Курская область. Скандалы с начислениями за ЖКУ: спасение утопающих - дело рук самих утопающих

08.11.2010, 09.44 -
Фото help.su

В последние несколько месяцев жители Курской области, в основном, областного центра обеспокоены и возмущены начислениями за коммунальные услуги. На пресс-конференции, посвященной этой теме, представители областной администрации и руководители комитетов ЖКХ признали, что действительно проблема перерасчетов за ЖКУ существует, но разбираться в ней должны сами куряне - фактические собственники многоквартирных домов. Как отметил первый заместитель председателя регионального правительства Александр Демин, согласно Постановлению Правительства РФ 307 управляющие организации имеют полномочия делать перерасчет за потребление коммунальных услуг (в данном случае - электроэнергии), сверяя показания общедомовых приборов учета и индивидуальных. И компенсировать жители обязаны только незначительные технические потери, но никак не оплачивать квитанции недобросовестных жильцов.

"Проблема в большей степени надумана Управляющими компаниями и населением", - сказал Александр Демин. "Но в любом случае сейчас схему оплаты счетов ждут изменения, поскольку мы уже поняли, что большая часть поступающих от населения средств оседала на счетах управляющих компаний. Теперь эту ситуацию мы в корне изменим".

Глава администрации города Курска Николай Овчаров рассказал, что анализ сферы ЖКХ привел к единому решению, которое если не будет принято на государственном уровне, то точно вступит в действие на местном. "В будущем администрация планирует вообще уйти от посредников между потребителями и ресурсными компаниями, то есть средства от населения будут поступать напрямую на счета компаний, предоставляющих электроэнергию, тепло и другие ресурсы", - отметил Николай Овчаров.

Корень проблемы, возникшей сейчас, глава администрации видит в информационном вакууме, который появился в 2008 году. Именно тогда в рамках реализации 185-ФЗ управление жилым фондом перестало входить в полномочия областного комитета ЖКХ, и было передано в руки управляющих компаний. "Раньше жилой фонд находился на балансе у комитета ЖКХ, и договора с ресурными компаниями тоже были заключены через ЖКХ. Как только в эту схему были включены управляющие компании, возникла неразбериха: сами организации запутались, кто кому должен платить", - отмечает глава администрации. Вследствие чего резко увеличились неплатежи с ресурными компаниями.

В начавшемся отопительном сезоне администрацией города была поставлена задача - перейти на прямые договора с ресурсными компаниям, чтобы платежи от населения не поступали на счета управляющих компаний, как раньше было предусмотрено договорами.

Так как в правительстве было высказано мнение о том, что управляющие компании должны получать средства за то, чем они занимаются, то есть, за обслуживание жилищного сектора. "На сегодняшний день в Курской области заключены тройственные договорные отношения: с расчетного счета ЕРКЦ средства поступают непосредственно на счета компаний, предоставляющих ресурсы", - пояснил Александр Демин. И это проблема не только курского региона, но и всей России.

"Сейчас проблема имеет еще одну сторону. 96% населения ежемесячно платит по счетам. Не платит 4%, но среди них как правило нет неимущих граждан. Эти неплательщики, в основном, люди, которые поняли, как можно нажиться на огрехах выстроенной сегодня системы. Они подключаются к общедомовым счетчикам, или же умышленно ломают свои приборы учета, или вообще отказываются устанавливать приборы учета, мотивируя тем, что будут платить по нормативам", - сказал Александр Демин. Пока что нормативы действительно не очень высокие - всего 50 киловатт в месяц. Но в скором времени в 306-е Постановление будут внесены изменения, после чего нормативы вырастут в несколько раз.

Вскоре ужесточат и законодательную базу в отношении тех, кто является злостным неплательщиком. К ним будут применяться огромные штрафы и различные санкции, вплоть до выселения из квартир. Два подобных случая уже произошли в Курчатове, в благополучном в этом отношении городе. Два злостных неплательщика подверглись выселению.

Законодательная база будет меняться и в отношении тех, чьи дела уже переданы в суд. Теперь нельзя будет уйти от суда, оплатив лишь часть долгов. "Сегодня администрация Курской области 12% жителям, которые не в состоянии оплатить услуги ЖКХ, выплачивает субсидии. Также установку приборов учета можно оплатить в рассрочку. Сделать это необходимо как можно быстрее, потому что скоро платить по нормативам будет очень невыгодно", - предупредил Александр Демин. В течение шести-семи месяцев приборы учета полностью окупаются.

Самая крупная и самая первая "Управляющая компания города Курска", которая обслуживает более 600 домов, подошла к решению проблем долгим путем проб и ошибок. Руководитель Юрий Мяснянкин отметил, что за август-сентябрь компания смогла проплатить порядка 100 млн.рублей долгов за тепло. "Признаюсь, что в ноябре у нас есть проблемы с начислением платежей по электроснабжению, есть по два коэффициента и больше. Но вместе с тем, после проверок, в 630 домах мы нашли 560 нежилых помещений, которые не были учтены. Из них есть около 70 помещений, принадлежащих коммерческих структурам, которые вообще не заключали договора. Поэтому в скором времени все эти факты мы примем к сведению и сделаем перерасчет". Обход домов и проверки "Управляющая компания города Курска" намерена продолжать.

На пресс-конференции присутствовали и те представители форм собственности, чья деятельность не вызывает нареканий у собственников жилья. Как призналась директор Управляющей компании "Своя квартира" Оксана Пыжова, не все жильцы добросовестно передают показания, и это требует постоянного контроля. Однако, согласно 307-му Постановлению, работники Управляющей компании могут делать контрольный обход не чаще раза в полгода. "Мое мнение такое - если мы имеем право раз в полгода проверять показания счетчиков, то и начислять мы должны раз в полгода", - высказала Оксана Пыжова и привела пример о том, как в результате контрольных показаний выяснялось, что люди недоплачивали по 10 тысяч кВт. "Если эти суммы мы будем распределять среди других жильцов, ничего хорошего не получится".

В двух домах "Своей квартиры" счетчики находятся на лестничных площадках, и это позволило снять показания, чтобы выяснить, что общедомовые потери не превышают пяти процентов, то есть в пределах нормы. "Нам очень помогает то, что у нас в ведомстве всего восемь домов. У нас есть телефоны всех наших собственников, с каждым из них беседуем, встречаемся, объясняем, наверное именно поэтому на сегодня мы не имеем долгов по коммунальным платежам", - пояснила Оксана Пыжова и еще раз напомнила о том, что всегда есть возможность выбрать другую Управляющую компанию, ведь это дело жильцов.

Председатель ТСЖ "Надежда" Иван Кривенда также рассказал о том, каким образом осуществляется начисление платежей в их организации. "Прежде всего, мы проверили все подключения приборов учета, определили сроки их эксплуатации, то есть сначала провели инвентаризацию. Отсекли все лазейки, потому что у некоторых приборы работали неправильно, люди откровенно занимались воровством электроэнергии. И такие проверки мы делаем регулярно, чтобы подобных ситуаций больше не возникало".

Поквартирные приборы учета и общедомовые счетчики расположены на лестничных клетках, поэтому в ТСЖ "Надежда" работа выглядит совсем иначе, нежели в других организациях. Ежемесячно 23 или 24 числа снимаются показатели общедомового счетчика и электрики снимают показатели с приборов учета квартир, также проверяют состояние счетчиков, подключения. А такие ежемесячные осмотры дают снижение потерь.

"Чем больше ты объясняешь и прозрачнее делаешь свои начисления, тем меньше скандальных ситуаций. И доступность контроля со стороны жителей. В каждом доме у нас назначены старшие, в некоторых домах действуют общедомовые комитеты", - пояснил Иван Кривенда.

Председатель областного комитета ЖКХ и ТЭК Сергей Дюмин отметил, что в Курчатове, Железногорске, Щиграх, Льгове нет подобных случаев, как в Курске. "За последние годы поменялось законодательство - мы стали собственниками квартир. Законодательство поменялось, а сознание нет. Кто-то должен правильно посчитать, кто-то должен заплатить, но так нельзя".

По словам заместителя председателя областного комитета ЖКХ и ТЭК Олега Нуждова доначисления за коммунальные услуги по общедомовым приборам учета могут объясняться следующими факторами: недостоверные показатели, которые сняты с общедомовых приборов учета; распределение недостоверных данных на добросовестных плательщиков; незаконные подключения в обход индивидуальных приборов учета; ненадлежащее состояние внутридомовых сетей.

К слову от законности начислений: управляющие компании выбирают сами собственники многоквартирных домов. А значит, контролировать управление своим домом, в том числе и следить за правильностью начисления платежей за коммунальные услуги, обязаны сами жильцы. И если в квитанции сверх потребленных жильцами конкретной квартиры 200 кВт добавлено еще столько же по ОПУ, то это уже повод для конкретного разбирательства. Николай Овчаров привел несколько примеров о том, как после экспертиз выяснялось, что к общедомовому счетчику подключились коммерческие организации, находящиеся в этом доме, или же были обнаружены нежилые помещения.

Руководитель государственной жилищной инспекции Игорь Афонькин отметил, что существует законодательная схема, по которой следует действовать всем, кто сомневается в расчетах за коммунальные услуги. Если у вас есть сомнения по поводу законности начислений, обращайтесь в Управляющую компанию. Если ответа вы не получили, или же ответ вас не удовлетворяет, есть два варианта: есть Закон о защите прав потребителей, который предписывает предоставление информации, если вам ее не дали, либо дали недостоверно, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора. Нет ответа и там - только суд. Четкая законодательная схема. И когда дело будет рассматриваться судом, Управляющая компания обязана предоставить все документы и обосновать свои расчеты.

ЦФО, Курская область

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть