Патриоты «под ключ»

23.06.2016, 15.35 -

Несмотря на режим экономии, в 2016 г. почти втрое увеличены расходы федерального бюджета на патриотическое воспитание. Произошло это ещё до того, как президент Путин положил конец идеологическим метаниям: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Проблема в том, что исполнители под «грамотным воспитанием» часто подразумевают милитаризм и перевирание истории под распил государственных щедрот. Львиная доля денег тратится на бесконечные слёты, конференции, конкурсы и парады, в которых участвует менее 1% российской молодёжи. А поисковым отрядам, уцелевшим боевым ветеранам и семьям погибших за Родину достаются крошки со стола.

Часовые бюджета

Под Новый год Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) попросила депутатов Госдумы существенно увеличить расходы на её патриотические проекты. Думский комитет по спорту и делам молодёжи рекомендовал выделить просителям дополнительные 1,2 млрд рублей.

Но в проекте бюджета на 2016 г. для Росмолодёжи предусмотрено всего 879 млн рублей. Из них 680 млн пойдёт на проведение федеральных молодёжных образовательных форумов «Территория смыслов», «Балтийский Артек», «Таврида» и «Итуруп». Крупнейшее из этих мероприятий «Территория смысла» (бывший «Селигер»), предназначенное для «приумножения человеческого капитала», стоит 350 млн рублей. Для сравнения: СМИ оценивали суммарное финансирование почившего в бозе движения «Наши» от различных государственных организаций, включая госконтракты и президентские гранты, в 460 млн рублей за 2007–2010 годы. Патриотизм подорожал.

В целом в 2015 г. в разных регионах страны организовано 11 крупных молодёжных форумов: например, «Экспедиция Арктика» прошла от Арктики неподалёку – на том же Селигере. Одновременно Росмолодёжь обросла сетью ФГУПов: Роспатриотцентр, Российский центр содействия молодёжному предпринимательству, Международный молодёжный центр. В нынешнем году планируется возродить пионерию под названием «Российское движение школьников».

Чем все они занимаются? Открываем сайт Роспатриотцентра: всего за одну неделю под его эгидой прошла куча мероприятий. Например, российско-японский молодёжный форум, миссия которого заключается «в создании международной коммуникационной площадки для дружественного профессионального и гуманитарного взаимодействия молодых людей России и Японии». Ребята обсуждали волонтёрство и молодёжное сотрудничество сначала в Москве, потом в Екатеринбурге.

А какая может быть любовь к Родине без Всероссийского молодёжного фестиваля патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»? В фестивале могут принять участие россияне в возрасте от 18 до 30 лет – как сольные исполнители, так и ансамбли не более 5 человек. Финалисты из регионов приедут в Москву: засветятся на телеэкранах, получат неплохой старт в карьере. Но почему за это платит государство, а не продюсеры Дробыш с Пригожиным, например? На ниве патриотизма где песня, там и стихи: на той же неделе Роспатриотцентр поучаствовал в проведении Литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы». В нынешнем году он состоит сразу из двух конкурсов: «рифмы» для поэтов и для прозаиков. А худрук конкурса Владислав Маленко в напутственном слове сказал: «Мы – часовые дара молодых мальчиков и девочек!»

Мы не знаем, во сколько обошлись бюджету патриотическая поэзия и услуги «часовых», но цена программы Росмолодёжи «Волонтёры Победы» называлась в открытых источниках – 63,5 млн рублей в год. Это при том, что слово «волонтёрство» происходит от латинского voluntarius – «добровольный». Самый обычный слёт вроде Форума казачьей молодёжи стоит 1,6 млн рублей. А одна контора получила 7 млн руб. на «объединение патриотической молодёжи вокруг духовных скреп».

Чётко патриотка 

Слово «Родина» не зря пишется с большой буквы. Ради любви к ней русскому человеку ничего не жалко. Правда, за последние 5 лет мы увидели череду скандалов на почве злоупотребления этим высоким чувством. В 2014 г. глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов просил силовиков проверить работу Росмолодёжи, подозревая традиционные российские игры с госконтрактами. Уголовных дел мы не увидели, хотя в руководстве Росмолодёжи команду Сергея Белоконева сменили Сергей Поспелов и соратники.

В прошлые годы чуть ли не половину «патриотических» конкурсов выигрывали фирмы, основанные выходцами из «Наших». Согласно одному из журналистских исследований, в 90% случаев на конкурсы Росмолодёжи подаётся одна заявка, которая и побеждает. Обычная ситуация: фирма выиграла 19 конкурсов из 20, в которых участвовала, переварила 20–30 млн рублей. При этом у неё нет сайта, по оставленным телефонам на вопросы не отвечают. Вот, например, «арктический» слёт на Селигере в 2015 г. собрал 150 участников, траты на каждого составили 50 тыс. рублей в день. Словно им сняли пентхаус в «Ритце» на новогоднюю ночь.

Регионам такие бюджеты и не снились, но здесь тоже уловили патриотический тренд. А значит, не иметь у себя соответствующего комплекса мероприятий – недальновидность и большая политическая ошибка. В провинции патриотизм почти всегда связан с войной: молодое поколение учат стрелять, драться, орудовать ножом либо знакомят с боевыми традициями и техникой. Например, по проекту «Школьники Ставрополья на волне патриотизма» группа ребят весной совершила перелёт из Минеральных Вод до Мурманска с пересадкой в Москве и посетила закрытый военный городок Гаджиево, в котором расположена база атомных подводных лодок Северного флота.

По всей стране разом возродилась советская военно-патриотическая игра «Зарница». В Тамбове запустили проект «Девичий батальон», участниками которого стали девушки от 14 до 16 лет. В рамках данного проекта их научат драться, готовить и оказывать медицинскую помощь. В Волгограде в рамках военно-спортивного фестиваля ребят учили наносить штыковые удары по мешкам. Даже в Республике Тыва, где никогда раньше не было военно-спортивных лагерей, основали лагерь «Патриот». Естественно, произошло это в рамках местной программы «Гражданин-патриот» при партнёрстве МВД, МЧС, таможни, пограничников, горвоенкомата.

Патриотические акции в школах многие родители называют «уроками истерики». Уже в детсадах бушует акция «Маленькие патриоты России». А вот щедро разрекламированное сообщество «Патриотки РФ», похоже, сдулось: усилий тысяч молодых женщин оказалось недостаточно, чтобы продлить регистрацию их сайта. А в группе движения в соцсети всего 3 тыс. участников – в 100 раз меньше группы «Фильмы-онлайн».

Встречи солдатиков

Понятно, что традиции проведения в России всевозможных слётов и конференций грандиозны. Расходы на это огромны, а польза, например, от встречи выпускников российских и афганских вузов, не всегда очевидна. Цели программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» сформулированы чётко. По итогам освоения 2-миллиардного бюджета доля россиян, гордящихся своей страной, должна вырасти на 8%, число организаторов патриотического воспитания – вдвое; воинских частей, шефствующих над образовательными организациями,– втрое; а героико-патриотических и военно-патриотических музеев в образовательных организациях и на предприятиях – в 1,5 раза. Станет ли молодёжь вследствие этого опорой нынешней власти – большой вопрос. Ведь в 1991 г. с комсоргами, музеями на предприятиях и шефством воинских частей всё было лучше, чем сейчас.

Создаётся впечатление, что ставка на патриотизм сделана в момент, когда надежды на рост экономики и благосостояния граждан окончательно развеялись. А депутаты Госдумы первыми уловили, как повернулся государственный штурвал. Ведь дельную экономическую идею от них утомишься ждать, а патриотизм – это привычная популистская среда. В 2015 г. эсер Олег Пахолков предложил прививать детям чувство патриотизма с помощью экскурсий в города-герои, ввести в программу дополнительный предмет. Единоросс Алексей Журавлёв предложил маркировать товары фирм, в прошлом сотрудничавших с фашистскими режимами Германии и Италии, чтобы сохранить историческую память. Кто-то предлагал запретить карате – японская ведь штука, оскорбляет память погибших в войне.

Законотворческая мысль патриотов ударила настолько через край, что Дума была вынуждена отклонить инициативу депутата Максима Шингаркина, предлагавшего обязать школьников исполнять государственный гимн в начале каждой учебной недели. А представителям «Единой России», КПРФ и ЛДПР не удалось запретить гражданам и компаниям РФ отвечать на запросы зарубежных или международных организаций без предварительного согласия госорганов (штраф предлагалось установить в размере 10 млн рублей). Однако весной 2016 г. президент подтвердил, что патриотизм – единственно возможная национальная идея, и стало окончательно ясно, что цунами не остановить. Сегодня разработкой закона «О патриотическом воспитании» занимаются две конкурирующие депутатские группы, во главе одной из которых бывший атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий.

Тренд подхватил и бизнес: на самых разных товарах видишь хохломской орнамент – от общественных туалетов на Манежной площади до соков, производимых дочками корпорации Coca-Cola. А под брендом Caviar продают золотые айфоны с портретом Владимира Путина. Первую партию по 147 тыс. рублей за штуку раскупили в считаные дни. И хотя президент дал понять, что ему такой патриотизм не нравится, патриотов уже не остановить

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть