История одного волшебника: К 80-летию Виллена Нестерова

11.02.2013, 10.30 -

11 февраля 2013 года исполнилось бы ровно 80 лет заслуженному деятелю искусств России, лауреату Государственной премии России Виллену Нестерову. Но так распорядилась судьба, что пять лет назад Курский драматический театр им. А. Пушкина потерял своего главного художника... Он был настоящим волшебником, мастером своего дела. Его любили и ценили  при жизни, его вспоминают добрым словом и сейчас. О нем готовы говорить  часами — таким талантам, как Нестеров, трудно найти замену, а если быть еще точнее — просто невозможно. Сегодня родные и близкие известного художника, а также его коллеги делятся своими воспоминаниями о нем.

«Свое дело он сделал достойно!»

Театр был делом всей жизни Виллена Нестерова. Это не секрет ни для кого. «Он служил театру, причем служил рыцарски, - вспоминает жена мастера, заслуженная артистка РФ Инна Кузьменко. - Семья у него всегда стояла на  втором месте». Виллен Васильевич постоянно над чем-то работал, придумывал, творил... Он не мыслил своей жизни без театра — об этом говорит и актер Курского драматического театра Николай Шадрин: «Нестеров все время был здесь: и утром, и днем, и поздно ночью...»

В своей любимой работе художник был требователен не только к другим, но и, в первую очередь, к самому себе. Его всегда любили в цехах, его помнят до сих пор. К нему приходили за помощью не только как одному из руководителей театра, но и как к другу, а тот, кто помладше, - как к отцу. «Я сама это видела», - делится дочь художника, актриса Курского драматического театра Мария Нестерова. Как-то Виллен Васильевич подарил одному из монтировщиков театра свой молоток. С тех пор мужчина не расставался с ним — он привязал его к себе на пояс и носил всегда с собой. «Это подарок Нестерова», - с особой гордостью говорил монтировщик.

«Виллена отличали порядочность, безукоризненная честность, природная интеллигентность, и, что самое главное, он никогда никого не осуждал. Если ему надо было сделать кому-то замечание, то он подходил и тихо, чтоб другие не слышали, говорил, что и где нужно исправить», - рассказывает Инна Кузьменко.

«Это был очень открытый, душевный человек, обладающий хорошим чувством юмора, - вспоминает художественный руководитель Курского драматического театра, народный артист России Юрий Бурэ. - Первое наше знакомство состоялось в городе Орле. Я тогда там работал над новой постановкой, а в качестве художника был приглашен Виллен Нестеров. Помнится, когда он вошел в театр, передо мной предстала такая громадная фигура в черном пальто и в черной шляпе. Он произвел на меня достаточно серьезное впечатление. Я еще тогда подумал, как же я с ним буду общаться, к тому же Нестеров был и старше меня». Но первое впечатление, как выяснилось, оказалось обманчивым. Юрий Валерьевич легко сработался с Вилленом Васильевичем, и уже здесь, в Курске, практически все спектакли были поставлены ими совместно. «Вся моя творческая жизнь в этом театре связана с именем Виллена Нестерова. Кроме того, мы с ним стали очень хорошими друзьями. Так что работу с ним я вспоминаю с большой радостью и благодарностью к этому человеку», - говорит Юрий Бурэ.

Многие называли Виллена Нестерова настоящим волшебником, и это волшебство, по рассказам его коллег и близких, чувствовалось во всем. Все, к чему прикасались руки Нестерова, приобретало самые неожиданные формы и наполнялось особым смыслом. «У него была потрясающая фантазия, - вспоминает дочь мастера. - Как-то я, еще будучи ребенком, пришла в театр на новогодний спектакль. Открывается занавес, перед взором зрителей необычайной красоты сказочный лес. И вот во время действия я замечаю, как с одной веточки дерева на другую перелетает птичка... Это произвело на меня такое впечатление! Да, «ожившая» птичка никак не влияет на сюжет, но, согласитесь, эта деталь во многом характеризует художника».

Все декорации Нестерова отличались друг от друга. Он избегал повторов, каждая его работа была уникальна и заставляла удивлять публику. «Какие были спектакли! Какие декорации! - восхищается Инна Кузьменко. - Чего только стоил «Крестный отец», который шел тогда в «две серии», в течение двух вечеров. Материал был огромный, все очень переживали, придут ли зрители завтра, на вторую часть. И вы знаете, пришли, зал был полон. Тогда этот спектакль стал настоящим потрясением для культурной жизни нашего города». К счастью, декорации Виллена Нестерова живы и сейчас: это оформление таких постановок, как «Дурочка», «Сирано де Бержерак», «Эти свободные бабочки», «Жертвы века», «День рождения кота Леопольда».

Кстати, известный всем занавес в Курском драматическом театре был привезен из Москвы именно Нестеровым. «Виллен Васильевич лежал в кузове грузовика, накрывшись этим занавесом. Потом его уже здесь монтировали, вешали... Все лежало на плечах Нестерова, но ему это нравилось, он этим жил. Я всегда говорила и буду говорить: для него главным был театр и только театр», - рассказывает жена художника.

Виллен Нестеров никогда ни на что не жаловался. Хотя многие замечали, что последние годы у него часто были грустными глаза. Народный артист России Евгений Поплавский, будучи  близким другом художника, однажды спросил, что кроется за этой грустью. На что Нестеров ответил: «Жень, глаза перестали у людей гореть. Радость ушла из театра».

...Вслед за этой радостью ушел и сам мастер. Его уход для многих стал настоящей неожиданностью. «Я думал, как это обычно бывает, лег человек подлечиться. Никто и не предполагал, что он больше не вернется», - с горечью говорит Евгений Семенович. «Он рано ушел. Я считаю, что в 74 года такому человеку уходить не надо было. Театру сейчас его очень не хватает. Мне об этом часто говорят, только знаете, тихо-тихо... Но печаль моя светла. Никто не вечен, жизнь движется вперед», - делится Инна Кузьменко.

«Не хватает сейчас таких людей, как Виллен Васильевич. Говорят, людей незаменимых нет. Это все неправда. Каждый человек - это личность. И когда от нас уходят такие личности, как Нестеров, это всегда чувствуется. Пусть не в мировом масштабе и не в масштабе всей страны, но в масштабе города, театра это чувствуется очень сильно. Но свое дело он сделал достойно. Дай Бог, чтоб и другие так сделали», - говорит актер Курского драмтеатра Евгений Поплавский.

Семья — еще одна гордость мастера

Семья Нестерова — это творческая семья: его жена - заслуженная артистка России Инна Кузьменко, дочь — Мария Нестерова — также пошла по стопам своей матери. Это настоящая интеллигентная, порядочная семья, и понимаешь это уже в первые минуты общения с ее представителями.

Когда родилась Мария, ее отец уже был главным художником театра, мать — актрисой. О том, что такое настоящее творчество маленькая Маша знала не понаслышке. И несмотря на то, что в основном все свои силы Виллен Васильевич оставлял за пределами дома, в театре, находилось время для творчества и для своих родных. Навсегда в памяти дочери художника остались две картины, нарисованные на стене в ее комнате. На одной из этих картин - сюжет из сказки про царевну Лягушку. «Я всегда засыпала, глядя на эту расписанную стену», - вспоминает Мария Нестерова.

Хотя, по признанию самой Марии, спать, особенно днем, она, будучи ребенком, не особо желала. И здесь пришла на выручку отцовская фантазия. Нестеров изобрел некий «индикатор сна». «Вот легла однажды в кровать (а спать то не хочется), приносит папа ко мне в комнату какую-то штуковину и говорит: «Смотри, это специальный индикатор, который проверяет спит ребенок или нет». И поставил то, что принес, на шкаф. Вы знаете, этот «индикатор» произвел на меня такое впечатление, что я заставила себя заснуть, а когда проснулась, почувствовала себя необычайно гордой!» - с улыбкой вспоминает Мария Нестерова.

Поводов для гордости дочь Виллена Васильевича давала немало. Одним из них стал талант Марии к шитью. Подрастая, Маша, как и любая девочка, хотела красиво одеваться. Однако в советские годы, помнят все, обновить свой гардероб было делом не из легких. И тогда Мария решила научиться шить, записалась в кружок кройки и шитья. «Мне так это нравилось, и папа это видел, - говорит дочь Виллена Васильевича. - Как раз-таки тогда, когда отец ездил в Москву за знаменитым занавесом, он и купил мне в столице швейную машинку. По тем временам, это было что-то невероятное. Так я потом на этой машинке шила все - от трусов до пальто. Папа очень мной гордился. И я всегда, до последних его дней, когда что-нибудь сошью, будь то кухонная прихватка или выходное платье, несу показывать папе. А он говорил: «Молодец». Это была его высшая оценка, и я сияла».

И если к шитью у Марии Нестеровой настоящий дар, то к рисованию, по признанию актрисы, абсолютно нет никаких склонностей. «Здесь гены мне отказали окончательно», - делится Мария.

Виллен Нестеров всегда верил в дочь. Однажды в семье известного художника разгорелся спор. Виллен Васильевич пытался доказать своей супруге, что их пятилетняя дочь обладает чувством ритма и музыкальным слухом. «Папа пробарабанил по столу, задав определенный ритм, и затем попросил меня повторить то же самое. Вы не представляете, как я старалась, у меня даже испарина выступила на лбу — как же, папа должен доказать маме, что есть у меня чувство ритма. И вот я повторила, и отец, довольный, воскликнул: «Есть!» У папы очень хороший слух был, он любил петь, особенно ему нравилась оперетта, и любовь к ней, кстати, передалась и мне».

Нестеров был во многом талантливым человеком и, кстати, очень любил всех творческих людей. «В этом отношении, надо сказать, он был фанатом, - признается Инна Кузьменко. - Мне, как его жене, приходилось от этого в определенной степени страдать. Ведь все домашние хлопоты тогда лежали на моих плечах, а ведь я еще и в театре играла, причем роли большие и сложные... Нестеров был личностью, требующей внимания, уважения и труда. Я это понимала, да и он понимал все, но по-другому не мог».

Он много думал, много мечтал... Не всем его мечтам суждено было сбыться. Мария призналась, что отец грезил путешествием во Вьетнам. Его очень привлекала эта страна. «Еще папа очень хотел, чтобы у Анечки, его внучки, все хорошо сложились в жизни, - делится Мария Нестерова. - Я считаю, что все-таки он прожил достойную жизнь, оставил после себя хорошую память».

Волшебник без волшебной палочки

Виллен Васильевич был разным. Об этом говорят все, кто знал художника. На работе он был требовательным, но стоило ему только выйти за пределы театра, как Виллен Васильевич становился совершенно другим: обаятельным, веселым, добрым и порой даже в чем-то трогательным.

Нестеров очень любил природу, и много свободного времени, ежели таковое имелось, посвящал именно ей. Дача, лес, походы на природу — без этого просто не мыслилась жизнь мастера. Евгений Поплавский не без улыбки вспоминает один из таких выездов на природу: «Виллен собрал огромный рюкзак — чего там только не было, даже замороженный минтай (рыбу никто из нас не умел ловить), а вот самое главное — спички — он и забыл. Впрочем, как и чайную заварку, и тогда мы решили заваривать чай корой дуба».

Художник от природы просто не отрывен, убежден Евгений Семенович. Ведь именно там, вдали от шума и суеты, рождаются новые замыслы. Хотя море Виллен Васильевич почему-то не любил. А может, и не море, а сами курорты, где большое скопление людей. Никто толком и не знает, откуда эта нелюбовь к морю, даже его супруга Инна Петровна. «Вот так вот сядет на берегу в своей кепочке и полосатой майке и сидит, сидит... Смотрит вдаль около часа, а потом идет к морю и плывет, будто кит. Далеко заплывет, перевернется на спину и лежит. А потом назад - и уходит с пляжа», - вспоминает Инна Кузьменко.

Зато на своей даче Нестеров по-настоящему отдыхал, искрил юмором и, как обычно, применял свое волшебство. «Как-то начали жарить шашлык, вдруг откуда ни возьмись, набежали тучи, полил дождь. Уж не знаю как, Виллен молниеносно откуда-то собрал куски шифера, раз-другой - и готов навес для нашего мангала», - рассказывает Евгений Поплавский.

Волшебство Виллена Васильевича заключалось не только в том, чтобы буквально из ничего сделать какую-то вещь, но и в том, чтобы научиться сделать то, чего еще не умеешь. Так, увидев у своего друга и соседа по даче Евгения Поплавского шикарную теплицу с помидорами, Виллен Васильевич непременно захотел себе такую же. Сказано — сделано. Только получилась она в два раза больше соседской. «А ты на меня посмотри (Нестеров был очень высокого роста — Прим. автора), как я по-твоему должен туда заходить, сгибаться пополам что ли?» - пояснил художник.

Вдали от города Виллен Нестеров словно сбрасывал с себя все заботы и хлопоты, становился будто бы другим человеком. «Бывало, сядем вместе у костра, картошечки напечем, помидорчиков с огурчиками нарежем, посидим, поговорим, помечтаем...» - делится Евгений Семенович. Поплавский признается, что после ухода Виллена Васильевича у него уже нет такого друга, с которым вот так вот запросто можно было бы посидеть, поговорить, что называется, по-мужски.

Он умел удивлять не только как талантливый художник. Порой Нестеров заставлял людей, знающих его долгие годы, в буквальным смысле открывать рты от удивления. Одним из таких случаев стал праздник, на котором собрались все работники театра. «Наша молодежь решила станцевать лезгинку. Все выстроились цепочкой, и тут в конец хвоста пристраивается Виллен Васильевич и начинает выделывать какие-то па в такт музыке. Все были просто поражены, ведь он никогда не танцевал — не умел этого делать», - удивляется Евгений Поплавский.

...О способности Нестерова удивлять можно говорить и говорить немало. Впрочем, как и о других гранях его личности — неординарной, талантливой, яркой. Его знали многие, его продолжают помнить и сегодня, потому что такие люди не забываются. Такие личности просто так не уходят. 30 лет жизни, отданные Курскому драматическому театру, - это целая эпоха. А у каждой эпохи, как известно, есть свое место в истории.

ЦФО, Курск

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть