Пётр Михин: "Так случилось, что я на этой войне выжил..."

20.02.2016, 12.30 -
Фото: Ангелина Яхонтова

Петр Алексеевич Михин, прославленный фронтовик и писатель, написал восемь книг о военных годах, три из них были изданы в Москве, одна - «Пушки против рейха» - в Лондоне. Так о курском ветеране узнал председатель фонда «Друзья пожарной безопасности России» Крис Холгейт из английского города Чичестер, в  2011 году они познакомились. С тех пор их встречи проходят регулярно. Накануне празднования Дня защитника Отечества Петр Михин и Крис Холгейт снова встретились как встречаются добрые друзья, у которых всегда есть общие темы для разговора. Кстати, когда у Криса спрашивают, кого из русских писателей он знает, то он называет три фамилии: Пушкин, Толстой и Михин

Несмотря на то, что Петру Алексеевичу Михину 94 года, он очень бодрый и жизнерадостный, а воспоминания о тех страшных годах до сих пор свежи в его памяти, будто случились вчера.

Петр Алексеевич Михин родился 2 марта 1921 года в селе Богана Борисоглебского района Воронежской области. Закончив семь классов и Борисоглебское педагогическое училище, он поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. 22 июня студент третьего курса Петр Михин узнал о вероломном нападении фашистов на Советский союз.

Свой рассказ он начал со слов: «Случилось так, что я на этой войне выжил...». Война была страшная, немцы зверствовали, Гитлер дал им команду: «Убивайте, убивайте и убивайте!», вспоминал ветеран. Фашисты убивали как только могли, особенно военнопленных, которых было очень много. Начальниками лагерей назначали самых отъявленных головорезов.

- У меня было три спасающие силы: хорошая физическая подготовка, соображение и вера в Бога. Хоть мы и были атеистами, но когда прижимало, каждый невольно говорил: «Господи, помоги!». Вот эти все трудности и вернули нас к Богу. У меня было столько случаев, когда я оставался цел и невредим. Некоторые человеческой психике неподвластны.

Так, в Венгрии он отвечал за стык между 2-м и 3-м Украинскими фронтами. Однажды фронтовика отпустили помыться, и только он зашёл в баню, как вдруг всё вокруг загремело. Немцы узнали, что стык в том самом месте и пошли в наступление. Пётр Алексеевич накинул на себя, что было под рукой, вскочил в фаэтон с двумя мощными белыми конями и скомандовал ездовому: «Вперёд!». Ездовой свернул, чтобы ехать вдоль передовой. Дело было уже к вечеру, и Пётр Алексеевич рассчитывал, что немцы не сразу заметят его, потому что кони были белые, фаэтон белый и снег белый. Но вот скала, вдоль которой предстояло проехать, оказалась отвесной и чёрной. Конечно же, вражеский пулемётчик сразу взял русского солдата на мушку. Он мгновенно начал стрелять по коням, но пули их не поражали, а летели под животы. Кони неслись во весь опор, тоже понимали, что идёт бой.

- А я думал: «Вот сейчас какое-нибудь копыто перебьёт, и всё полетит». Переживал страшно. Оказалось, что метил снайпер не по мушке, а по вершинке траектории, которая опадает. Поэтому он думал, что стреляет по животам, а пули летели под них. К тому же, был сильный попутный ветер, который ещё сдувал траекторию. Тогда немец начал стрелять по ездовому, потом мне в голову. Мне деться было некуда, и пули летели в двух сантиметрах от носа. Так продолжалось целых 40 секунд. Я их помню до сих пор. Этот поток пуль практически глаза выламывал, это было такое страшное движение вращающихся пуль, что я закрыл глаза и сразу упал в обморок. Тогда немец принялся стрелять мне в бок, но пули опять пошли ниже и вырвали такой клок из фаэтона, что я провалился в него и очнулся. Как раз в этот момент мы вскочили в небольшое село. Сразу две дивизии открыли огонь, и мы уничтожили тех немцев, которые хотели прорваться. Когдя я писали, то постоянно вспоминал, как много мы сделали. Ведь делали невозможное!

Невозможно было перед сражением на Курской дуге взять "языка". Немцы свозили танковые дивизии, наша разведка знала, что они сосредотачиваются под  Белгородом, а вот "языка" взять, чтобы подтвердить все денные, не могли. Получилось так, что за ним должен был идти Петр Алексеевич. А до него это пытались сделать 20 групп разведчиков, и никто из них не вернулся.

- Река Донец широкая, над ним гора лесистая, немцы сидят в траншеях, а с нашей стороны низкий песчаный берег тянется на километр. Немцы на ночь выставляли пулемёты в нашу сторону, и подобраться к Донцу мы никак не могли. Поэтому я честно сказал своим парням, на что мы идем. Вернуться у нас шансов не было.

В Донец впадала заболоченная на целый километр речка. Пётр Алексеевич решил идти по этому болоту, а оно было непроходимое — ил был такой, что засасывал мгновенно любого.

- Шли и ныряли туда в воду, а под водой натыкались на  качающиеся столбики. Сначала я не понял, что это такое, а когда ухватился за один - это человеческое тело. Вот их засосало, и они колышутся мёртвые. И вот что меня спасло в этом болоте. Я шёл не прямо этот километр на немцев, потому что они утром могли видеть, что ряска образовала борозду, и поняли бы: «Ага, голубчики, пришли». Я решил идти от травки к травке зигзагами. Мы проделали около десяти километров вместо одного. Как мы брали "языка" у меня в книжках описано.

Когда они привели немца, обрадовалась не только их дивизия, а вся 57-ая армия. Героям пообещали ордена. Вдруг Петра Алексеевича к себе вызвал генерал, мрачно посмотрел на него и сказал: «Знаешь, старший лейтенант, документов-то у этого немцев нет при себе». Это означало, что разведчикам предстояло отправляться теперь уже за контрольным пленным, а это было смертным приговором. К счастью, в траве нашлась бумажка, которая оказалась письмом этого немца домой.

- Я так переживал, пока генерал читал. Из штаба армии сообщили, что поход за контрольным пленным отменяется. Я вышел и говорю своим: «Ребята, вы живы». Да сколько удивительных случаев было! Я вот думаю, есть ли ещё человек в мире, которому в блиндаж попал снаряд, вошёл в подмышку и не взорвался? Это было подо Ржевом в 1942 году. Тогда снаряды для немцев делала и Франция, и Чехия. Рядом со мной сидел телефонист, я подумал, что это он ко мне жмётся, потом смотрю, блестит что-то. Думаю, пальцы блестят, что ли какую-то консервную банку надел. Пригляделся, а это взрыватель снаряда. Я с такой нежностью поднял руку, как потом с жены, чтобы она не проснулась. А снаряд так и не разорвался. Нас спасли те, кто делал эти заряды.

Крис Холгейт внимательно слушал рассказ ветерана, после чего отметил, что ему очень близко то, о чём пишет Пётр Михин.

- В исторических книгах приводится статистика, и она ужасающая. Но в этих статистических данных не отражается индивидуальность человека, его переживания. Я считаю, то, что делает Пётр Алексеевич, безумно важно. В учебниках истории вы не почерпнёте те впечатления, который пережил человек. Очень часто мы вспоминаем о тех людях, которые погибли. У тех же, кто выжил, есть семьи и работа, но они потеряли свою молодость, на которую пришлись вот эти тяжёлые испытания, повлиявшие на их мировоззрение. Я обязан Петру Алексеевичу тем, что сейчас живу, - признался Крис.

В последние годы мы особенно часто можем наблюдать, как пытаются фальсифицировать историю, уменьшить роль советского народа в этой победе. Но Пётр Алексеевич в своих книгах описывает те события, которые пережил сам, и по его словам, что-то придумать он просто не мог.

- Я настолько эту войну знаю, так пережил её, что просто не могу сказать неправду. Как-то мы взяли с собой 500 снарядов, и все закончились. Я смотрю, бежит группа немцев. Ищу хоть один снаряд — надо же их уничтожить хоть как-то. И тут ползёт солдат мой на коленях, руки все в крови, а сам носом катит ко мне снаряд. Я когда это увидел, так обрадовался, что даже забыл про своё ранение. Уничтожил немцев. И вдруг упала немецкая мина неподалёку от этого солдата, его подбросило вверх, осколки все естественно на него. То есть он собой меня спас. А атака продолжается.

Побежали 200 наших солдат, до траншеи добежали 40, а в итоге после боя осталось всего 15.  Ведь что такое рукопашный бой? Это рёв, скорченные лица. Настолько люди все усталые, что смотреть на это страшно. Вот сели выжившие солдаты на трупы немецкие и перевязывают своих раненых. А потом всё равно бегут немцы, потому что у них приказ траншею не оставлять. И сколько таких траншей от Сталинграда до Берлина было. И вот бегут немцы, а у меня остался только один связист. Он мне трубку бросил, а сам побежал исправлять порыв на линии. Я трубку держу, немцы подбегают, и вдруг захрустело что-то, я начал командовать и слышу, батарея открыла огонь — немцев этих уничтожили.

А связиста-то всё нет и нет. И послать, чтобы узнали, что там с ним, некого. Побежал сам, держа провод в руке. Смотрю, лежит мой солдат навзничь, а изо рта у него кровь, грязь и два конца провода. Значит он успел найти этот порыв, схватил зубами провода вместе с грязью, зажал так, что ток пошёл по проводам, и так связь восстановилась. И вот он уже мёртвый дал связь. Вот какие были люди у нас! Столько героев было, но большинство погибли, - с грустью рассказывал ветеран.

После войны наш собеседник окончил свой институт, и его пригласили преподавать в Борисоглебское педагогическое училище. Там Петр Алексеевич проработал четыре года, а потом в 1951 году был призван в армию и направлен преподавать математику в Курское суворовское военное училище. После демобилизации из армии в 1961 году стал работать сначала методистом, а потом в течение тридцати лет возглавлял Курский областной институт усовершенствования учителей.

Награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны первой степени и два ордена Отечественной войны второй степени, орден Александра Невского, орден Красного знамени и орден Знак Почета; медали: За освобождение Белграда, За взятие Будапешта, За взятие Вены, За освобождение Праги, За боевые заслуги, За победу над Германией, За победу над Японией и юбилейные. Петр Алексеевич заслуженный учитель России, почетный гражданин Ржевского Района и города Соледар Украины, член Союза журналистов, дважды лауреат журналистского конкурса имени Константина Воробьева, занесен в Энциклопедию «Лучшие люди России»,в 2005 году представлял Курск на юбилейном Параде Победы в Москве.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть