Курские осужденные: тернистый путь к вере

26.07.2010, 09.44 -

Путь к вере может быть разным: одних с самого детства водят в храмы, рассказывают о святых, читают с ними Библию. Другие приходят в православие самостоятельно в силу каких-то личных причин. Но бывают тернистые пути, когда вера становится последним лучом света, последней надеждой. Именно так пришли к вере наши собеседники - осужденные федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курской области». Нашим читателям они рассказали о том, как изменились их жизни после прихода в православие и что для них значит вера в Господа.

Чудеса в храме и коренные изменения

Храм святой великомученицы Анастасии Узорешительницы на территории колонии №2 был основан 14 августа 1993 года. Уже около шести лет службы в нем проводит протоиерей Михаил Кожухов, который приезжает к осужденным не менее трех-четырех раз в месяц. Староста православной общины колонии Павел Смагин пришел в храм после того, как его жизнь перевернуло православие. «Когда я приехал в эту колонию, пошел работать на промышленной зоне. Когда бывший староста православной колонийской общины освободился, я уже посещал храм, был знаком с батюшкой, который и попросил меня, чтобы я занял эту вакансию», - рассказывает Павел Смагин.

[im1]

В его обязанности входит уборка храма, помощь батюшке при служении. Но до того, как попасть в колонию, мужчина в Бога не верил. «Это чудо! Я крещен был только в семнадцать лет, когда супруга привела меня для этого в церковь. И, честно признаться, я был нехристь, даже не знал, в какой стороне храм находится, куда свечи ставить, да и вообще, с трудом себе представлял, что такое Церковь. И до тридцати лет я жил как зря: чудил, пил, гулял. Был, наверное, хуже всех. Но Господь меня помиловал, и в мгновение ока моя жизнь перевернулась», - делится своими воспоминаниями Павел. В колонии он отбывает наказание по ст. 162 УК РФ «Разбой». «Я совершил преступление и за него наказан, так сказать, за свое сижу», - говорит мужчина.

По сути, приход к православию у нашего собеседника начался в тот момент, когда к нему подошел один из осужденных. Увидев, что Павел читает какую-то книгу, где рассказывалось о судьбах китайских философов, он предложил ему ознакомиться с книгой о «Вере и спасении. 300 вопросов и ответов». «Я начал читать эту книгу, и эти 300 вопросов оказались именно теми, на которые я не мог найти ответа ни в школе, ни в институте. Смысл жизни, бытия нашего, откуда мы приходим, где мы окажемся после смерти, для чего дети рождаются, для чего мы вообще живем - все это было в той книге. Вот спросите у тысячи человек, в чем цель жизни. И 98% ответят вам, что главное - это материальное благополучие и телесное здравие. Это, конечно, хорошие цели, но они не главные. А ведь нужно расставлять приоритеты. Ведь первостепенная цель жизни - душу спасти. Тело оно умирает, а душа живет вечно. В итоге, мне открылись очень многие истины, и Господь дал мне веру. А вера - это великий дар. Как говорит наш батюшка, пока у человека что-то не щелкнет в голове, ему без толку что-то говорить, объяснять, он должен сам захотеть уверовать, сам начать молиться. И я не знаю, за что, за какие такие «заслуги» Господь меня помиловал, и я стал православным», - говорит Павел Смагин.

Ни жена, ни друзья, ни около 50 других заключенных не могли увидеть, как произошел у нашего собеседника этот переворот - такой он был мгновенный. Православие Павла изменило практически до неузнаваемости: он бросил курить, пить, заниматься непотребствами, он отбросил от себя тысячу всяких соблазнов, по большей части позорных, о которых ему сейчас даже стыдно вспоминать. На смену всему этому пришла молитва, пост, труд во славу Божию. Мужчина в православии уже шестой год. «Изменения со мной происходят и по сей день. Как я понял, человек  сам не может измениться: украл один раз, украдет вновь, за одним его предательством последует другое. Но Бог способен его изменить и меняет его. Божьим промыслом я пришел в храм и уже четвертый год здесь работаю старостой», - объясняет Павел.

Уютный храм в колонии посещает немало осужденных: в дни больших праздников люди даже не умещаются в нем и выстраивают вплоть до ближайшей калитки. Храм открыт постоянно - с половины десятого утра до половины десятого вечера. «Для людей это последняя инстанция. И если больница - это здравница для тела, то храм - здравница для души. И она, по возможности, должна быть открыта всегда», - отмечает староста.
 

После выхода на свободу Павел Смагин собирается остаться в православии. «Православие - это образ жизни. Невозможно служить сразу двум господам: Богу и богатству. Если выбрал один путь, надо следовать ему. И если я окажусь предателем, мне будет очень плохо, и этому есть примеры. Раньше я не знал, от чего отталкиваться: шел от одних людей, шел от других. Но теперь я иду от Святых отцов, от Писания, от самого Иисуса Христа», - говорит наш собеседник. Некоторые осужденные, освободившись из колонии, забывали о Боге, и уже через полгода снова оказывались за решеткой.

Были в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и чудеса. Около пяти лет назад во время литургии там начали мироточить две иконы. «Это произошло на глазах людей, батюшки, который вел службу. Они были словно потом покрыты. Приходил замполит, который сначала подумал, что это осужденные что-то с иконами сделали. Чудо даже было заснято на видеокамеру корреспондентами. Были и другие чудеса, например, сами собой зажигались лампады», - рассказывает Павел Смагин.

В колонии библия - луч надежды

Есть на территории колонии и община евангельских баптистов, организованная в 1996 году. Ее посещает немало людей, но постоянными членами являются 20-25 человек. Как рассказал нашему агентству их староста Александр Карелов, баптисты собираются каждое воскресенье в библиотеке. «К нам приезжают братья из Союза евангельских баптистов из церкви Благодати. Проводятся регулярные служения», - отметил он.

«Мы изучаем Слово Божие. И если в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы больше идет именно служение Господу, то мы делаем упор на изучение Библии. Стараемся изменить людей именно морально. Христа ведь тоже обвиняли в том, что он нарушал свободу. Все мы привыкли смотреть на мир сквозь призму каких-то обычаев той социальной группы, в которой живем. А Библия дает возможность увидеть мир под другим углом, увидеть совершенно другое содержание форм, которые в нем были заложены. Верующие люди делают переоценку, могут понять, что же такое «плохо» и «хорошо». И здесь Библия - это луч надежды», - объясняет Александр Карелов.

Так как в колонии подавляющее большинство людей вышли из неблагополучных семей, в общине они получают то добро, тепло, которого не знали раньше. «Библия учит разбираться в себе, найти мир в самом себе, стать более коммуникабельным, стать полезным для общества», - говорит Александр Карелов.

Мужчина попал в колонию по части 1 статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». «Я себя никоим образом не оправдываю, но просто получилась такая ситуация - вышел ночью купить газированной воды, а возле киоска стояли четверо парней. Они начали меня избивать, и мне, естественно, пришлось защищаться. Потом лежал в больнице. Дело дважды возбуждали, затем прекращали. Но так как я ранее уже был судим, суд склонился признать тех ребят потерпевшими», - рассказывает Александр Карелов.

До того, как оказаться в колонии, наш собеседник уже был знаком с Библией. «Я над чем-то задумывался, находил какие-то ответы на свои вопросы, но самого упования, самой веры, не было. Теперь же я понимаю, что Господь дает нам тот свет, ту возможность оценить себя прошлого, свою греховность, понять, что жил в пустую. И сегодня я могу сказать, что больше таких поступков уже делать не буду, мне легче будет просто принять то, что Бог мне уготовил, и буду бесконечно его благодарить за те испытания, которые он мне дал», - отметил Александр.

В церковные праздники работа не идет

Иконописец Алексей Апальков до того, как оказался в колонии, никогда и подумать не мог, что будет писать святые лики. Но, как ни странно, именно за решеткой ему что-то изнутри подсказало, возникло внутреннее желание заняться этим делом. Прежде чем писать очередную икону, Алексей обязательно получает благословение от батюшки. «Я прочитал книгу о том, как нужно писать иконы, да и внутреннее чувство подсказывает. Это занятие сильно изменило меня, если сравнивать то, каким я был раньше и каким стал сейчас. Я был неспокойный, а сейчас стараюсь придерживать всех церковных правил. Читаю Библию, произношу молитвы, а на моем рабочем месте всегда есть святая вода. Каждое утро обязательно выпиваю ее и съедаю просфору», - рассказывает Алексей Апальков.

[im2]

Самым сложным в своей работе он считает умение найти спокойствие. «Если все спокойно, тихо, то и работа хорошо идет. В среднем, на одну икону уходит где-то неделя. Сложно, конечно, прорисовывать тонкие линии. Начинаю всегда икону с глаз, если они получились, то и с остальным проблем быть не должно. Как правило, на иконе одна сторона темнее другой, вот и я сейчас начинаю писать именно с той стороны, которая темнее», - объяснил тонкости своей работы мастер.

Так как некоторые иконы делаются на заказ, их написание во многом зависит от заказчика - если он человек плохой, то работа не идет. «Однажды я делал икону на заказ. Сначала склеил дубовую доску, сделал фон. Оставил ее сушить, а когда пришел на следующее утро, увидел на доске трещину шириной чуть не в два пальца. Я тогда еще раз спросил у заказчика, кому эта икона пойдет. Он признался, что вовсе не бабушке, как говорил первоначально, а совершенно другому человек. Я отказался делать эту икону, а доску положил в ящик, и с год к ней не прикасался. А потом как-то перебирал доски, нашел ее, а на ней щелей уже не было. И такие случаи бывают часто. Когда церковные праздники выпадают на рабочие дни, садишься что-то делать, ничего не получается. Пытаешься резать по дереву, а в итоге по пальцам резаком приходишься», - делится Алексей Апальков.

В колонии Алексею осталось пробыть еще более года, но уже сейчас он надеется на свободе продолжить писать иконы при каком-нибудь храме.

ЦФО, Курск

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть