Проблема пригородного сообщения в Курской области должна стать временной

- 06.10.2010, 14.04 - Анна Жекова

О том, что пригородное железнодорожное сообщение уже давно не считается прибыльным делом, наверняка знают многие. Еще больше людей об этом, как о проблеме, догадываются. Более того, догадываются и о том, что если не заниматься вплотную бедой, то она вполне может перерасти в своего рода транспортный коллапс. Избежать такого поворота событий во многом помогают меры, которые совместно с представителями властей всех уровней, в Курской области предпринимают в руководстве Юго-восточной и Московской железных дорог. Очередное обсуждение этих мер состоялось сегодня на заседании Общественной палаты Курской области.

«Уже не в первый раз мы собираемся для того, чтобы обсудить проблему пригородного транспортного сообщения. Сейчас мы делаем это на местном, региональном уровне. Однако впоследствии наши наработки будут направлены на более высокий уровень, федеральный», - заметила открывая встречу председатель комиссии по вопросам экономики, предпринимательства, регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты Курской области, директор курского филиала ВЗФЭИ Людмила Дремова. По ее же словам, ближайшее после встречи время каждый из членов Общественной палаты и представителей ОАО «РЖД» сможет вносить свои предложения и поправки относительно развития пригородного сообщения.

Между тем, и с этим согласились все присутствовавшие на общественных слушаниях, проблема пригородного сообщения только первоначально может показаться простой и односторонней. Потому пригласили совершить «экскурсию» в историю транспортной беды. Так, еще несколько лет назад в ходе реформ на железной дороге было исключено перекрестное субсидирование грузовых и пассажирских перевозок. Получилось так, что убыточные перевозки были исключены из федеральной «зоны» финансирования. И все убытки переложили на плечи регионов. При этом проблема с убыточностью пригородных перевозок существует не только в Курской области. Соседние регионы также страдают, но решают все эту проблему по-разному.

«В результате местной инициативы на федеральном уровне было принято решение о выделении целевых субсидий на покрытие транспортных убытков, - рассказывает заместитель председателя комитета промышленности, транспорта и связи Курской области Сергей Шаталов. - До окончания года остается лишь три месяца, поэтому самое время обсудить вопрос финансирования в году будущем. В настоящее время разрабатывается методика подсчета суммы дотаций и уровня тарифов. Сегодня нам необходимо определить сумму необходимых субсидий и направить соответствующее письмо в начале на имя Губернатора Курской области, а затем и в Министерство финансов и транспорта РФ».

Но даже субсидирование убытков не решит проблему транспортного пригородного сообщения. Сегодня вопрос стоит гораздо глубже. Ведь дело не в том, как заплатить сумму убытка, а как сделать прибыльной «отстающую» отрасль. И здесь также были предложены несколько вариантов.

Первый из них, по словам начальника Орловско-Курского отделения МЖД ОАО «РЖД» Александра Левина связан в основном с потребительским спросом. По его словам, сегодня средняя стоимость проезда в одной зоне пассажирских железнодорожных перевозках составляет 15 рублей/зона. И хотя себестоимость данной услуги может превышать и 50 рублей, руководитель убежден, что выход не в повышении стоимости. «Если мы не будем ежегодно повышать стоимость проезда в пригородном железнодорожном транспорте, то спрос на эту услугу должен вырасти. Более того, - отметил он, - один из выходов из проблемы убыточности как раз в противоположной мере. Можно попробовать снизить стоимость например до 12 рублей/зона. Это должно повысить спрос среди пассажиров».

Но общественные слушания оттого и называются общественными, что на них мнения лишь выслушиваются. Что же касается окончательного решения в вопросе понижения стоимости проезда, то до него дело не дошло. Ведь такая мера требует более чем тщательного продумывания и соответствующих расчетов. Так же, как и второй антикризисный вариант развития событий, предложенный представителями ОАО «РЖД».

Согласно их словам, с начала следующего календарного года в некоторых регионах будут создаваться универсальные транспортные организации. Их уникальность главным образом будет заключаться в совмещении авто- и железнодорожного транспорта. Концепция работы подобной компании предельно проста: коммерчески выгодные железнодорожные марсшруты будут оставаться, в то время как невыгодные будут заменяться маршрутами рейсовых автобусов. Данные статистики говорят в пользу нововведения.

Если себестоимость проезда в электричке порой может доходить до 100 рублей/зона, то автобусное сообщение обойдется примерно в 11 рублей/зона. Однако идея вышестоящго уровня вполне может не прижиться на уровне региональном. Отсутствие не только нормативной, но и материальной базы, недостаточно развитая сеть дорог с надлежащим покрытием, неопределенность в финансировании и руководстве. Эти и другие вопросы вполне возможно в скором времени станут предметом отдельных обсуждений.

«Сегодня же мы лишь намечаем пути развития. При этом, не стоит забывать важности транспортной проблемы. Сейчас мы изыскиваем резервы на покрытие ее убыточности. Но эта мера не может и не должна быть постоянной», - резюмировал председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту и ЖКХ Курской областной Думы Александр Торубаров.

ЦФО, Курск

KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter