Курский бизнес пойдет... в образование

27.12.2006, 00.00 -
Что значит качественное образование сегодня? Это значит, что человек, получивший его, гарантированно сможет трудиться на выбранном поприще. Огромное количество государственных и коммерческих вузов предоставляют абитуриентам такую возможность, но... лишь наполовину. Выпускники вузов все чаще оказываются посетителями Центра занятости. Для них нет рабочих мест. Сегодня каждый третий выпускник в России не может найти работу по специальности. Нынешним летом было зафиксировано 5,6 млн. безработных – это почти на 200 тыс. больше, чем за тот же период прошлого года. Самую большую долю безработных в процентном соотношении составляют молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет.

Учись студент – безработным будешь

Каковы причины этого? Представители фонда «Общественное мнение» и «Левада-Центра» обнародовали результаты исследования «Рынок труда и система профессионального образования», проведенного ими по заказу Министерства образования и науки. Социологический опрос, в котором приняли участие 13 тыс. человек, тысяча из которых – руководители предприятий, показал, что бизнес не удовлетворен подготовкой выпускников вузов, притом что больше россиян считают получение высшего образования необходимостью. Однако около 38% выпускников вузов нуждаются в переподготовке сразу же после получения диплома. А 8%опрошенных бизнесменов заявили, что предпочитают не принимать на работу новых сотрудников, а обучать уже имеющихся (два года назад такой ответ дали 5% опрошенных). Реальной проблемой многие называют завышенные ожидания молодых людей по зарплате. Результаты опроса зафиксировали и значительный рост интереса взрослых людей к образовательных кредитов. Однако взаимодействие деловых кругов и вузов не должно ограничиваться лишь денежной стороной вопроса. Как, каким образом и в какой степени работодатели могут участвовать в деятельности образовательных заведений – об этом говорили в Курске в ходе круглого стола «Вуз – студент – работодатель: формы сотрудничества», организованного Курским государственным университетом при участие представителей областных комитетов по труду и образования, управления Федеральной государственной службы занятости населения по Курской области, а также потенциальных работодателей.

Даешь высшему образованию «нотку прагматизма»!

Основная проблема современного российского образования заключается в том, что система замкнута, неподвижна и в силу этого не может реагировать на потребности рынка – к такому выводу пришли участники «круглого стола». «Перед любым вузом прежде всего стоит два вопроса: КОГО готовить и КАК готовить. Сегодня у нас есть специальности, которые существуют уже давно. Есть новые, открытые по разным причинам. Есть «модные», появление которых было продиктовано спросом в условиях рынка. Тем не менее структура подготовки для нас – большая головная боль: слишком часто меняются правила игры на рынке образовательных услуг, законы, и нам трудно спрогнозировать спрос. Что касается второго вопроса - «как готовить?». Если мы работаем на заказчика, а заказчик не доволен качеством, значит не все так гладко в самой структуре высшего образования. И здесь без участия заказчиков, в какой бы сфере они не работали, в процессе подготовки студентов, мы никогда не дадим им тех специалистов, которых они ожидают. Сегодня бизнес должен внести необходимую нотку прагматизма в академизм высшей школы», - считает ректор КГУ Вячеслав Гвоздев.

А чем же недоволен курский работодатель? «В большинстве случаев выпускников вузов приходить учить заново. Даже бывшие студенты экономических факультетов зачастую теряются от таких понятий, как, например, мерчендайзинг, супервайзер. Этому надо учить, тем более что город у нас по природе своей купеческий, оптовая и розничная торговля развивается активно, и ей нужны специалисты. А глядя на наших выпускников, понимаешь, насколько бизнес и образовательные заведения оторваны друг от друга. Сегодня молодым специалистам не хватает бизнес-мышления, мышления, ориентированного на результат», - отметил представитель курского многопрофильного холдинга «Дана» Андрей Равицкий. «Современные выпускники ко всему прочему социально не адаптированы, они не готовы к тому, что ждет их за порогом вуза. Зачастую у многих из них – завышенная самооценка, особенно если студент получил хорошие показатели на выходе», - подчеркнула известный курский кутюрье Вера Геппа.

Итак, проблемы намечены, претензии высказаны. Следующий вопрос – как их решать. Здесь, стоит отметить, у курских вузов есть уже своя выработанная стратегия. Прежде всего, многие из них стараются максимально сблизиться с потенциальным работодателем. В частности, представители различных организаций и фирм активно привлекаются к преподавательской деятельности, опять-таки традиционная производственная практика, дающая возможность студентам и на других посмотреть и себя показать. «В последнее время многие наши студенты пишут выпускные работы по заказу предприятий, например, «Разработка фирменного стиля футбольного клабу «Авангард» и пр. Кроме того, всех работодателей Курска в апреле 2007 года мы приглашаем принять участие в корректировке учебных планов, и внести туда те предметы, которые, на их взгляд, необходимы для качественной подготовки специалистов. Также по желанию работодателей мы готовы построить систему дополнительного обучения, предложить выпускникам дополнительные курсы с получением специального сертификата», - рассказала начальник учебно-методического управления КГУ Наталья Пархоменко.

«Прекрасной возможностью и для выпускников, и для работодателей являются так называемые «Ярмарки вакансий», которые проходят у нас ежегодно; проведение «Дней карьеры» на конкретных факультетах, презентация компании среди выпускников. Кроме того, в помощь работодателям мы готовим «Справочник выпускника», где содержатся резюме и фотографии наших выпускников», - сообщила директор регионального центра содействия занятости и адаптации выпускников КГУ Раиса Проскурина.

Еще больший вариант сращивания бизнеса и образования продемонстрировала Курская сельхозакадемия. Совместно с компанией «БИОК» на базе последней ими была создана кафедра биотехнологий, преподавателями которой являются ведущие специалисты фирмы. Кроме того, начиная с третьего курса узкий круг студент проходит своеобразное обучение непосредственно на фабрике. Это дает возможность подготовить специалистов такой узкой направленности, как, например, вирусолог или микробиолог. На пятом курске руководство «БИОК» смотрит, кто чего стоит – и предлагает выпускникам работу.

Однако, приведенные выше факты это лишь отдельные попытки решения проблемы трудоустройства выпускников вузов, позволяющие только сгладить, но не ликвидировать ее. Последовательная и окончательная победа в этой извечной битве за место под солнцем будет одержана лишь тогда, когда вуз станет инновационным центром, активным и реальным агентом на рынке труда. С этим согласились все участники «круглого стола». Вопрос в другом – как этого добиться...

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть