Спасти историю. Как работают в Курске мастера-реставраторы

17.08.2022, 09.16

Вдохнуть новую жизнь, собрать по крупицам и представить широкому взору. Работа реставратора сложна и уникальна. Таких специалистов в регионах единицы. В Курском областном краеведческом музее трудятся два реставратора – Иван Чурсин и Михаил Денисов. У каждого своя специализация. Только за последние 5 лет мастера реставрировали более тысячи экспонатов. Недавно в музее открылась выставка «Спасенные шедевры», все они – результат трудоемкого и кропотливого труда.

Здесь восстанавливают шедевры

- Эту абсолютно неинтересную на первый взгляд вещь я нашел около Сергиево-Казанского собора, - Иван бережно перекладывает из руки в руку металлический предмет, похожий на маленькую ухватку. - Наверное, она когда-то держала водосточную трубу. Казалось бы, какая-то железяка, но она мне радует душу.

Таких предметов у Ивана Чурсина сегодня десятки, а может, и сотни. Что для обычного человека «железка», для мастера-реставратора - важная деталь из прошлого. Сейчас на счету Ивана сотни спасенных музейных экспонатов.

[img14059]

Мы стоим в небольшой комнате полуподвального помещения. Источником света служат лампа на потолке и светильники. На столе творческий беспорядок, который говорит о том, что к нашему визиту не готовились. Возле - множество инструментов. Большая часть из них ювелирного назначения, но какие-то можно встретить у любого мастера. Это и есть реставрационная. Именно здесь спасают шедевры, которые потом попадают в хранилище музея или в выставочный зал.

Каждый реставратор имеет свою четкую специализацию. Например, коллега и напарник Ивана Михаил Денисов мастер по живописи. Он одновременно является реставратором в картинной галерее им. Дейнеки. Иван Чурсин – мастер по металлу. В краеведческом музее он работает порядка 10 лет.

- До этого занимался художественной росписью, учился на худграфе в КГУ. Но с детства любил что-то вычищать, возиться с разными железками. Наверное, поэтому мне и понравилась эта профессия, - говорит Иван.

[img14062]

Профессия реставратора имеет 4 категории - третья, вторая, первая и высшая. Для каждой нужны определенные опыт и навыки. Сейчас у Ивана вторая категория, этого достаточно, чтобы работать в Курске. Но каждый год Чурсин ездит на стажировки в Москву или Санкт-Петербург, где перенимает компетенции у именитых мастеров. Временно такие выезды ограничила пандемия, но сейчас снова появилась возможность отправиться в столицу.

В мастерской множество предметов «для души», что не дотягивает своей исторической и культурной ценностью до уровня музейного хранилища, но дорого для мастера. Взгляд упирается в станину от швейной машины.

- Это не музейный экспонат, себе для декора взял. А вот часы подобрал на мусорке, здесь привел в порядок. Дома тоже много такого - подсвечники, канделябры, замки. Иногда делаю подарки для друзей, например, панно из старинных предметов, - делится Иван Чурсин.

[img14060] 

Открывая новые детали

Во время разговора поднимаемся с Иваном на второй этаж областного краеведческого музея. Здесь открывается выставка «Спасенные шедевры». Предметы из коллекции метала, керамики, живописи, ткани были реставрированы здесь руками курских мастеров. Для выставки отобрали около ста предметов, которые интересны не только своим внешним обликом, но и предназначением.

- Реставрационная работа - одно из главных направлений деятельности музея, - рассказывает заместитель директора Курского областного краеведческого музея по научной работе Игорь Плаксин. - Вот скульптура из бронзы – глухарь. По нашим документам она проходит как пепельница, она и напоминает пепельницу. Но во время реставрационной работы открываются важные детали. При реставрации глухаря мы обнаружили, что в Европе и в России в конце XIX-начале XX веков были популярны перочистки, чтобы очищать гусиные или стальные перья от остатков бумаги или капелек чернил. Здесь же была утрачена щетина и создается впечатление, что это пепельница. На самом деле таких перочисток было много и выполнялись они, как правило, в виде животных. Мы встречали перочистки в виде кабана, свиньи, волка, медведя, лисицы.

[img14053] 

А эта чернильница сделана из ядра и пуль. Она была изготовлена в память о защите Севастополя в годы Крымской войны 1853-1856 годов.

- Вероятно, кто-то из курян принимал участие в этой войне, и на память о тех событиях изготовили такие чернильницы, - говорит Игорь Плаксин.

Или забава богатого населения – стереоскоп. Фотография вставляется в рамку, ее можно приближать и удалять, изображение становится двухмерным.  Своеобразное 2D того времени.

- Есть набор с видами Курска. Человек, приобретая стереоскоп, мог совершить путешествие по городам мира. Это и Греция, и Италия, и Германия. По тем временам это была диковинка. Или альбом для фотографий. Он принадлежал курской фамилии Алехиных. Здесь собраны снимки с подписями за несколько десятилетий.

[img14052] 

Реставратор – это диагноз

Имена курских реставраторов известны широко за пределами Курской области. Заместитель директора Государственного научно-исследовательского института реставрации Алексей Петрушкевич отмечает, что и Иван Чурсин, и Михаил Денисов уже заработали себе репутацию среди реставраторского сообщества.

- То, что в Курском музее работают два специалиста сталь высокого уровня, очень важно. Я вас уверяю, далеко не каждый регион может похвастаться наличием таких реставраторов, так что Курску в этом отношении очень повезло. Взять реставрацию по металлу, это очень тонкая материя. Тем более что специалисты по металлу бывают узкими, а в краеведческом музее он должен быть мастером на все руки. Это не Эрмитаж, а музей региональный. Но наличие таких двух мастеров позволяет заботиться об этих предметах. И результат труда виден, - говорит Алексей Петрушкевич.

[img14057]

Он отмечает, что профессия реставратора - это призвание и даже диагноз. Из выпуска реставраторов одного техникума из 100 человек в профессии остаются порядка 6-8. Остальные либо уходят в смежные области, близкие к искусствоведению, либо открывают свое дело:

- Остаются либо фанатики своего дела в хорошем смысле, либо те люди, которые не мыслят жизни без этих предметов, заботы о них, сохранения.

В новый дом

Сейчас для всех работников музея остро стоит вопрос нового здания. И дело не только в количестве экспонатов.

- Условия не очень хорошие, даже в реставрационной сырость, это не очень хорошо. Порой приводишь предмет в порядок, отреставрируешь, а он опять попадает в ту же среду. Даже у нас влажность 76 процентов, хотя должна быть не выше 50. Это уже сказывается не хорошо на металле, коррозией начинает покрываться, ржаветь, портиться. Но ничего здесь не поделаешь, - говорит Иван Чурсин.

[img14061]

Для фондов областного краеведческого музея реконструируют здание мужской классической гимназии. Сейчас оно выглядит как на фото ниже, но уже в 2024 году музей переедет сюда. Сумма работ 1 млрд 548 млн рублей. Планируется не только восстановить первоначальный вид фасад, но и внутри отремонтировать по утраченным архитектурным особенностям здания.

[img14063] 

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть