Курская область - СИМВОЛическое продвижение
Коллаж ИА KURSKCiTY

Курская область - СИМВОЛическое продвижение

- 11.08.2010, 12.51 -

В прагматичный век рыночной экономики продается все, ну или почти все. А потому посылы о том, что любой регион - это тоже товар и его следует продавать как внешнему, так и внутреннему инвестору, уже вряд ли кого-то удивят. Более того, в последнее время во многих субъектах на самом высоком уровне озаботились вопросами построения имиджа территории и возможностей его использования для ее дальнейшего продвижения. И здесь немаловажным фактором становится проблема «упаковки» региона - то есть его позиционирование посредством определенного набора символов, с которым данная территория ассоциируется. Какие же культурно-исторические и общественно-экономические символы можно и нужно использовать в продвижении Курской области?

Чисто СИМВОЛично

Отметим, тема использования культурного наследия в качестве фактора социально-экономического развития территории является сегодня одним из приоритетов инновационной политики развития России и ее регионов. Так, существуют и реализуются соответствующие проекты, охватывающие ряд областей России, например, проект, захватывающий развитие расположенных в интервале между Москвой и Санкт-Петербургом Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей. Его целью является сохранение и эффективное использование культурного наследия как ресурса социально-экономического развития регионов. В результате реализации проекта ожидается повышение востребованности и доступности объектов культурного наследия, находящихся между Москвой и Санкт-Петербургом, развитие вспомогательной инфраструктуры с созданием взаимосвязанной цепи региональных культурно-экономических кластеров. При этом финансирование проекта включает в себя как средства федерального бюджета и Всемирного банка, так и средства регионального бюджета.

В процессе позиционирования Курской области в коммуникационном пространстве также следует более пристальное внимание уделить культурному наследию, в частности, символам региона - к такому выводу пришли представители местной общественности, собравшиеся вместе за круглым столом, чтобы обсудить данную проблему. Но что может претендовать на роль символа? По мнению курских социологов, в настоящее время устоявшимися символами Курской области являются: Курскую битву, курского соловья, Курскую магнитную аномалию, курскую антоновку, Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». У некоторых наш регион ассоциируется с различными известными личностями - Серафим Саровский, Евгений Носов, Георгий Свиридов, Надежда Плевицкая, Никита Хрущев, Александр Поветкин и пр. «То есть потенциал - социальный, культурный, исторический, - у Курской области есть. К нему следует отнести, прежде всего, обширную площадь, равную площади стран Европы, выгодное географическое положение (Курская область – южные врата России), развитую транспортную инфраструктуру, давние традиции промышленного и сельскохозяйственного производства, наличие крупных объектов энергетики, богатые природные ресурсы, весомый исторический и культурный «портфель», наконец, трудолюбивых, образованных людей. Проблема в том, что этот потенциал недостаточно используется», - считает доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и политологии КГУ Евгения Когай. Кстати, об этом же свидетельствуют и данные интернет-опроса, проведенного летом 2009 года ИА KURSKSITY, который показал, что 69% респондентов оценивают свой регион как «отстающий», хотя объективные данные свидетельствуют о том, что область занимает срединные позиции как среди регионов ЦФО, так и по стране в целом.

Вместе с тем, на современном этапе социально-экономического, политического и культурного развития Курской области ее имиджевая привлекательность в значительной степени зависит как от потенциала региона, так и от того, как этот потенциал используется. «Поэтому сегодня в качестве основных задач, связанных с повышением роли общественно-экономических и культурно-исторических символов в продвижении Курской области следует выдвинуть такие, как: сохранение и повышение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг, активное привлечение в область новых предприятий, связанных с индустрией в сфере культуры, привлечение внимания федеральной власти к проблемам и достижениям региона, повышение привлекательности области для перспективных соискателей, увеличение потока деловых и обычных туристов, а также развитие экологического туризма», - отметила Евгения Когай.

Страна живых ископаемых

Следует отметить, что культурный и экологический туризм способен внести существенный вклад в развитие экономики региона. Например, в Санкт-Петербурге туризм на сегодняшний день создает около 10% валового регионального продукта, обеспечивает более 5% налоговых доходов города. Туризм при этом формирует имидж Санкт-Петербурга как значительного политического, экономического и культурного центра мирового уровня. Конечно, Курск сложно сравнить с Санкт-Петербургом. Тем не менее, и в Курском крае следует повнимательней приглядеться к недоиспользуемому ресурсу, связанному с развитием культурного и экологического туризма и культурно-исторического наследия.

Взять хотя бы один из символов Курской области - Центрально-Черноземный заповедник им. Алехина, и в частности, входящие в его состав Стрелецкую и Казацкую степи. «Это уникальные по своему природному богатству участки, такого количества видов растений (87 на один квадратный метр) нет больше нигде не только в России, но и во всей Западной Европе. На роль символов Курской области могут претендовать и участки Баркаловка и Букреевы Бармы (Горшеченский и Мантуровский районы), которые с 1969 года входят в состав заповедника. «Страной живых ископаемых» ещё в 30-е годы образно называл их известный ботаник Козо-Полянский. Здесь сформировалась растительность, схожая с тундровой и альпийской. В конце апреля - начале мая склоны меловых холмов покрывают ярко-розовые цветы реликтового растения ледникового периода волчеягодника борового с чудеснейшим ароматом, которое в России больше нигде не встречается, а охраняется только в ЦЧЗ. Вместе с ним произрастают и другие реликты: шиверекия подольская, проломник Козо-Полянского, дендрантема Завадского», - рассказала заместитель директора по экологическому просвещению Центрально-Черноземного заповедника им. Алехина Валентина Сошнина.

Проблема в том, что все это природное богатство используется неэффективно, замечательные туристические объекты находятся на начальной стадии развития экскурсионно-туристической деятельности. «Нам элементарно не хватает развитой туристической инфраструктуры, нормальных бытовых условий - урн и туалетов, не говоря уже о чем-то большем», - отметила Валентина Сошнина.

С ней согласилась и заведующая кафедрой истории государства и права КГСХА, профессор Зинаида Ильина. «Туризм должен стать основным направлением новой экономики региона. Пока же получается так, что мы обладаем культурным, историческим, природным богатством, но ничего от этого богатства не имеем. Причина проста - элементарно не развита инфраструктура, в туристических местах, к примеру, нет туалетов, отелей, ресторанов», - считает она.

Символ VS Бренд

Но сколько бы не говорили о повышения роли символов в продвижении области, совершенно очевидно, что без информационного сопровождения, без участия прессы решить эту задачу вряд ли возможно. «По сути, наши областные СМИ занимались продвижением курских символов и раньше, правда, без акцента на необходимость повышения имиджа региона. Занимались главным образом в рамках историко-патриотического воспитания своей аудитории. Этой цели служили символы «Курская битва», «курский соловей», «Мои куряне – опытные воины» из «Слова о полку Игореве», «КМА», «крестный ход» и многое другое. Но в данном случае наша традиционная курская символика в силу новых общественных отношений поневоле становится (или должна стать) синонимом другого понятия, понятия с рыночной окраской – брендом», - считает председатель Курского областного Союза журналистов Александр Щигленко.

Бренд – это не только торговая марка, это уже по сути современная идеология. Сегодня в бренд превращается буквально все. «Мне вспомнилось, как начинался бренд нашего бальзама «Стрелецкая степь». Он был принят покупателями, что называется, «на ура». Знатоки говорили, что он лучше хваленого рижского бальзама, он настоян на экологически чистых травах заповедной степи и т.д. Но потом этот бренд скукожился и угас. Легко понять почему: без денежной, притом постоянной поддержки любой бренд обречен. Но ведь символ, или бренд «Стрелецкая степь» мог бы стать общим для целой группы продовольственных товаров как образец экологической чистоты и качества», - отметил Александр Щигленко.

Или возьмем совсем другой символ - Курская битва. Он бывает востребован, как правило, в какие-либо юбилейные дни. Но вот характерная деталь. В репортажах центральных телеканалов в дни празднования 65-летия Победы о Курской битве говорилось лишь в связи с Прохоровским полем и диорамой битвы в Белгороде. «Для курян подобная однобокость обидна. А ведь на территории нашей области находится огромный, великолепный комплекс различных объектов большой исторической значимости, которые вполне логично входят в рамки единого бренда «Курская битва». Это не только Поныри, Тепловские высоты, музей «КП Центрального фронта», но и Триумфальная арка, и мемориал матросам подлодки «Курск» (как продолжение подвига курян в наше время), и единственное в Черноземье кладбище немецких солдат под Беседино (как символ великодушия и прощения русских людей)», - говорит Александр Щигленко.

Но вот «КП Центрального фронта» остается как бы в тени монастыря Коренная пустынь. Многие участники крестных ходов и не подозревают о том, что, по мнению самих же священнослужителей, расположение командного пункта Центрального фронта во время Курской битвы на святой земле монастыря было промыслом Божьим и одной из предпосылок большой победы, без которой, кстати, не было бы и нынешнего монастыря.
«Соединенные в общий комплекс вышеперечисленные объекты превратились бы в привлекательный бренд для иностранцев и соотечественников, для верующих и атеистов, – для всех. Но чтобы привлечь современного туриста, потребителя, посетителя, каждое обращение к нему должно быть хорошо организовано, содержать элементы развлечения или даже шоу. Но всё это требует умной режиссуры и, конечно же, денег, причем, не обязательно лишь бюджетных», - резюмировал председатель Курского областного Союза журналистов.

Главный символ

А вот по мнению секретаря Курской епархии отца Олега Чабанова, необходимо озаботиться не только вопросом использования символов Курской области для ее продвижения, но и сохранением этих самых символов. «Раньше у нас был бальзам «Стрелецкая степь», конфеты «Марьинские». А теперь? Едешь в другой город — даже в качестве подарка, который ассоциировался бы именно с нашим краем, отвезти нечего», - посетовал он.

А также добавил: символов Курской области много, но главным должен стать КУРЯНИН — человек образованный, интеллектуальный, высокоразвитый....

Ссылки по теме

Куряне живут хорошо. Просто еще не знают об этом

ЦФО, Курск 

KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter