Сегодня: 19 мая 2019 года
Пишите: info@kurskcity.ru
Телефоны: (4712) 730-148
Дата публикации: 06 сентября 2006 года, время публикации:00:00:00

Курск прописался на Беверли Хиллс

Ольга Макарова, независимый эксперт по вопросам культуры и искусства, член Союза концертных деятелей РФ
Плеяду имён курских музыкантов, познакомивших американцев со своим творчеством, пополнило ещё одно - Лариса Тараканова. Её имя значилось в буклетах, афишах Международного музыкального фестиваля на Беверли Хиллс. Ей аплодировала искушённая в музыкальном искусстве публика самого фешенебельного района Лос-Анжелеса.

Лариса Тараканова – уроженка города Курска. В 1986 году окончила дирижёрско-хоровое отделение Курского музыкального училища. 9 лет была художественным руководителем самодеятельного творчества работников ПО «Счётмаш». С 1995 года – преподаватель Курской ДШИ №1им. Г.В.Свиридова. Создала концертный хор учащихся ДШИ №1, который вскоре получил звание «Образцовый коллектив». Постоянный участник Свиридовских фестивалей, ассамблей, конкурсов. В 2005 году в Москве на Всероссийском конкурсе, посвящённом 90-летию Георгия Свиридова, хор был удостоен звания Лауреата. Выступает с сольными программами. В 2006 году без отрыва от работы получила второе высшее образование в московской Высшей школе изящных искусств при Международной Академии наук в Сан-Марино по специальностям «концертно-камерное пение» и «преподаватель». В августе 2006 года учавствовала в Международном музыкальном фестивале и мастер-классах на Беверли Хиллс (Лос-Анжелес, Калифорния).

Ольга Макарова – Значительные и потому весьма заметные успехи в педагогической работе с поющими учениками, конечно же, дали импульс к совершенствованию собственного голоса, более глубокому постижению секретов bel Canto, желанию открыть оптимальные пути к преодолению исполнительских трудностей. Кто вам помог осуществить задуманное?

Лариса Тараканова – В первую очередь, мои педагоги, очень талантливые музыканты, заслуженные работники культуры России, профессор хорового дирижирования Евгений Легостаев и преподаватель по вокалу Людмила Переверзева, создавшая свою вокальную школу в Курске. Они передали «святую к музыке любовь» и нам, своим ученикам. Вот почему кроме кропотливой, увлекающей своими трудностями работы с детьми, у меня было постоянное желание петь на сцене. Участие в школьных концертах, выступления в шефских программах были всего лишь пробой сил и мало, чем отличались от пения любительского. Мне всегда казалось, что я могу лучше, больше, стоит лишь открыть заветную дверцу.

О.М. – И кто же дал золотой ключ к ней?

Л.Т. – Куратор по классу вокала факультета искусств КГУ, солистка Московской государственной филармонии, профессор, заслуженная артистка России Галина Арзамасова-Калинина. Она часто приезжала, проводила мастер-классы. Первый раз я была пассивным слушателем. Но уже на втором, активном мастер-классе я на себе ощутила действенность работы педагога с колоссальным опытом концертной практики, как в России, так и за рубежом. Результат был настолько положительным, что Галина Калинина предложила мне поступать к ней в класс в Высшую школу изящных искусств. В 2004 году я была зачислена на 3 курс, а в мае 2006 года уже сдавала госэкзамены. В учёбе очень помог мой собственный педагогический опыт. На занятиях я узнала много секретов и тонкостей вокального искусства, и мгновенно для меня открылось очень многое. Это дало возможность освоить такой пласт русской музыки, как романсы Рахманинова, Римского-Корсакого, а также западно-европейских композиторов: Доницетти, Беллини, Делиба, Пуленка, Керна. Очень люблю старинные арии.

О.М. – Теперь о главном. Первый фестиваль в вашей певческой карьере и какой! Подарок судьбы?

Л.Т. – Конечно. Это международный музыкальный фестиваль и мастер-классы на Беверли Хиллс, которые проводятся в третий раз. И впервые, в числе их участников вокалисты из России, среди которых посчастливилось быть и мне. Профессор Арзамасова-Калинина получила приглашение от директора и учредителя фестиваля Грегори Чернински для проведения мастер-класса. Он слышал о московском театре Галины Калининой «Festa di voce», о её вокальной школе. Приглашение было принято, тем более что оно распространилось на её учеников. Это – Наталья Нежинская (сопрано), Елена Цуриева (меццо-сопрано) и я. Расходы по оплате проживания, питания и занятий осуществлялись за счёт спонсорских средств. Нам надо было внести $1,2 тыс. за участие в фестивале и оплатить проезд.

О.М. – Вам понравилась организация фестиваля? Кто участвовал в нём кроме вокалистов?

Л.Т. - Организация фестиваля была на самом высоком уровне. Насыщенные занятиями, репетициями, концертами десять дней оставили потрясающие и незабываемые впечатления. Но обо всём по порядку.

Разместили всех участников в гостинице, недалеко от церкви, в помещениях которой проводились занятия. Перед открытием фестиваля туда завезли рояли, поэтому возможность для занятий была предоставлена всем желающим. Струнники и духовики занимались прямо в церковном саду. Здесь же для нас было организовано питание. Кроме Галины Калининой мастер-класс по вокалу проводила американская певица и педагог Эрика Таннен. Обладательница лирико-колоратурного сопрано, Эрика показала мне много интересных исполнительских приёмов. Я сразу ощутила, как что-то изменилось в лучшую сторону. Но вокальная техника не была главной целью занятий. Большая работа велась над художественным образом, а уже от него – над приёмами исполнения.

Занятия проводились ежедневно по 2-3 часа, ежедневно проходили и концерты, в которых каждый участник фестиваля имел возможность выступить. Концертмейстеры репетировали и выступали со всеми солистами. Это большие мастера аккомпаниаторского искусства. Педагоги участвовали в концертах вместе с учениками – участниками фестиваля. Был и отдельный их концерт.

О.М. – Кто из участников фестиваля произвёл наибольшее впечатление?

Л.Т. – Несомненно, тенор из Гвадалахары Алехандро Лаззарини. Мексиканец поразил всех огромным диапазоном голоса, эмоциональностью исполнения. Американец Митчелл Лоуренц – баритон. Интересно, что родом он из Самары, в детстве был настоящим вундеркиндом-математиком. Сейчас он вице-президент банка, а ко всему – необычайно талантливый певец.

О.М. – Ваше участие в концертах давало возможность сразу же закрепить и продемонстрировать публике то, чему вас научили педагоги, то есть мастер-класс и концертная практика стали единым творческим процессом?

Л.Т. – Конечно. Более того, сборный камерный оркестр, который состоял, в основном, из участников фестиваля – инструменталистов, подготовил специальную программу, которая была исполнена в последнем концерте. В частности, кантата Моцарта «Regina Coeli» для камерного оркестра, четырёх солистов и хора. Дирижировал сам Грегори Чернински. Вёл все концерты министр музыки Ник Стримпл (Minister of Music Nick Strimple) – профессор Калифорнийского университета, в прошлом дирижёр симфонических оркестров Нюрнберга, Словацкого и Пражского радио, Пражской филармонии, блестящий музыковед и очень влиятельная личность в сфере музыкального искусства Калифорнии.

О.М. – Интересно, насколько контактна и эмоциональна была публика на фестивальных концертах? Ведь каждый концерт являет собой некий конгломерат исполнителей на сцене и публики в зале. Энергетический импульс, посылаемый со сцены, адекватно воспринимается каждым слушателем при условии, что музыкант талантлив, а слушатель открыт и доброжелателен. Как выражали свои чувства американцы на ваших концертах?

Л.Т. – Прежде всего, чувства были обоюдными. На концерты приходили люди разных возрастов, национальностей, в большинстве американцы и русские, живущие в Калифорнии. Среди них оказалась и курянка Инна Станева, обучающаяся в аспирантуре Техасского университета. Через Интернет и электронную переписку с курским концертмейстером Ольгой Едемской, Инна узнала о моём участии в фестивале и приехала в Лос-Анжелес. Это была приятная встреча.

Все, кто побывал на наших концертах, поразили своей восторженностью, огромной доброжелательностью. Радостным сюрпризом для меня было пение «на бис». После концертов многие слушатели подходили, благодарили, говорили о том, что им понравился мой голос, приглашали приехать ещё. Особенно дорога была их оценка моего исполнения романсов Рахманинова, ведь именно Беверли Хиллс стал последним местом проживания Сергея Васильевича перед уходом в мир иной. Этим воздухом он дышал! Мысли и чувства мои не передать словами.

О.М. – Лариса, а концерты были бесплатными для слушателей? Курская публика привыкла к тому, что все фестивали классической музыки в последние годы можно посетить без особых затрат.

Л.Т. – Нет, на концерты фестиваля продавались билеты стоимостью $25. Купив билет, всю печатную продукцию: буклеты, программки – можно было брать бесплатно. Программки концертов калифорнийского фестиваля, в отличие от наших, информируют слушателей обо всём, включая спонсорские вложения в организацию и проведение фестиваля.

О.М. – При таком плотном регламенте работы было ли у Вас свободное время для знакомства и достопримечательностями? Наверняка, что-то запечатлелось в памяти, удивило, порадовало?

Л.Т. – Свободного времени было очень мало, потому и старались его использовать рационально. В основном, это были прогулки по Лос-Анжелесу, но удалось побывать и на побережье Тихого океана в Санта-Монике, и на Голливудских холмах. На самой Фабрике Грёз не были, так как для этого нужен целый день. А вот на прогулки в Ботаническом саду, с его экзотической растительностью, времени хватило. Но самое мощное впечатление произвёл культурный Центр «Гётте», названный по имени миллионера, подарившего этот комплекс Калифорнии. В него входят музеи, выставочные залы, панорамные площадки с мини-садами. Всё необычайно красиво и настраивает на восприятие красоты. К слову, если бы курские бизнесмены или олигархи объединили свои усилия, сделав подобный подарок Курску, то проблема с размещением в новых помещениях картинной галереи и краеведческого музея в Курске была бы решена.

Вернувшись домой, я постараюсь сохранить свои впечатления надолго, не «расплескать» эмоции и восторженные чувства, чтобы воплотить их в музыкальных образах будущих концертных программ.

Послесловие

Международный музыкальный фестиваль на Беверли Хиллс, судя по всему, стал заметным событием в культурной жизни штата Калифорния. И как замечательно, что организованный именитыми музыкантами, настоящими энтузиастами, он объединил всех, кто любит музыку. Пусть таких фестивалей будет много, и совсем не важно, учреждают и проводят их государственные органы или частные лица. Главное, что они проводятся во благо всех, для совершенствования таланта, создания красоты и возвышения душ человеческих.

ИА KURSKCiTY © 2005-2019
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "ИА KURSKCiTY" обязательна.
адрес редакции: г. Курск, ул. Дзержинского, д.84, 5 этаж
тел./факс приёмной: 730-073
тел. редакции: 730-148
e-mail редакции: info@kurskcity.ru