Многострадальная судьба: Ждать ли Курску новой картинной галереи?
Курская картинная галерея имени Дейнеки.

Многострадальная судьба: Ждать ли Курску новой картинной галереи?

- 18.08.2010, 10.25 - Анна Жекова

Проходя мимо неприметного кирпичного здания по улице Советская, 3, мало кто знает, что именно здесь некогда располагалась областная картинная галерея. Нет, не подумайте – дом не трещит по швам, не разваливается, да и выглядит вполне «в духе». Только вот за более чем скромными размерами вовсе не угадывается содержание: Курская картинная галерея имени Дейнеки, фондохранилище.

Не всякая усадьба - музей

- Дело в том, что это здание было выстроено как частная усадьба в конце XIX начале XX века, - рассказывает директор курской галереи Игорь Припачкин. - И, конечно же, ни владельцы дома, ни его архитекторы не предполагали, что он будет использоваться как картинная галерея.

Разговор наш складывается буквально на ходу. И неудивительно: сегодня в фондохранилище идет ремонт. Во дворе и на цокольном этаже настоящее царство строительной пыли. Невольно возникает опасение: как же это повлияет на картины? Словно угадав мои мысли, Игорь Александрович успокаивает: «Все работы мы переместили на первый этаж. Так что им ничего не угрожает».

Говорить о том, что теперь здесь мало места, не приходится. Его действительно немного. Чтобы попасть в самую свободную на сегодняшний день комнату (реставрационную), мы буквально пробираемся сквозь лабиринты шкафов и коробок. Конечно, можно и порадоваться тому, что в нашей галерее коллекция настолько велика, что ее сложно разместить. Но не стоит забывать и о том, что в настоящее время это - настоящая проблема.

- Первоначально данное здание не принадлежало картинной галерее, - продолжает знакомить меня с историей Игорь Припачкин (Осматриваюсь по сторонам. За шторой у стены угадывается стеллаж. На нем, как книги на полках, стоят картины. Но это – отдельная тема, к которой мы еще вернемся). – Дом перешел к галерее лишь после войны, в 1946 году. Тогда коллекция была относительно невелика. Поэтому здание полностью соответствовало своему назначению. На первом этаже размещалась экспозиция. Высокие потолки, анфилады комнат вполне позволяли это сделать. На цокольном этаже располагались библиотека и незначительная часть фондов. В те годы наша галерея имела возможность показывать практически все свое собрание. Затем коллекция стала пополняться, а помещение, в свою очередь, постепенно ветшало. При очередном ремонте была нарушена гидроизоляция здания. Цоколь вынуждены были перепрофилировать, а большую часть собрания переместили на первый этаж. С тех пор и началась длительная история ожидания.

«В заложниках»

Конечно, судьба курской картинной галереи не только теперь, но и в прежнее время не оставляла равнодушной. В 70-е годы нашлось помещение для выставочного зала – нынешний магазин «Мелодия». Позже на смену ему пришла пристройка на улице Радищева (в ней и сегодня располагается выставочный зал галереи).

- Беда в том, - говорит Игорь Припачкин, - что ни одно из этих зданий изначально не было построено именно для картинной галереи. Отсюда – не только небольшая площадь, но и неудобное для экспонирования внутреннее пространство. У нас прекрасное собрание европейской и отечественной живописи и графики. Но чаще всего посетитель, приходящий в галерею, видит только какой-то маленький фрагмент коллекции.

Заложники ситуации. Так можно назвать сегодня работников галереи. Живопись, графика, скульптура – не показать каждое из этих направлений нельзя. Но площадей на все попросту не хватает. Оттого довольно часто и приходится слышать упреки: «Приехал в Курск, хотел посмотреть на картины (в интернете-то ваша галерея представлена очень хорошо). На деле – почти ничего и не увидел». Только и остается после такого, пожать плечами. А ведь куряне по праву могут гордиться коллекцией работ. Музейщики сами приводят довольно показательный пример: «На всемирных аукционах произведения Айвазовского продаются за миллионы долларов. У нас есть его живопись, но кто ее видит?!». Почти также мало мы видим и картины нашего земляка Александра Дейнеки. Гораздо чаще они посещают не родной выставочный зал, а экспозиции Москвы, Санкт-Петербурга, городов Европы. Так, в следующем году, объявленном годом Италии в России, именно творчество Дейнеки будет представлять нашу страну в Италии.

Страхи после грабаря

Совсем недавно культурная жизнь столицы буквально всколыхнулась. Пожар в реставрационном центре Грабаря уничтожил и повредил несколько десятков произведений искусства. На волне этого мы просто не могли не поинтересоваться условиями хранения курских «сокровищ».

- Разумеется, по современным стандартам наше хранилище неудовлетворительное. В первую очередь, это относится к недостаточной площади. У нас картины хранятся подобно книгам на полках. Такого быть не должно. Все современные музеи и галереи сегодня используют специальные мобильные модули-стенки. Они занимают довольно мало места, при необходимости выдвигаются. На них развешаны картины. Подобная система хранения меньше травмирует работы.

- Но этим требования к хранению не ограничиваются…

- Разумеется. Требуется еще и особый температурно-влажностный режим. Так, температура в помещении должна быть около 18 градусов, а влажность - 65-70 процентов. Контролирует это специальная музейная климатотехника. Она стоит миллионы, и в настоящий момент средств на ее приобретение ни у галереи, ни у области нет. Так же, как нет денег на установку новой автоматизированной противопожарной системы.

- Если говорить откровенно, насколько сильно влияет отсутствие надлежащего климата на состояние картин?

- Не могу сказать, что работы в наших фондах разрушаются. Более того, за годы моей жизни здесь, ни одно произведение не было существенно повреждено.

- ?..

- Дело в том, что картины - это живой организм. И, как любой организм, они привыкают к тем условиям, в которых находятся. В нашем здании нет течи, разбитых окон и сквозняков. Нет экстремальных перепадов температуры и влажности. За многие десятилетия хранения в этом помещении произведения привыкли к смене температуры и влаги. К тому же мы, один из немногих счастливых музеев, в котором есть собственная реставрационная мастерская. Поэтому картины находятся под присмотром специалистов.

- И часто приходится их реставрировать?

- Хотя серьезных вмешательств в этом направлении наши картины не требуют, почти после каждой выставки некоторые из них приходится отправлять на профилактическую реставрацию.

И здесь дело уже в другой проблеме – слишком далеко друг от друга располагаются выставочный зал и фондохранилище. Как бы бережно водители ни вели специальный автомобиль, предназначенный для перевозки картин на очередную выставку – потерь (пусть и незначительных) редко удается избежать. Во всем – вздыхают музейщики – виноваты курские холмы, разделяющие эти галерейные площадки…

Чего ждать?

В начале июля Курскую область с рабочим визитом посетил министр культуры России Александр Авдеев. Одним из пунктов его программы стала и картинная галерея имени Дейнеки. Осмотрев экспозицию, он был приятно удивлен тем богатством, которое у нас хранится. Более того, глава культурного ведомства страны пообещал, что возьмет под контроль проблему курской галереи. Так что теперь остается только ждать.

Как рассказали в областном комитете по культуре уже в этом год планируется подготовить проектно-сметную документацию для строительства новой галереи. Какой она будет – говорить пока рано. Так же, как и делать заявления о возможных сроках появления столь долгожданного здания. Остается только надеяться, что планы воплотятся в реальность. Ведь, согласитесь, жалко было бы терять столь богатые и уникальные фонды. А отсутствие современных просторных помещений делает такую угрозу более чем реальной…

ЦФО, Курск 

KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter