29.06.2010

Электронный документооборот

Сергей Романов
начальник Отдела персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Курской области

С 1 января 2010 г. в силу вступил Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно ст. 61, страхователи обязаны представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также индивидуальные сведения персонифицированного учета в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью, если среднесписочная численность работников организации в 2009 году превысила 100 человек. С 2011 года (по данным 2010 года) аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.

Так что же такое электронный документооборот (ЭДО)? В чем его недостатки и преимущества? Кто может использовать ЭДО?

 

Электронный документооборот
В соответствии с Федеральным законом от 24.07. 2009 на №212ФЗ "О страховых взносах ПФР...", плательщики страховых взносов со среднесписочной численностью работников свыше 50 человек должны предоставлять отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме ЭЦП. Однако в 2010 году действует переходное положение в соответсвии с которым расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам предоставляются в электронном виде с ЭЦП, если среднесписочная численность превышала 100 человек за предшествующий расчетный период. В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года 27 ФЗ "Об индивидуальном персонофицированном учете", с 1 января 2011 года страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него человек за предшествующий отчетный период предоставляет сведения в электронной форме с ЭЦП.
Электронный документооборот - это совокупность программных и технических средств, а также организационных мер, обеспечивающих функционирование процесса документооборта между организациями и органами ПФР - обмен документами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП. Если вы предоставляете отчетность ПФР, то в ваших интересах подключиться к ЭДО ПФР для предоставления сведений в территориальные органы ПФР. Этот способ предоставления отчетности удобен и мобилен, позволит сэкономить ваше рабочее время при подготовке и передаче сведений, снизит количество ошибок и позволит оперативно их исправлять.
От численности работников зависит способ предоставления отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам и персонофицированному учету. С 1 января 2010 г. в силу вступил Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно ст. 61, страхователи обязаны представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также индивидуальные сведения персонифицированного учета в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью, если среднесписочная численность работников организации в 2009 году превысила 100 человек. С 2011 года (по данным 2010 года) аналогичная обязанность будет у страхователей с численностью 50 и более работников.
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) - это реквизит электронного документа, позволяющий однозначно идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. ЭЦП предназначена для подтверждения подлинности лица подписавшего электронный документ (заверенный ЭЦП документ юридически эквивалентен документу на бумажном носителе, заверенному соответствующей подписью и оттиском печати сторон).
ПФР действует строго в соответствии с законодательством, в соотвествии с которым стархователей со среднесписочной численностью более 100 человек (с 2011 года с численностью более 50 человек) должны предоставить отчетность (сведения индивидуального персонофицированого учета и расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам) в ПФР в электронном виде с ЭЦП. При этом страхователи с численностью менее 100 (50 человек) также могут сдать отчетность в ПФР в электронном виде с ЭЦП, в том числе и через уполномоченных представителей. На базе территориальных органов ПФР проводятся семинары со страхователями, на которых разъясняется порядок заполнения форм, выдаются необходимые информационно-разъяснительные материалы, программное обеспечение для подготовки отчетности. Так, например, в Управлении ПФР по городу Курску и Курскому району прошло уже четыре таких семинара. Следующий семинар состоится завтра, 30 июня, в 11.00 по адресу: г.Курск, ул.Мирная, 20.
При информационном обмене обязательно используются сертифицированные средства ЭЦП и шифрования, совместимые со средствами органов ПФР, в порядке установленном законодательством РФ. Передача информации ведется по защищенным каналам связи и возможность несанкционированного доступа к данным исключена.
Конечно, можете. Для того, чтобы стать участником ЭДО ПФР вам необходимо: 1. Заключить соглашение с территориальным органом ПФР об обмене электронными документами. Включение в систему ЭДО ПФР проводится бесплатно; 2. Заключить соглашение между страхователем и организацией, предоставляющей услуги удостоверяющего центра ЭЦП и поставляющей соответствующее программое обеспечение (на платной основе).  Программное обеспечение и ЭЦП предоставляются и устанавливаются организацией, которая оказывает услуги удостоверяющего центра. ПФР таких услуг не оказывает. Для страхователей с малой численностью работающих появилась возможность предоставления отчетности в ПФР через уполномоченного представителя. Более подробную информацию об удостоверяющих центрах, взаимодействующих с ОПФР по Курской области и предоставляющих услуги по организации ЭДО, можно получить в учреждениях ПФР или на сайте: www.pfrf.ru.
Одним из основных преимуществ предоставления отчетности с ЭЦП по каналам связи как раз является ее мобильность. У вас отпадает необходимость в личном присутствии в территориальном органе ПФР. Особенно это становится актуально при поквартальной отчетности и ограниченном сроке предоставления отчетности (до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом). Весь механизм отправки отчетности строго регламентирован в порядке информационного обмена, каждая транзакция сопровождается получением соответствующих квитанций о доставке и протоколов проверки.
Необходимый пакет документов можно получить или в территориальных органах ПФР, или на сайте отделения ПРФ: www.pfrf.ru.
Отчетность в бумажном виде у вас не примут, если среднесписочная численность работников организаци в предыдущем расчетном периоде превышает 100 человек. В случае непредоставления указанных сведений до 1 августа, к вам будут применены финансовые санкции. Исключения в этом случае законодательством не предусмотрены.
Для того, чтобы стать участником ЭДО ПФР вам необходимо: 1. Заключить соглашение с территориальным органом ПФР об обмене электронными документами. Включение в систему ЭДО ПФР проводится бесплатно; 2. Заключить соглашение между страхователем и организацией, предоставляющей услуги удостоверяющего центра ЭЦП и поставляющей соответствующее программое обеспечение (на платной основе).  Программное обеспечение и ЭЦП предоставляются и устанавливаются организацией, которая оказывает услуги удостоверяющего центра. ПФР таких услуг не оказывает. После этого отчетность, поступающая от вас, будет обработана в соответствии с действующей технологией. Дополнительное уведомление в ПФР высылать не требуется.
В соответствии с технологией обмена документами в ЭДО ПФР факт доставки документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена, факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы предоставления документа и подлинность ЭЦП.  Отчет считается принятым после получения страхователем положительного протокола контроля (в течение двух рабочих дней с момента отправки документа страхователь получает квитанцию о ее доставке в орган ПФР, в течение четырех рабочих дней с момента отправки сведений получает протокол контроля, подписнный ЭЦП органа ПФР).
Если среднесписочная численность за предыдущий расчетный период превышает 100 человек, то расчеты необходимо предоставлять в электронном виде с ЭЦП. Так что в этом году вы можете предоставить отчетность в бумажном виде.
Если в вашем случае законодательством предусмотрено предоставление отчетности в электронном виде с ЭЦП,  то в бумажном виде у вас ее не примут. А штрафные санкции предусмотрены за несвоевременное предоставление отчетности.
При информационном обмене обязательно используются сертифицированные средства ЭЦП и шифрования, совместимые со средствами органов ПФР, в порядке установленном законодательством РФ. Передача информации ведется по защищенным каналам связи и возможность несанкционированного доступа к данным исключена. Средства криптографической защиты информации, используемые ПФР и удостоверяющими центрами, имеют заключение ФСБ России о корректности встраивания СКЗИ.
Для получения более подробной информации по заполнению форм отчетности по страховым взносам и персонофицированному учету, вам стоит обратиться в территориальный орган ПФР. 
Для того, чтобы стать участником ЭДО ПФР вам необходимо: 1. Заключить соглашение с территориальным органом ПФР (в вашем случае - УПФР по городу Курску и Курскому району) об обмене электронными документами. Включение в систему ЭДО ПФР проводится бесплатно; 2. Заключить соглашение между страхователем и организацией, предоставляющей услуги удостоверяющего центра ЭЦП и поставляющей соответствующее программое обеспечение (на платной основе).  Программное обеспечение и ЭЦП предоставляются и устанавливаются организацией, которая оказывает услуги удостоверяющего центра. ПФР таких услуг не оказывает.
Да, нужно. Организация, предоставляющая услуги удостоверяющего центра, поставляет соответствующее программое обеспечение.
При переходе на электронную отчетность сроки предоставления не изменяются.
Список удостоверяющих центров можно узнать в территориальных органах ПФР или на сайте www.pfrf.ru.
Подробную информацию можно получить в территориальных органах ПФР или на сайте www.pfrf.ru.
Список удостоверяющих центров можно узнать в территориальных органах ПФР или на сайте www.pfrf.ru.
Если ваш отчет будет содержать какие-то ошибки, то в течение четырех дней вы получите протокол проверки, из которого вы узнаете о допущенных ошибках. После внесения исправлений в отчетность вам необходимо повторно направить сведения в ПФР.
При отправлении отчетности в ПФР вам необходимо заключить соглашение с удостверяющим центром и ПФР. Выбор Интернет-провайдера остается за вами, для ЭДО этот факт значения не имеет.
закрыть