Курская область не торопится выбрать старшего... по дому

- 20.12.2006, 00.00 - Анна Федяева
Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет в России уже 10 лет, однако что она собой представляет, жители страны, по сути, не знают. Подавляющее большинство россиян ассоциируют реформу ЖКХ с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги. Между тем эта реформа была задумана с целью привлечения значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, изношенность которых составляет свыше 60%.

ЖКХ, ТСЖ, ДЭЗ... и другие

Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.

Предусмотрено три формы управления многоквартирным домом: организация жителей дома в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, передача этих функций одной из частных управляющих организаций, государственными аналогами которых на данном этапе являются ЖЭКи и ДЭЗы, и непосредственное управление собственников помещений. При этом на данный момент ТСЖ и управляющие компании есть только у 5,9% жилого фонда.

Министерство регионального развития активно настаивает на том, что до начала 2007 г. собственники жилья обычного многоквартирного дома должны определиться с формой управления зданием. Если вопрос не будет решен самими жильцами, тогда в течение полугодия местные органы власти должны выбрать для них управляющую компанию.

По мнению заместителя генерального директора строительной компании ОАО "ХК ГВСУ "Центр" Владимира Савчука, в целом по всей стране реформа ЖКХ может вызвать непонимание у людей.

"Все-таки многолетняя система ЖЭКов, ДЕЗов хотя и показала свою неэффективность, но имеет моральное значение для многих людей. Поэтому с 1 января 2007 г. все как часы не заработает. Будет еще много сбоев, неприятий, споров и дискуссий", - считает замглавы строительной компании.

Подводные камни реформы

Выбор в пользу ТСЖ или жилищных комитетов идет крайне быстро, с одной стороны, особенно там, где жители начинают понимать, что они не в силах оплатить те или иные расходы. Или в тех случаях, когда жителям кажется, что за те или иные услуги они переплачивают. Вследствие этого возникает парадокс: если управляющая компания хорошо работает, то россияне еще дольше будут идти к выбору, нежели когда начнутся реальные проблемы.

Другое дело, когда сами жители изо всех сил «сопротивляются» избранию старшего по дому, который решил бы большинство проблем. Например, так дело обстоит именно в Курске. Чаще всего управляющие компании работают просто отвратно, но несмотря на это куряне очень вяло пытаются самоорганизоваться. Нельзя сказать, что домкомы отсутствуют в курских многоквартирных домах полностью, они есть, но только в очень малом количестве.

На сегодня жители многоквартирных домов - не просто потребители услуг, они теперь являются заказчиками услуг ЖКХ. Но надо признать, что большинство просто не готово к этой роли как психологически, так и юридически. Жители не умеют заказывать услуги, не знают, как они приходят в дома, и не стремятся узнать это, довольствуясь только получением счетов.

Однако проблема кроется не только в самих жителях, но и в структуре ЖКХ. Ведь и там большинство работников эту новую роль – заказчика услуг, тоже не понимают. Выход тут один – широкое освещение различных проблем и решения этих проблем, различные просветительские программы. По сути, на СМИ, посвященных ЖКХ, приходится очень малый процент из всего многообразия списка.

Домком – друг человека

От назначения старшего по дому россиян отпугивает еще и то, что домкомам придется вести работу одновременно на нескольких фронтах - и с жителями, и с управляющими компаниями и даже с муниципальной властью. Непосредственно в Курске старшие по домам есть, но далеко не везде.

В Курске практикуется другая схема. Домком регистрируется как ТСЖ, и является юридическим лицом, у него есть четкие законодательные права, и в то же время - четкая организованная структура, имеющая право легитимно заниматься той деятельностью, которая есть.

Главной целью домкома называется прежде всего налаживание добрососедских отношений внутри дома. Он также должен следить за безопасностью, организовывать какие-то праздники, и естественно информировать жителей. Очень многие документы, которые пишутся или разрабатываются, не рассчитаны на простого читателя, в них часто употребляются аббревиатуры, которые жители в общем-то не обязаны знать.

Многие считают, что реформа ЖКХ не приживется еще и по финансовой причине. Потому что оплаты труда домкомов нет как такового. Ведь все, что они делают, они делают это для собственного же блага. Очень жаль, но в нашей стране живут в основном прагматичные люди, которые этого понять не могут.

А ведь домком – это не просто машина для собирания денег на нужды дома. Надо учесть еще и психологические моменты. Такие как постановка нижней планки для тех, кто не может выплатить определенную сумму денег на нужды дома.

Доктор политических наук, профессор кафедры публичной политики факультета Прикладной политологии Государственного университета Высшей школы экономики Елена Шомина: «Это очень тонкая работа, потому что председатель домкома и подъезда он ведь не начальник, который пришел и сказал – все сдали по 50 рублей. Он должен помочь всем жителям решить общую проблему, и никто не должен чувствовать себя обделенным».

Сейчас в очень многих городах выделяются субсидии на некоторые нужды многоквартирных домов по конкурсам, по различным социальным программам. Очень многие муниципалитеты проводят собственные конкурсы как среди взрослых, так и среди подростков по улучшению домов и дворов. Причем субсидии могут выделить не только одному дому, а нескольким домам, объединенным общим двором, которые хотят сделать что-то совместно.

В Курске на домкомов не учат

26 апреля в Курской области прошел первый семинар по разъяснению Жилищного кодекса. У курян скопилось очень много вопросов, которые они на том семинаре смогли наконец задать и получить ответы. Но этот интерес находится в зачаточном состоянии. Всего 3 – 5% от общего числа курян хочет досконально изучить систему услуг, предоставляемых ЖКХ.

Осенью этого года в Курске состоялся первый семинар старших по дому. Было решено, что такие встречи надо проводить регулярно, и не просто на одном месте, а делать их выездными, чтобы непосредственно на территории разобрать сложные вопросы. Остро стоит вопрос с обучением домкомов, поскольку в Курске нет такой возможности, то опять же придется съездить в другой город, набраться опыта.

Зато курский регион может похвастаться другой схемой. В каждом округе есть отдел по работе с населением, своеобразный домком на уровне городского округа. К примеру, жители района КЗТЗ уже давно действуют сообща, у них есть свой фонд на нужды не одного дома, а целых дворов. Они сами решают, где нужно построить спортивную площадку, а где детскую.

Для поддержания и развития пресловутой реформы в каждом городе должна появиться городская власть, которая все поддержала бы местные самоуправления. Достаточно появления даже небольшой структуры, или даже инициативной группы, куда жители того или иного дома могли бы обратиться и получить старшего по дому.

Новые тарифы для Нового года

С 1 января 2007 года курян, как и жителей других субъектов Российской Федерации, ждет повышение тарифов на услуги ЖКХ. Это связано с повышением на федеральном уровне тарифов на электроэнергию и газ. Тариф на электрическую энергию увеличится на 12,7 процента. Население Курской области вместо 1 рубля 34 копейки будет платить 1 рубль 51 копейку за киловатт-час. Средняя цена газа для населения вырастет на 15 процентов и составит 1 рубль 63 копейки за 1 кубический метр. В целом же рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги составит в Курской области 13,5 процента. В него входят отопление, канализация, газ, электроэнергия, вывоз твердых бытовых отходов, горячее и холодное водоснабжение.

В энергетической отрасли вот уже несколько лет идет реформирование, определяющее, в частности, правила работы на розничном рынке электроэнергии. Для Курской области определены так называемые гарантированные поставщики электроэнергии. Это энергоснабжающие организации - их в области у нас три, регулируемые государством, в обязанности которых входит снабжение электроэнергией населения и бюджетных организаций.

Власть курского региона делает все возможное, чтобы население ощущало на себе рост тарифов не столь болезненно. Самое основное – это перевод котельных с жидкого топлива на газ. Уже 10 лет область субсидирует малоимущих жителей. Если по России установлен порог 22 процента от совокупного дохода семьи, то в Курской области в 2006 году он составлял 15 процентов. 11 процентов семей, проживающих в области, являлись в этом году получателями жилищных субсидий. По подсчетам коммунальщиков, в следующем году их число увеличится до 19 процентов.
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter