Банк ВТБ24 Курск  

Европе обещают нефтяную войну

- 16.08.2006, 00.00 - Екатерина Голубкова
Европейцы прогнозируют новый виток энергетического противостояния с Россией. Правда, на этот раз не газового, а нефтяного. Основанием для опасений стала до сих пор не устраненная авария на экспортном нефтепроводе «Дружба», из-за которой литовский НПЗ Mazeikiu nafta (MN) уже почти полторы недели испытывает дефицит в поставках нефти.

В понедельник вечером международное рейтинговое агентство Fitch Ratings опубликовало доклад, в котором указало на сохранение рисков для нефтеперерабатывающих компаний Центральной Европы. По мнению специалистов Fitch, европейские НПЗ слишком зависят от поставок российской нефти, и ситуация на литовском НПЗ Mazeikiu nafta может повториться.

Напомним, 29 июля на экспортном нефтепроводе «Дружба» произошла авария. В связи с этим объем прокачки в направлении Литвы снизился почти вдвое и составит 800 тыс. тонн нефти в месяц, которые полностью уйдут белорусскому Новополоцкому НПЗ. По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, компания выдала техническое задание на проведение независимой экспертизы состояния магистрального нефтепровода. В зависимости от выводов экспертов будет приниматься решение о капремонте либо строительстве новой магистрали.

В то же время специалисты Fitch полагают, что «если поставки российской нефти по нефтепроводу на MN не возобновятся в течение ближайших нескольких недель, это может заставить думать, что за их срывом стоят скорее политические, нежели технические причины, вызванные недавним приобретением литовского НПЗ польской PKN Orlen, а не российской нефтяной компанией».

По мнению Fitch Ratings, в «категории риска» также находятся PKN Orlen (НПЗ в Польше и Чехии), Grupa Lotos (НПЗ в Польше) и MOL (НПЗ в Венгрии и Словакии). В докладе агентства отмечается, что все эти компании имеют доступ к альтернативным источникам поставок, однако перебои с поставками российской нефти отрицательно скажутся на их марже от переработки. В частности, сейчас нефть на Mazeikiu nafta поставляется танкерами из порта Приморск, что делает ее дороже в среднем на 1,5–2 долл. за баррель.

Получить комментарии у упомянутых компаний не удалось. Правда, в своем докладе агентство отмечает, что намеренные долгосрочные сбои в поставках на НПЗ Центральной Европы маловероятны: российские нефтяные компании заинтересованы продавать нефть в этом регионе из-за более высоких, чем на внутреннем рынке, цен. Кроме того, сложно перенаправить такие крупные объемы нефти на другие экспортные маршруты. В сообщении Fitch также говорится, что ни PKN, ни MOL не испытывали каких-либо серьезных перебоев с поставками нефти из России за последние 10 лет.

Аналитики считают, что вокруг Mazeikiu nafta сложилась непростая ситуация, и Fitch не мог ее не отразить. Однако эксперты не видят причин в прекращении российских поставок нефти в Европу. Так, аналитик латвийского офиса Hansabank Юрис Янковскис говорит, что в первую очередь это связано с высокими ценами на нефть, при которых России очень выгоден экспорт.

С ним согласен Тимур Хайруллин из ИК «Финам». По его словам, главная причина, по которой события в нефтяной отрасли не будут развиваться так же, как в газовой, – это наличие в России крупных нефтяных компаний с преобладающим частным капиталом. «Опасения европейцев вызывает то, что «Газпром» помимо экономических решает еще и политические задачи. Однако кроме «Роснефти» и «Газпром нефти» есть много других компаний, которые относительно свободны в принятии решений», – говорит аналитик.

Но Юрис Янковскис предупреждает, что «нефть и газ – это те рычаги, которые использует Россия в своих отношениях с другими странами». «Яснее всего мы увидели это на примере газового конфликта между Москвой и Киевом», – высказывает свои опасения латвийский эксперт. По его словам, в отношениях России с европейскими странами преобладают политические мотивы, их же он видит и в прекращении поставок на литовский НПЗ. Поэтому, по мнению эксперта, в случае серьезных политических разногласий российская нефть на другие европейские НПЗ может пойти так же, как и на Mazeikiu nafta – морем.

С Янковскисом частично соглашается и Надежда Казакова из лондонского офиса «Альфа-Банка». «Если принять во внимание недавнее заявление главы «Транснефти» Семена Вайнштока о планах по увеличению мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС) на 200 баррелей в день, то через 2–4 года российская нефть из трубопровода может быть переориентирована в порт и доставляться оттуда в Европу танкерами. Тогда ее стоимость для конечного потребителя увеличится», – полагает Казакова.

Однако эксперт напоминает, танкерные перевозки позволяют обслуживать небольшой объем нефти. «Кроме того, в России растет добыча, и к моменту, когда мощности БТС будут увеличены, они будут использованы для дополнительных объемов», – говорит аналитик. «Поэтому для опасений нет серьезных оснований: российским компаниям самим выгоднее поставлять нефть по трубопроводу. Да и у европейских компаний есть запасные рынки», – заключает Тимур Хайруллин.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter