По курсу ЦБ РФ $76.2ք €91.2ք
По курсу АО "Россельхозбанк" Продажа $78.65 €93.85 | Покупка $73.65 €88.85

Нелегкое детство: Как в Курске трудным детям помогают поверить в себя

19.11.2012, 12.03 -
Нелегкое детство: Как в Курске трудным детям помогают поверить в себя

В нашей жизни нам нередко приходится слышать фразу «проблемные дети». Однако специалисты уверены, проблемным сам по себе ребенок быть не может — как правило, все идет из семьи. Поэтому помогая ребенку вернуться в общество, стать его полноценным членом, следует одновременно заниматься и воспитанием его семьи. В Курске вот уже 18 лет работает областной реабилитационный центр для несовершеннолетних, главная задача которого — не только помочь детям и их семьям выбраться из трудной жизненной ситуации, но и не допустить разрыва родственных связей между ними. О том, как юных курян направляют на верный путь, рассказывает ИА KURSKCiTY директор Центра Ирина Нарыкова.

Главное — не допустить разрыва родственных связей

В 1994 году в Курске открылся Центр помощи семье и детям, а в 2002 году он был перепрофилирован в областной реабилитационный центр для несовершеннолетних. За последние три года в учреждении находилось более 3 тыс. семей, оказано более 60 тыс. услуг, среди которых социально-педагогические, социально-психологические, юридические, медицинские, социально-бытовые.

Сюда попадают дети из числа детей-сирот, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой, а также попавшие в трудную жизненную ситуацию. У ребят могут быть конфликтные ситуации как с родителями, так и со сверстниками. Главное разобраться — почему возникают такого рода ситуации? Откуда пришла проблема? И специалисты Центра начинают долгую, кропотливую, сложную и очень ответственную работу. Понятно, что к каждому ребенку нужен особый подход. Ведь попав в реабилитационный центр, его воспитанник понимает — раз он здесь, значит он не такой, как все. «Особенно тяжело даются первые дни пребывания в Центре, - говорит Ирина Нарыкова. - У детей полное неприятие наших сотрудников. Порой на самый обычный вопрос со стороны специалиста можно услышать далеко не лицеприятный ответ. Но мы все понимаем. Просто надо перейти через себя и дальше работать».

С маленькими детьми ситуация обстоит несколько иначе. У подростков имеется уже определенный жизненный опыт; оказавшись в Центре, они чувствуют себя ущемленными, отличными от своих сверстников. «С малышами проще в этом отношении, - поясняет Ирина Николаевна. - Здесь они как раз таки получают то, чего лишены были дома: тепло, ласку, заботу. Педагоги, работающие с ними, и словом добрым подбодрят, и пожалеют детишек, а они, в свою очередь, очень быстро откликаются на добро и внимание».

Постепенно ребята, находящиеся в реабилитационном центре, начинают понимать, что это вовсе не карательное учреждение. Напротив, оно призвано помочь им и их семье, не допуская при этом разрыва родственных связей между детьми и взрослыми. После курса реабилитации, что очень важно, ребенка стараются вернуть в свою семью. Впоследствии порядка 86,5% ребят, прошедших реабилитационный курс в Центре, попадают в родную семью. «Значит мы на правильном пути», - уверенно говорит Ирина Нарыкова.

Каждый ребенок должен поверить в себя

Процесс реабилитации — очень сложный процесс. Однако упущенное надо наверстывать. И прежде всего ребятам нужно подтянуть свои школьные знания. Дети в период реабилитации (как правило, это одна школьная четверть) посещают школу №15 г. Курска. Адаптация в новой среде для любого ребенка, бесспорно, - дело не из легких. Что говорить про детей, попавших в реабилитационный центр. Прийти в совершенно чужой класс, сесть за одну парту с новым учеником и чувствовать себя наравне с ним — нет, это далеко не просто.

«Мы берем ребенка на четверть, чтобы он за это время смог восполнить упущенные знания и к концу этого реабилитационного периода быть аттестованным по школьным предметам. Но в случае необходимости ребенок может быть оставлен на повторный курс. Однако более 60% детей после пройденного курса снимаются с учета - это хороший показатель», - рассказывает директор реабилитационного центра.

При этом очень важно, чтобы полученные успехи, так сказать, не потерялись. Для этой цели специалисты Центра ставят семью на постреабилитационный патронаж. «Какие бы мы ни давали рекомендации учителям этого ребенка, его родителям, соседям, все-таки самое главное, чтобы он поверил в себя и перестал думать, что никому не нужен, - подчеркивает Ирина Николаевна. - Ведь поступающие к нам дети — это зачастую так называемые изгои школ, трудные дети. Они пытаются найти себе в жизни то место, где бы их понимали, то есть ищут своего рода «друзей по несчастью». А где они их ищут? Во дворах, подъездах...».

Специалисты Центра пытаются не просто выявить проблемы трудных детей, но и определиться, в чем их «фишка»: что им интересно, чему бы им хотелось научиться. В реабилитационном центре проходит презентация кружков по интересам. Ребятам предлагают выбрать тот вид занятия, который им близок по душе. Поначалу дети записываются практически во все предложенные им кружки, рассказывает Ирина Нарыкова. «Таким образом ребята начинают себя искать и, знаете, находят, начинают раскрываться: кто в танце, кто в рукоделии, кто начинает сочинять стихи и рассказы, а кто погружается в изучение юридического права. И что примечательно, дети сами себя начинают уважать», - делится наш собеседник.

Подведение итогов проделанной реабилитационной работы — неотъемлемая ее часть. В конце каждой четверти проходит выпускной вечер. Очень важно не забыть похвалить каждого выпускника, а если еще он и грамоту получает... «Вы бы видели глаза детей, когда им вручают похвальные листы! Ведь как правило, грамоты, которые мы выдаем за активное участие в жизни Центра, за учебу, за прилежное поведение, становятся первыми в жизни этих детей», - говорит Ирина Нарыкова.

С родителями ведется отдельная работа

Если родители или родственники ребенка полагают, что достаточно привести свое чадо в реабилитационный центр и прийти за ним по окончании курса, то они глубоко ошибаются. Работать придется всем. «Главным условием при поступлении к нам ребенка является то, что его родители должны выступать в роли наших партнеров, - разъясняет Ирина Николаевна. - С ними мы заключаем договор, согласно которому на момент нахождения ребенка в Центре его родители будут активно с нами сотрудничать. Если у ребенка возникла проблема, значит ее корни кроются где-то в семье».

Специалисты Центра диагностируют ребенка и затем составляют для него индивидуальную программу реабилитации. Параллельно с детьми ведется работа и с родителями. «Родителям тоже нужна помощь, причем она может быть самой разной: кому-то требуется грамотный юрист, кому-то - психолог, а кому-то - специалист в области медицины», - поясняет директор областного реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Чтобы вывести родителей из трудной жизненной ситуации порой бывает мало помощи психолога или нарколога. Многим также необходимо трудоустроиться. В Центре помогают решить и эту проблему. Бывает и такое, что рабочее место родителям предоставляют прямо в реабилитационном центре. «Мы даем им возможность встать на ноги, показать, что есть другой мир, другое общество, другие интересы, - поясняет Ирина Нарыкова. - Важно на этом правильном пути не сойти с него — это мы обязательно контролируем, наши специалисты должны быть уверены, что ребенок находится в надежных руках».

В период реабилитационного курса родители обязаны навещать своих детей. Ребята всегда с нетерпением ждут этих встреч, расстраиваются, если к ним никто не пришел. «Какая бы ни была мать, она все равно навсегда останется главным человеком в жизни ребенка, - говорит наш собеседник. - Так трогательно, когда дети в ожидании прихода своих родителей делают маленькие «заначки»: прячут в своих тумбочках кусочки шоколада или печенье. Надо же будет чем-то маму угощать — объясняют ребята».

И все-таки мама есть мама...

Результаты проделанной работы рано или поздно дают о себе знать. Отрадно, что увеличилось количество детей, которые после курса реабилитации получают положительные оценки по итогам школьной четверти. Затем ребята вновь возвращаются в свою школу, быстро включается в учебный процесс.

Примерно в 1,7 раза стало меньше случаев направления детей в интернаты. «Мы считаем эти показатели очень важными. Какой бы ни была семья и какими бы ни были хорошими условия в государственном учреждении, все равно ребенку не хватает мамы, - подытоживает Ирина Нарыкова. - Проводя столь масштабную работу с родителями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мы стараемся донести до них, что так, как нужен ребенок своим родным, он не будет нужен никому».

Очень хочется, чтобы как можно больше родителей пришли к осознанию этой простой, но очень важной мысли. Чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым. Чтобы проблемы из детства не перешли в последующую взрослую жизнь и не выросли, как снежный ком. И, наконец, чтобы однажды эти повзрослевшие ребята сами создали полноценную, уже свою собственную, семью, в которой их дети жили бы в окружении любви и заботы. И все-таки это возможно, если задуматься об этом прямо сейчас.

ЦФО, Курск

Рекомендуем

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть