«Остаться в живых», или Когда у курских студентов заканчивается веселая жизнь?

25.01.2013, 17.50 -

25 января отмечают свой «профессиональный» праздник курские студенты, а также представительницы прекрасного пола с именем Татьяна. Сейчас на территории Курской области действуют 24 вуза и филиала. Всего в них учится больше 63,5 тыс. студентов, из которых почти 1,8 тыс. - это иностранцы. Студенческая пора — один из самых незабываемых периодов в жизни каждого человека. Для одних - это время беззаботной жизни и веселых вечеринок, для других — пора нудных пар, семинаров, коллоквиумов и практических работ, а для кого-то — все вместе взятое. Но обычно с приходом сессии веселая жизнь заканчивается, и наступают длинные скучные будни, плавно переходящие в ночные зубрежки. Итак, корреспонденты ИА KURSKCiTY попытались узнать, как «выживают» курские студенты в период сессии и как на это реагируют преподаватели?

Не все шпаргалки одинаково эффективны

Как и студенты, преподаватели бывают разные - и по характеру и по методике обучения. Естественно, учащиеся вузов и ссузов любят тех, кто не мучает различными семинарами, на экзаменах уходит из кабинетов и дает спокойно списать, а потом не «валит» дополнительными вопросами. Но есть и те, у кого просто так хорошей оценки не добьешься. Тут уж либо учить, либо списывать.

Каждый сдает экзамены по-разному. Кто-то получает «отлично» автоматом, кто-то послушно и упорно учит материал, кто-то надеется на свой ум и красноречие, а самым изворотливым на помощь приходят шпаргалки. Какой человек в пору студенчества не мастерил шпаргалок, хотя бы для подстраховки? Да практически все.

А где их взять, когда ты за семестр не посетил ни одной пары? Конечно, в интернете. Сейчас мировая сеть предлагает не только уже готовые ответы на вопросы по различным предметам, но и места, куда можно спрятать ценные знания от глаз строгого преподавателя.

Пожалуй, самыми распространенными остаются классические шпаргалки-гармошки. Только теперь их не пишут вручную, а печатают на компьютере. Удобство их заключается в том, что они компактно помещаются в ладони и легко перелистываются. Однако, если студент сидит практически перед носом у преподавателя, шансов списать практически нет.

Второй популярный вид шпаргалки студенты называют Hands free. Он намного моложе предыдущего, но уже вошел в число излюбленных. Для этого студенту понадобится мобильный телефон, мини-гарнитура и друг, который прочитает правильный ответ по телефону во время экзамена. Здесь главная задача — спрятать наушник так, чтобы его не заметил преподаватель. Например, девушке — под длинными волосами, а парню — в руке, облокотившись ухом на ладонь. А дальше - почти как в теленовелле «Наваждение» непревзойденного мастера комедий Леонида Гайдая.

На этом использование высоких технологий в качестве шпаргалок не заканчивается. Например, можно сделать аудиошпаргалки, записав ответы на МР3-плеер, и на экзамене включить нужный трек. Но, как и в предыдущем примере, необходимо быть очень осторожным, а главное — не перепутать аудиозапись.

К третьему, «высокотехнологичному», варианту можно отнести интернет на мобильном телефоне, с помощью которого реально найти практически любой ответ на экзаменационный вопрос. Правда, сейчас с преподавателями такой «номер» может и не пройти, так как они уже знают, что по мобильному телефону можно не только звонить. «Удивлена была, когда первый раз заметила, что учащиеся списывают с телефона. Долгое время просто не обращала внимания...» - рассказывает доцент кафедры теории и практики журналистской работы КГУ Дина Силакова.

Это далеко не весь список шпаргалок, которые изобрели и используют студенты на экзаменах. Уже не такими популярными стали «бомбы», скорее всего потому, что современный студент стал еще ленивее, чем раньше. А объемы материалов порой невозможно уместить на линейках, ручках или девичьих коленках.

Как курские студенты справляются с экзаменами

Действительно, сегодня студенты несильно, как говорится, напрягаются при написании шпаргалок. Мы решили выяснить, какими подсказками чаще всего пользуются курские студенты. Оказалось, что предпочтение они отдают классической, годами отработанной схеме: распечатанные мелким шрифтом ответы, спрятанные везде, где только можно.

Однако, как выяснилось, чтобы списать тоже нужен огромный талант. Далеко не все студенты умеют списывать так, чтобы преподаватель ничего не заметил. «В моей студенческой жизни шпаргалки были всегда. Чаще всего пишу их от руки, тем самым я пропускаю прочитанный материал через себя еще раз, а значит, лучше запоминаю, - делится студентка 5-ого курса КИСО (филиала) РГСУ Валентина Рябикова. - Но вот проблема... Воспользоваться моими шпаргалками могут все, кроме меня самой!» Валентина объяснила, что шпаргалки размером 5х5 см она, как правило, прячет в карманы. Но вот доставать их и списывать девушка абсолютно не умеет. Если такое случается, то преподаватель всегда замечает и делает предупреждение.

А вот курянка Надежда Сургина в период студенчества прятала шпаргалки в чулки. «Даже не знаю, что было хуже: идти на экзамен в лютый мороз или в 30-градусную жару, - вспоминает Надежда. - Однажды во время моего списывания зашел преподаватель, с перепугу я выбросила все подсказки за батарею. Чтобы вернуть их обратно, мне пришлось применить всю свою ловкость».

Кстати, многие студенты утверждают, что делают шпаргалки не для списывания, а для уверенности, подстраховки, так сказать. Ведь когда ты знаешь, что в любом случае у тебя есть ответ, готовиться, согласитесь, гораздо проще. Многие курские преподаватели, в свою очередь, вполне лояльно относятся к тем, кто списывает. В основном, они закрывают глаза, а бывает, и совсем уходят в другую аудиторию. Сами же студенты стараются, что называется, не наглеть при списывании, тогда спокойно можно получить хорошую оценку. В противном случае — на пересдачу.

Как мы видим, все легко и просто. Не проявляют куряне чудеса изобретательности. Конечно, нам рассказывали о тех, кто писал ответы на ногтях, коленках и даже дужках для очков, но, к сожалению, выйти на след этих легендарных студентов нам не удалось.

По ту сторону баррикад

После экзаменов аудитории напоминают склад макулатуры. Преподаватели в партах и под ними находят такое количество шпаргалок, что их могло бы хватить на несколько учебников.

Списывающего студента от подготовленного практически всегда можно отличить, считает доцент Дина Силакова. «Подготовленный студент обычно волнуется, что-то припоминает, формирует мысль и потом записывает. Ведь живая письменная речь немного спонтанна. А вот списывающие студенты выдают себя тем, что очень старательно делают вид, будто все знают. У них в этот момент непередаваемое выражение лица - выражение тщательно симулируемого спокойствия», - делится Дина Викторовна.

За всю преподавательскую деятельность Дине Силаковой не попадалось особо оригинальных шпаргалок. «Современные студенты не креативят, особенно с тех пор, как появились компьютер и интернет. Распечатывают и только изобретают, куда положить. Правда, однажды, еще в «докомпьютерные» времена, одна студентка оставила мне после экзамена шпаргалки, тщательно переплетенные и перешнурованные, как настоящие книжки. Очень красивые. Я до сих пор храню их у себя на память», - говорит Дина Викторовна.

Зато доцент кафедры теории и практики журналистской работы КГУ Татьяна Сафонова однажды обнаружила интересную шпаргалку. «Шпаргалку видела на носовом платке. На одной стороне было прикреплено штук тридцать маленьких шпаргалок, а в другую якобы заболевшая студентка чихала», - вспоминает Татьяна Вадимовна.

Преподаватели когда-то тоже грызли гранит науки...

Не секрет, что доценты и кандидаты наук, которые сейчас преподают в курских университетах, когда-то сами были студентами. Они также ночами учили и тряслись от страха на экзаменах.

По словам Дины Силаковой, в институте она училась на «отлично» и никогда не списывала на экзаменах, потому что стеснялась. «Я один единственный раз за всю свою учебу написала шпаргалки на экзамен по научному теизму, - вспоминает доцент. - У нас был преподаватель, который очень плохо видел и носил очки с толстенными линзами. Он практически был слепой. Все знали, что у него можно было легко списать. Вот и я решила воспользоваться случаем и написала себе пару шпаргалок, но вытащить их так и не смогла... Совесть заела».

Самым страшным экзаменом для будущего преподавателя оказался старославянский язык. Как отмечает Дина Викторовна, его боялись все студенты, потому что преподаватель был очень строгим. «От страха я забыла весь предмет и ничего не могла сообразить. В итоге мне поставили «хорошо». Это была единственная четверка в моем дипломе», - отмечает доцент.

А вот у Татьяны Сафоновой за все студенчество не было «страшных» экзаменов, все сдавалось без особых переживаний. «Я шпаргалки писала частенько, но списывала крайне редко - не из-за того, что боялась «попасться», а потому что уже помнила все содержимое», - говорит Татьяна Сафонова.

ЦФО, Курская область

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть