Идем в магазин без нервов, или Как курянам вернуть некачественный товар

07.11.2012, 14.56 -

Практически ежедневно мы становимся покупателями, и с проблемой приобретения некачественного товара хоть раз да приходилось сталкиваться каждому из нас. Разумеется, испорченные продукты питания или развалившиеся на третий день после покупки туфли доставляют обманутому покупателю неприятные хлопоты. Мы идем в магазин, где был приобретен некачественный товар, пытаемся вернуть его или обменять, порой нам приходится доказывать права потребителя. Все это, согласитесь, отнимает уйму времени и, главное, здоровья. Особенно не позавидуешь тем, кто «попался» на покупке некачественного дорогостоящего товара, к примеру стиральной машины или холодильника. Как вернуть такую покупку? Что делать, если она была приобретена в интернет-магазине или вообще в другой стране? На эти и другие вопросы, касающиеся соблюдения прав потребителей при покупке крупногабаритной техники, отвечает и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области Юрий Горчаков.

Что говорит Закон?

Приобретая товар, мы все-таки рассчитываем на то, что его качество соответствует договору купли-продажи. Обнаружив, как правило уже дома, в процессе эксплуатации товара, те или иные его недостатки, покупатели пытаются некачественный товар вернуть или обменять. Однако магазин не всегда спешит разрешить вопрос в пользу покупателя. Тогда куряне обращаются в Управление Роспотребнадзора. Так, за период 2012 года к специалистам Управления обратилось более 40 курян, которые жаловались на выявленные недостатки холодильников, стиральных машин, духовых шкафов, пылесосов.

Итак, попробуем разобраться, возможен ли возврат или обмен приведенных выше товаров (в случае обнаружения их недостатков), ведь они относятся к категории технически сложных. Покупателю при попытке обмена такой покупки нередко приходится слышать от продавца, что данный товар является технически сложным и обмену не подлежит. Чтобы аргументировано возразить продавцу, покупатель должен быть «подкован» на все сто.

Отметим, перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. В этот список в числе других попадают и бытовая радиоэлектронная аппаратура, и фото- и киноаппаратура, и электробытовые машины и приборы, и бытовое газовое оборудование и устройства, а также вышеупомянутые холодильники, стиральные машины, морозильники, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15-ти дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара — неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (45 дней);

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Следует учитывать, что при покупке товара в кредит потребитель фактически заключает два договора: договор купли-продажи на приобретение товара и договор на предоставление кредита с кредитной организацией (то есть банком). Соответственно, при расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы у потребителя остаются обязательства перед банком по возврату полученной денежной суммы и уплате процентов, отмечает и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по региону.

Отметим, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства) входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г.

Если потребитель считает отказ в возврате или обмене крупногабаритной техники необоснованным, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Кроме того, потребитель вправе обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Курской области на предмет проверки законности такого отказа.

Разбираемся с интернет-покупками и покупками, сделанными в другой стране

Все более популярными становятся покупки в интернет-магазинах. Правоотношения, которые возникают между продавцом и покупателем, права и обязанности сторон при покупке товара через интернет-магазин, так же, как и при покупке в магазинах розничной продажи, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». При неудовлетворении продавцом в добровольном порядке законных требований покупателя, покупатель вправе предъявить иск в суд по месту своего жительства или пребывания, независимо от того, где зарегистрирован и находится продавец (интернет-магазин).

Бывает и такое, что граждане приобретают товар в другом государстве. К нам в редакцию обратился курянин, который купил стиральную машину в Украине. Спустя полгода техника перестала должным образом работать. Как разъяснили нашему агентству специалисты Управления Роспотребнадзора по региону, потребитель вправе обратиться с требованием о гарантийном ремонте в сервисный центр, указанный в гарантийной (сервисной) книжке на товар. В случае если недостаток является существенным, требование о его возврате (замене) может быть предъявлено непосредственно производителю или официальному представителю производителя на территории РФ.

Ремонт бытовой техники: все по закону

Теперь разберемся, какими правами обладает потребитель, лишившийся бытовой техники на время ее ремонта. Как разъясняют нашему агентству специалисты Управления Роспотребнадзора, в отношении товаров длительного пользования, в течение гарантийного срока, изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ.

Когда заходит речь о ремонте крупногабаритного товара, так или иначе возникает вопрос о его доставке до сервисного центра. Если товар стоит на гарантии, кто должен доставить технику до мастерской: сам покупатель или же продавец? Доставка крупногабаритного товара или товара весом более пяти килограммов для ремонта, замены или возврат их потребителю осуществляются силами за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

ЦФО, Курская область

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть