Режиссер шедевра "17 мгновений весны" Татьяна Лиознова ушла из жизни

30.09.2011, 09.23

Татьяна Лиознова - режиссер, снявший фильмы, которые знает вся страна - "Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе", "Карнавал" и другие - скончалась в четверг на 88-м году жизни в Москве после продолжительной болезни.

Друзья и коллеги отзываются о ней как о тонком художнике и высочайшего уровня режиссере и вспоминают, что она была тираном на площадке, но при этом умела создать необыкновенную атмосферу творчества. Выпускница легендарного курса Герасимова во ВГИКе, начавшая карьеру "снизу", с самых азов режиссуры, она снимала фильмы, которые сразу становились народными хитами, пользовались всесоюзной популярностью, расходились на крылатые фразы и анекдоты.

Еще совсем недавно Лиознова была во ВГИКе - со своими студентами, но, как рассказал РИА Новости близкий друг Лиозновой, главный редактор журнала "Кинопроцесс" Вячеслав Шмыров, медленно угасала. С марта этого года она практически не выходила из больницы.

Артист Юрий Яковлев, снимавшийся в фильме "Карнавал", отметил, что, несмотря на все эти больницы и плохое самочувствие, кончина Лиозновой стала для него неожиданностью.

Свои соболезнования выразили первые лица государства. Премьер Владимир Путин отметил, что каждая работа Лиозновой в кино была "подлинным событием, над которым не властно время и исторические эпохи".

"Великий режиссер, огромный организатор и огромный человек. Никогда невозможно было предсказать, какую новую краску она откроет в артистах. 500 ролей в фильме "Семнадцать мгновений весны". И каждый интересен в своем роде. И каждый артист выступил в новом качестве, ничего подобного до этого не играя", - рассказал артист Вячеслав Шалевич, сыгравший в другом знаменитом фильме Лиозновой "Три тополя на Плющихе".

Он, как и многие в этот вечер скорби, заметил, что режиссеру удавалось создавать необыкновенную атмосферу в кадре. "Она импровизировала, придумывала сцены, которых не было, каждая ее картина становилась значительным событием отечественного кинематографа", - подчеркнул он.

У этого величия были свои истоки - а именно ВГИК, который она окончила вместе с уже ушедшими титанами советского кинематографа - Ноной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым и другими. Как охарактеризовал поколение первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук - "последние из могикан". "Лиознова из тех режиссеров, кто составляет славу отечественного кинематографа, ее картины, тот же "Карнавал", переживают поколения, возраста и режимы", - уверен он.

Артист Александр Михайлов рассказал о своем периоде счастья - когда он играл в нескольких фрагментах в фильме "Карнавал". "И этого было для меня достаточно, чтоб понять: перед тобой уникальный режиссер высочайшего класса. К сожалению, такая режиссура сегодня уходит", - сказал он РИА Новости.

Из творчества Лиозновой сложно выделить один фильм, но все же "Семнадцать мгновений весны" - монумент ее таланту на века. И чтобы его создать, как рассказал актер Леонид Броневой РИА Новости, Лиозновой пришлось стать тираном на площадке.

"Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это", - говорил Броневой, добавляя, что пока одни режиссеры снимали по 20 метров пленки в день, она успевала 200, а для одной из последних серий и все 300 метров.

Шедевр создавался в муках. "Она любила репетировать и репетировала долго, мне за это время удалось выучить не только весь свой текст, но и текст Тихонова. Лиознова очень тонкий художник, настоящий суперпрофессионал, который прошла огромный путь в кинематографе, занимая практически все должности от самой низшей до режиссера, поэтому она приходила на съемки, зная все, где пауза, где поворот, где встать, и атмосфера на съемках была напряженная, да она и не могла быть другой", - рассказал Броневой.

Фильм не понравился главному идеологу страны Михаилу Суслову, но его отстояли маршал Гречко и Юрий Андропов. "Картина была представлена на Госпремию, которую мы не получили, и только Брежнев уже совсем больной наградил нас. Мы с Табаковым получили трудовой Орден Красного знамени, Тихонов - Золотую звезду героя, а Лиознова - орден Октябрьской революции с формулировкой "за участие в фильме". Это она, которая создала этот фильм", - сокрушается Броневой.

Он назвал Лиознову величайшим художником своего поколения.

Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года. Российский кинорежиссер, сценарист, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии. Закончила режиссерский факультет ВГИКа в 1949 году, дебютировала в 1958 году лентой "Память сердца", сняла такие всенародно любимые фильмы, как "Карнавал", "Три тополя на Плющихе", "Им покоряется небо". В ее картинах снимались советские кинозвезды: Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Вячеслав Тихонов, Ирина Муравьева, Олег Табаков и другие.

Одной из главных работ в ее творчестве стал 12-серийный телесериал "Семнадцать мгновений весны" про советского разведчика Исаева-Штирлица (1973), который вместе с фильмом "Три тополя на Плющихе" представили российским телезрителям недавно в цветной версии.

Похоронят Лиознову на Донском кладбище, согласно ее воле рядом с могилой матери. Дата прощания и похорон пока уточняются. 

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть