Вечные ценности в гастрольных спектаклях Малого театра в Курске

27.06.2012, 17.50 -

26 июня в Курском драматическом театре начались гастроли Государственного Академического Малого театра. Это первые гастроли именитого театра в Курске. Отметим, что коллективы Курского драмтеатра и Малого театра объединены именем великого русского актера Михаила Щепкина. До того, как Михаил Семенович стал актером Малого театра, он играл на курской сцене, где, кстати, в 1805 году и дебютировал. Художественный руководитель Курского драмтеатра Юрий Бурэ на одной из пресс-конференций подчеркнул, что «наконец-то восторжествовала историческая справедливость» - Малый театр привозит в столицу Соловьиного края три свои постановки.

Курские зрители окунутся в эпоху 19-го века

Малый театр покажет в Курске три спектакля по русской классике - «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Правда хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. «Дело в том, что эти два автора - Александр Грибоедов и Александр Островский - имеют особое значение для нашего театра, - пояснила заведующая литературно-драматургической частью Малого театра Ольга Буткова. - Роль грибоедовского Фамусова исполнял Михаил Щепкин, это была одна из лучших его ролей. Что касается Александра Островского, то Малый театр по праву считается его домом: в свое время здесь были сыграны все его пьесы». Кроме того, выбранные для гастрольного показа спектакли имеют особенный успех у публики, награждены рядом театральных и государственных премий. По словам Ольги Бутковой, «лучшие силы нашей труппы - в этих спектаклях». В них участвуют и снискавшие всенародное признание артисты, и молодежь.

Более ста сотрудников Государственного Академического Малого театра прибыли на гастроли в Курск. Среди актеров художественный руководитель театра Юрий Соломин, Людмила Полякова, Василий Бочкарев, Евгения Глушенко, Ирина Муравьева, Борис Клюев, Василий Зотов, Ольга Чуваева, Виктор Низовой, Инна Иванова, Полина Долинская, Глеб Подгородинский, Александр Вершинин и многие другие.

Важно подчеркнуть, что Малый театр старается, чтобы зритель окунулся в атмосферу той эпохи, в которую происходит действие спектакля. «У нас нет усеченных декораций, как мы играем у себя дома, в Москве, так играем и в любых других городах. Все необходимые декорации, все атрибуты, все костюмы - одним словом, все до мелочей мы везем с собой на гастроли», - обращает внимание заведующий труппой Малого театра Владимир Бейлис.

Каждый спектакль будет идти на курской сцене в течение двух дней. Так, 26 июня пьеса «Горе от ума» с огромным успехом уже дебютировала в областном драмтеатре. Спектакль пройдет и 27 июня. 28 и 29 июня курянам представят постановку «Правда - хорошо, а счастье лучше», а 30 июня и 1 июля гастроли завершит пьеса «На всякого мудреца довольно простоты».

Заведующий труппой Малого театра Владимир Бейлис признался, что «иногда наш театр называют музеем». «А что может быть плохого в музее? Классики поднимали общечеловеческие проблемы, - отметил заведующий труппой знаменитого театра. - Я считаю, и Юрий Валерьевич Бурэ в этом со мной абсолютно солидарен, нет ничего хорошего в том, что зрители, особенно молодое поколение, знакомятся с классическими произведениями через антрепризы. Зачастую режиссер дописывает свои слова. Смысл, который хотел донести до нас классик, разумеется, искажается».

Новый зритель - новые волнения

«Театр - вещь эмоциональная, очень сердечная, - начал свою встречу с курскими журналистами художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. - Очень много зависит от зрителя, ведь он дает большой стимул». В Малом театре играет много выпускников Юрия Мефодьевича. Однако, как признался великий актер и театральный педагог, «то, что они учились у меня, ничего не значит», - первыми кого увольняет Юрий Соломин за проступки, становятся как раз-таки его ученики.

[im1] 

Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин

Юрий Мефодьевич на сцене более полувека, тем не менее, при выходе на сцену он и по сей день испытывает пускай даже и легкое волнение. «Это только кажется, что не волнуешься, на самом деле волнуешься, - поделился великий актер. - Я накануне первого спектакля на курской сцене целый день повторяю текст. Новое место, новый зритель, даже новая рубашка, которая сейчас на мне, - все это, безусловно, действует на меня». 12 лет роль Фамусова в Малом театре блистательно исполняет Юрий Соломин, кроме того, он мог бы и за каждого из задействованных в пьесе актеров прочитать слова, но все-таки, как сказал Юрий Мефодьевич, «что-то еще такое присутствует, что не может определить ни один врач, ни один психолог».

Молодые актеры плачут настоящими слезами, причем не только женщины, но и мужчины. Все это говорит о том, что они буквально переживают эмоции своих героев, они сами словно проживают маленькую жизнь на сцене.

«Когда мы отмечали 65-летие победы в театре, я должен был читать стихотворение «Я убит подо Ржевом», которое до этого читал лет 20, - рассказывает Юрий Соломин. - Я вышел на сцену, но не смог прочитать и двух строчек - в горле комок. В зрительном зале стояла тишина. Я просто развел руками и ушел, последовал взрыв апплодисментов - зрители все поняли».

Для того, чтобы вжиться в роль, прочувствовать ее, у актеров Малого театра есть особая традиция. Актриса Инна Иванова призналась, что старшее поколение всегда учило молодых приходить за несколько часов в театр. «Я прихожу за 2-3 часа до спектакля, иногда, если есть возможность, и за полдня. Настраиваюсь, нахожусь наедине со своими мыслями, а потом обязательно с первым звонком я уже на сцене», - поделилась актриса.

Театр - это дыхание, заявил актер Виктор Низовой, который 17 лет играет на сцене Малого театра. «Театр - это живое. Зритель смотрит - у артиста слеза пошла, он дышит, он улыбается, он смеется. Мы, актеры, чувствуем дыхание зала, и когда выходим на поклоны, и видим, как зал плачет, апплодирует, то, поверьте, это такого дорого стоит, что забываешь обо всех своих проблемах за стенами театра, - рассказал Виктор Низовой. - Это наша профессия, ради этого мы живем».

[im2] 

Заслуженный артист России Виктор Низовой

«Горе от ума»: играть сложно, но почетно

По мысли актеров Малого театра, все русские классики продолжают быть актуальными и на сегодняшний день. Так, исполнительница роли Лизы в спектакле «Горе от ума» Инна Иванова отметила, что Александр Грибоедов особенно актуален в наше время. «Каждое слово, каждый образ из «Горе от ума» присутствуют в современной жизни. Это произведение учит и совести, и чести, и уму, и интеллегентности, и культуре», - подчеркнула актриса.

[im3] 

Заслуженная артистка России Инна Иванова

Александр Грибоедов закончил свою великую комедию в 1824 году. По словам заведующей литературно-драматургической частью Малого театра Ольги Бутковой, «Горе от ума» - один из тех шедевров русской драматургии, которые никогда не исчезали их репертуара Малого театра. Роли Чацкого, Фамусова, Софьи постоянно исполнялись лучшими артистами труппы. Нынешняя постановка «Горя от ума» была осуществлена в 2000 году режиссером Сергеем Женовачем. Спектакль отмечен рядом высоких наград, в том числе и Государственной премией - Юрию Соломину за блестящее исполнение роли Фамусова.

«Фамусов - это прежде всего папа. Это наша жизнь, но это вовсе не значит, что надо играть в джинсах и майке, все-таки это история, и повторяется она со всеми поколениями», - поделился исполнитель одной из главных ролей Юрий Соломин.

Роль Софьи досталась начинающей, талантливой актрисе Полине Долинской. «Мне кажется все-таки, что Софья любит Чацкого, может быть, я и не показываю этого на сцене, но это, на мой взгляд, так, - размышляет актриса. - Ни один мужчина, который когда-либо встречался на жизненном пути женщины, не проходит бесследно, так или иначе, но какой-то уголок в ее сердце он занимает». Исполняя роль Софьи, Полина Долинская призналась, что открыла в себе какие-то более женственные стороны - красивый стих, по мнению актрисы, обязывает.

[im4]

Актриса Полина Долинская

Глеб Подгородинский, которому в постановке отведена роль Чацкого, говорит, что работа в этом спектакле очень трудная - ему не совсем близок по духу Чацкий со своей открытостью и прямолинейностью. По жизни Глеб Подгородинский более дипломатичный. Актер также признался, что никогда и не думал, что ему придется играть Чацкого.

В постановке также задействованы такие замечательные актеры, как Людмила Полякова, Александр Вершинин, Инна Иванова и многие другие.

«Потаенная прелесть» спектакля «Правда -  хорошо, а счастье лучше»

28 и 29 июня куряне на сцене областного драматического театра увидят пьесу «Правда - хорошо, а счастье лучше» в постановке Сергея Женовача. В постановке задействованы одни из лучших актеров труппы Малого театра: Василий Бочкарев, Людмила Полякова, Евгения Глушенко, Виктор Низовой, Антон Хомятов, Сергей Вещев, Лариса Кичанова, Ольга Жевакина, Глеб Подгородинский и другие.

Спектакль получил Государственную премию РФ и «Золотую маску» за лучший актерский ансамбль, а также премию секции критики СТД «Гвоздь сезона». Действие пьесы происходит в Москве, в столь любимом Александром Островским Замоскворечье. В спектакле прозвучат народные песни и романсы русских композиторов.

По словам режиссера-постановщика Сергея Женовача, если раньше сюжет этого произведения разворачивали под углом столкновения «темного царства» и подрастающего демократического поколения, то сегодня «пьеса открывается своей наивностью, душевностью, ясностью, щемящей тоской, какой-то потаенной прелестью». «Время сейчас такое динамичное, что театры любят из длинных названий делать короткие. Но лично мне нравятся старые московские неспешные заглавия, как «Правда - хорошо, а счастье лучше», - рассуждает знаменитый режиссер. - Ведь правда - это действительно хорошо, и жить по правде - единственно верно, но существуют вещи, которые находятся выше чувства правды: состояние души, гармония с собой, счастливые минуты...».

«На всякого мудреца довольно простоты» - пьеса общемирового значения

Завершатся гастроли Малого театра на Курской земле спектаклем «На всякого мудреца довольна простоты». Эта пьеса была написана в 1868 году и в том же году представлена впервые на сценах Александринского театра в Петербурге и Малого театра в Москве. Нынешняя постановка - девятая по счету, роли в ней исполняют Василий Зотов, Ирина Муравьева, Борис Клюев, Алефтина Евдокимова, Александр Клюквин, Ольга Чуваева и другие.

Как рассказала заведующая литературно-драматургической частью Малого театра Ольга Буткова, премьера этого спектакля состоялась в октябре 2002 года, и до сих пор он идет с неизменным аншлагом. Музыку к данной театральной постановке написал Шандор Каллош, сценическое оформление создал Энар Стенберг.

По словам художественного руководителя театра Юрия Соломина, без Александра Островского театру не обойтись. Что касается пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», то она, как выразился Юрий Соломин, отличается от всех других: это комедия социального плана о нарождающихся новых отношениях в обществе.

Заведующий труппой Малого театра Владимир Бейлис, в свою очередь, отмечает, что эта пьеса общемирового значения. «Это пьеса о людях, которые правят миром, о государственных чиновниках», - подчеркнул Владимир Бейлис.

[im5] 

Незадолго до премьеры в Курском драмтеатре, репетиция спектакля

ЦФО, Курская область

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть