной семьи.

- В чем же тонкая грань между, например, компьютерной-зависимостью, и необходимостью использования компьютера в работе или личных целях?

- Компьютер - это инструмент. Если мы его используем именно как инструмент, для каких-то иных целей, то здесь мы не говорим о зависимости. Если мы используем его как нечто ценное само по себе, то есть привлекательным становится сам процесс, то это уже можно считать проявлением зависимости.

- Какой возраст наиболее подвержен подобным зависимостям?

- Зависимости от видеоигр больше подвержены мальчики в подростковом возрасте, начиная примерно с 12 и до 18 лет. Хотя для некоторых (это около 10% респондентов), возрастной градации не существует: они играют всю жизнь. Что касается интернет-зависимости, здесь нет четких возрастных критериев, это больше зависит от того, чем занимается человек в сети.

- Существуют способы лечения подобных зависимостей, особенно у подростков?

- Природа и интернет, и компьютерной-зависимостей, типична для всех видов зависимого поведения. Если как-то структурировать, ограничивать время игровой практики, то можно добиться определенных результатов. Но причины зависимости глубже. В ее основе лежит определенный стиль зависимого поведения. Обычно это связано с отсутствием у ребенка самостоятельности. К сожалению, сложившаяся практика семейного и школьного воспитания не ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности. Дети не умеют выбирать: родители заботятся о них, опекают, но одновременно и решают за них, лишая детей право выбирать самому, быть в контакте с вещами, которые являются для него по-настоящему важными, исследовать этот мир и искать свое место в нем. В перспективе все это приводит к зависимости: интернет-зависимости, игровой зависимости, алкоголизму и иным.

Если говорить о профилактике зависимости от компьютера, то огромную роль здесь играет родительский мониторинг. Родители знают во что играют их дети, осведомлены об игровых интересах ребенка, ориентируются в многообразии игровой продукции. Вначале родители задают временные рамки игры, затем это учится делать сам ребенок. Не следует резко прекращать игру, особенно делая это в грубой форме. Лучше останавливать ее на каком-то смысловом этапе: то есть, прошел уровень, добился решения определенной игровой задачи, продолжишь играть завтра. Родитель должен быть осведомлен и содержании игры – насколько она агрессивна, есть ли в ней сцены сексуального характера и тому подобное. Осведомленность родителей играет здесь воспитательную функцию – зная о том, что эта игра хороша, высококачественна и способствует развитию, я скорее порекомендую ее своему ребенку. В этой сфере родителю и ребенку лучше сотрудничать.

Второе направление профилактики - это развитие у ребенка способности самостоятельно организовывать игровую практику. Сам ребенок определяет: для чего он играет, насколько это для него полезно и что он получает от видеоигр? Возможно, это переживание успеха от своей компетентности в игре, возможно, общение, или же это защитный уход в мир фантазии, так как то, что происходит в реальности ребенка по тем или иным причинам не устраивает. Если мотивы игровой практики осознаются ребенком, риск развития зависимости существенно ниже.

- А если говорить не о ребенке, которого родители могут как-то ограничить, а о взрослом, самостоятельном человеке?

- Здесь также важно осознавание. Взрослый человек, потенциально зависимый, должен понимать, что он получает от этой зависимости, то есть, для чего она ему нужна. Если он начинает понимать это, например, «Я общаюсь в интернете, потому что мне сложно это делать в реальности. Я застенчив», тогда можно говорить о том, что он будет своей зависимостью управлять.

- Сколько времени уходит на то, что бы у человека появилась зависимость?

- Все зависит от индивидуального случая. Если человек более инфантилен, если у него есть проблемы в общении, то он быстро «подсядет» на игры и/или интернет - где-то в течение месяца или двух.

- Есть ли какая-то профилактика, которая не позволит стать подверженным компьютерной и интернет зависимостям?

- Профилактика должна начинаться не тогда, когда появляются первые признаки зависимости, а гораздо раньше, в семье. От того, насколько ребенок способен самостоятельно выбирать и принимать ответственность за свои решения зависит, станет ли он аддиктом в будущем или нет. То есть либо я нахожусь в зависимости от других людей, от какого-то технического устройства или же я выбираю свой собственный путь, руководствуясь своей системой ценностей. Любая зависимость - это несчастье. Зависимый человек несчастлив.

- Какие видеоигры скорее приведут к развитию зависимости: обычные или онлайновые?

- Считается, что сетевые игры (в основном, это многопользовательские ролевые игры и «стрелялки» от первого лица) считаются более аддиктивными. Возможность общения в сети, большой игровой мир, который требует освоения, разнообразие игровых ситуаций и контента являются причиной более высокого аддиктивного потенциала таких игр. Существенно и то, что времени на освоение игры уходит значительно больше, это сотни часов игровой практики. А если я уделяю чему-то много времени, то формирую привычку.

- В последнее время получили распространение различные социальные сети, а также программы для общения (например, ICQ, QIP). Насколько они опасны? Могут ли привести к зависимости?

- Если говорить о социальных сетях, то это, прежде всего, презентация себя в сети, своеобразная визитная карточка, своя территория. Человек проецирует свой реальный образ в сеть. Вы обращали внимание, что в социальных сетях можно размещать свои фотографии, игровые приложения, любимую музыку и видео-файлы? Это попытка обустроить свою территорию и презентовать себя. И это именно презентация, а не зависимость. Я бы не сказал, что социальные сети обладают выраженным аддиктивным потенциалом. Если взять такие программы для общения, как ICQ, то здесь ситуация иная. Бедность сетевого общения (мы не видим жестов и мимики собеседника, а его эмоции доступны нам только с помощью смайлов) дают простор для фантазии: я сам по своему усмотрению создаю образ собеседника. Часто этот образ идеализирован. Кроме того, я пытаюсь сохранить этот образ идеального кумира, поэтому я не буду разрушать своих иллюзий, встречаясь с этим человеком в реальности. Было замечено, что люди после сетевого знакомства встречались в реальности, но такие отношения не были для них комфортными, и они вновь возвращались к виртуальному общению.

- Как можно избежать перегруза информации при работе с интернетом?

- Нужно структурировать время общения с компьютером, то есть, делать паузы, переключаться на другую деятельность. Если есть такая возможность, то менять виды деятельности по контрасту: компьютер - прогулки. И, разумеется, высыпаться, нормально питаться, быть активным физически.

- Есть какая-то статистика людей, подверженных этим новомодным зависимостям?

- Нет. Подобная статистика не ведется ни в Курске, ни в России. Но мы можем сказать, что чем больше становится число компьютеров, тем большее количество людей находятся под угрозой компьютерной и интернет-зависимости.

- Но есть ведь и какие-то положительные стороны компьютерных игр, интернета?

- Видеоигры развивают познавательные навыки, такие как внимание, память, мышление, отчасти, скорость реакции, роли игровых персонажей помогают «примерить» возможность того или иного поведения в сети, что помогает развитию образа своего я. То что касается социальных навыков... Здесь возможности ограничены. Так, успехи в видеоиграх не связаны с реальностью, с тем, что в жизни человека происходит. А интернет-общение, объединяя множество людей, тем не менее очень далеко от близости реальных отношений.

Справка ИА KURSKCiTY

«Интернет-зависимость» - широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

1) Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

2) Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в сети.

3) Навязчивая потребность в сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участие в аукционах.

4) Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки Doom, Quake, Unreal и другие, стратегии типа Star Craft, квесты).



Доктор Янг в 1996 году разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети интернет.

1) Чувствуете ли вы себя озабоченным интернетом (думаете ли о предыдущих онлайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2) Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?

3) Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить пользование интернетом?

4) Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздражительным при попытках ограничить или прекратить пользование интернетом?

5) Находитесь ли вы онлайн больше, чем предполагали?

6) Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за интернета?

7) Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в сети?

8) Используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть