Брянские типографии будут выводить из кризиса

10.08.2006, 00.00
Перспективы развития государственных унитарных полиграфических предприятий или, проще говоря, типографий Брянской области обсуждались на еженедельном оперативном совещании под председательством вице-губернатора Александра Касацкого. Председатель областного комитета по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Нина Гайдукова рассказала собравшимся, что в области сейчас существует 24 подобных предприятия, где работают 449 человек. В их числе головное предприятие - «Брянское областное полиграфическое объединение», плюс 23 городских и районных типографии.

Первое полугодие 2006 года большинство типографий отработали неплохо: даже превысили прогнозируемые результаты по объемам производства и реализации продукции. Так, за этот период произведено и реализовано полиграфической продукции почти на 42 миллиона рублей - 103,9% к прогнозу. Общая прибыль составила 4,9 миллиона рублей, а среднемесячная заработная плата работников достигла 4942 рублей. Однако если посмотреть на эти показатели в динамике по сравнению с первым полугодием 2005 года, выясняется, что объемы производства и реализации снизились в целом по отрасли на 4%, прибыль - более чем на 40%. Конечно, все заинтересовались: почему это произошло?

Как оказалось, показатели хорошо подпортили, в первую очередь, результаты работы ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение», доля которого в общем объеме производства составляет почти 60%. От областной типографии ушло несколько крупных клиентов. Во-первых, в конце 2005 года ООО «Пронто-Центр» перевел печать своих изданий из ГУП «БОПО» в собственную типографию. Причина - невозможность полноцветного исполнения газет на полиграфической базе ГУП «БОПО». Еще раньше по этой же причине «Экспресс Реклама» начала печататься в Смоленске, газеты «Комсомольская правда» и «Телевизор» - в Орле.

Комитет надеется, что с приобретением в этом году ГУП «БОПО» рулонной ротационной машины офсетной печати «Сольна» и вводом ее в эксплуатацию положение удастся частично подправить. Четыре секции красочностью 1+1 позволяют выпускать в полноцветном исполнении газеты объемом восемь полос формата A3. Гайдукова отметила, что случись это событие несколькими годами раньше, многих неприятных процессов удалось бы избежать.

Начиная с 1996 года в области неоднократно предпринимались попытки разработки и реализации программ государственной поддержки полиграфии и книгоиздания. Однако необходимых средств на эти цели изыскано не было, а собственные средства смогли найти лишь половина предприятий, и то их хватило лишь на частичную модернизацию производства. Это относится к областному полиграфическому объединению, Клинцовской, Новозыбковской и Дятьковской городских, Жуковской, Карачевской, Климовской, Мглинской, Навлинской, Погарской, Почепской, Трубчевской и Унечской районным типографиям. Здесь были приобретены печатные машины, современное допечатное оборудование, ризографы для оперативной полиграфии. Тем не менее, этого недостаточно. Большинство типографий по-прежнему не могут отпечатать полноцветную продукцию, а именно на нее растет спрос и, естественно, за такую продукцию заказчики соответственно и платят.

Анализируя работу городских и районных типографий, можно сделать вывод, что у некоторых из них, прямо скажем, перспективы не просматриваются. Поэтому комитет предложил все-таки разработать и в дальнейшем реализовывать программу реорганизации и модернизации отрасли. Одним из основных разделов программы, по словам Нины Гайдуковой, должно стать укрепление материально-технической базы предприятий полиграфии. Вопрос упирается в отсутствие необходимых средств. Гайдукова самокритично признала, что пока мало используется даже та небольшая помощь, которую предлагает администрация области, выделяющая из бюджета субсидии на возмещение части затрат за уплату процентов по кредитам. Этой помощью воспользовались лишь облтипография и Карачевская районная типография, сейчас оформляет документы Клинцовская городская типография.

К слову, значительную часть продукции в городских, районных типографиях заказывают органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные организации. К примеру, только центральные райбольницы в Жуковском, Дятьковском, Мглинском, Суражском, Навлинском районах ежегодно заказывают в местных типографиях продукцию на 100-170 тысяч рублей. Но есть и другой пример, когда в Стародубском и Севском районах райбольницы предпочитают приобретать рецептурные бланки и прочую печатную продукцию на стороне, у заезжих частников. Нина Гайдукова предложила взять на контроль местных властей государственный и муниципальный заказы на бланочную продукцию.

На совещании прозвучала мысль и о том, что пора реорганизовать предприятия. Комитет по делам печати, в частности, полностью поддерживает инициативу администрации ГУП «БОПО» о проведении в 2007 году акционирования предприятия. Для этого теперь необходимо с учетом нынешнего состояния ряда предприятий и соблюдения требований законодательства разработать предложения по их аукционной продаже или по конкурсу.

Подводя итоги, Александр Касацкий призвал Нину Гайдукову «забыть об административном ресурсе», «помнить о здоровой конкуренции на рынке полиграфических услуг» и «направлять все усилия на повышение качества выпускаемой продукции». Вице-губернатор также поручил комитету разработать программу по выходу полиграфической отрасли из кризиса.

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть