Фризлайт в Курске: фотоживопись XXI века

Фризлайт в Курске: фотоживопись XXI века

- 21.07.2010, 15.19 - Анна Сотникова

Несмотря на то, что классическая фотография всегда была и будет популярной как среди профессионалов объектива, так и обывателей, век технологий предложил новое искусство - фризлайт (freezelight), изначально рожденное как абстрактное, но со временем все больше приходящее в массы. С английского языка фризлайт переводится как «застывший свет» (freeze - замерзать, застывать и light - свет). Фризлайт - это особая техника рисования светом при фотосъемке на длинной выдержке. В нашей стране этим увлекательным процессом первоначально заинтересовались столичные жители, но теперь и Курск может похвастаться командой, для которой уже не в новинку рисунки светом. В нее вошли пятеро молодых ребят: Александр Бунин, Станислав Конев, Алексей Фатьянов, Павел Торубаров, Наталия Расторгуева, а свое объединение они назвали «Freezelight.Kursk».

Команде «Freezelight.Kursk» скоро исполнится год. Но о том, что же такое фризлайт, ее участники узнали несколько раньше. «Однажды дома я переключал телевизионные каналы и случайно наткнулся на передачу о концептуальном искусстве, в которой показывали московских фризлайтеров. Они демонстрировали свои работы, объясняли, как же сделать подобные фотографии. Я заинтересовался. Взял обычную мыльницу, поставил ее на выдержку пять секунд, и подсвечивая мобильным телефоном попробовал светом нарисовать рисунок. Получилось, естественно, не так, как было задумано, но на фотографиях остались следы, нарисованные светом», - вспоминает о своем первом опыте в фризлайте Станислав Конев. Парень тут же поделился новыми знаниями со своим другом - Павлом Торубаровым. При свете дня начинающие фризлайтеры вышли на улицу, где попытались сделать еще несколько фотографий.

Первое время занятия фризлайтом продемонстрировало прописную истину: чтобы получились хорошие фотографии, необходим профессиональный или хотя бы полупрофессиональный фотоаппарат, на котором можно установить длительную выдержку. Конечно, можно пробовать рисовать светом и с помощью «мыльницы», но ее большой минус заключается в том, что на подобных фотоаппаратах чаще всего присутствует только стандартная выдержка, за время которой сложно успеть нарисовать какой-то рисунок. Можно сказать, что именно от длительности выдержки зависит время, которое вы успеете посвятить творчеству.

В технике фризлайта можно использовать как цифровые, так и пленочные фотоаппараты. Но огромный минус пленочных заключается в том, что до проявки пленки просто невозможно увидеть, получилось ли на кадре то, что задумывалось изначально. Еще одним немаловажным фактором является наличие штатива. Без него в фризлайте никак: малейшее движение руки, небольшая тряска и все - фотография получается безнадежно смазанной. Конечно, вместо штатива можно использовать неподвижные предметы, такие, как стол, стул, стопка книг. Но как показывает опыт фризлайтеров, все это не так удобно.

«Сложность работы заключается в том, что вы ведь рисуете не на бумаге и не видите, то, что рисуете. Получается, что в воздухе вы должны запоминать, где начали какую-нибудь линию. То есть, даже когда рисуешь обычный цветок, вам нужно нарисовать стебель, листья, сам цветок, а соответственно и запомнить их место расположения на будущей фотографии, чтобы, к примеру, не получилось так, что листья начинаются из лепестков, а стебель врезается в сердцевину. Конечно, это приходит с опытом», - объясняет Станислав Конев. Говоря о том, с чего же лучше начинать рисовать, курские фризлайтеры единогласно сходятся на том, что на первых снимках должна быть абстракция. Начинающему будет проще ее изобразить, чем даже, к примеру, сердечко.

Рисовать можно едва ли не любым источником света: фонариками, горящими или тлеющими спичками, бенгальскими огнями. А как отмечают наши собеседники, если поставить ну очень уж большую выдержку и направить объектив на небо, то через несколько часов может получиться изумительная фотография звезд, которые, естественно, находясь в медленном движении, также оставят световой след. «Сейчас даже начинают выпускать специальные светодиодные фонарики для фризлайтеров: это такая длинная палка, к которой прикреплены фонарики, светящиеся разными цветами. Ими можно рисовать яркие разноцветные полосы и многое другое», - отметил Павел Торубаров.

Но даже установив фотоаппарат на штатив и приготовившись рисовать нельзя забывать о себе: ведь художник светом будет находиться перед объективом, а значит и его одежда должна иметь некоторые особенности. «Нужно быть в черной одежде. Если вы в светлой, то можете остаться на фотографии, как некий призрак. С другой стороны, если ваша задача тоже «засветиться» в кадре, тогда наоборот светлая одежда сыграет на руку, да и на самого человека для большего результата следует посветить каким-нибудь источником света. Однажды мы зимой, ночью, делали на фотографиях световое очертание машин, но не учли, что ярко горящие фонари внесут свою лепту в кадр. Но все вышло удачно, они подсветили автомобили, что придало свою изюминку фотографии», - объяснил Станислав Конев.

Вот так и получается, что если вы хотите на фотографии видеть только свой рисунок светом, то надевайте темную одежду. К тому же, есть еще один секрет: в кадре тогда нужно двигаться, не застывая подолгу на одном и том же месте. «Поэтому и рисуют фризлайтеры преимущественно только по ночам или в очень темных комнатах: тогда их не видно, а виден только свет, которым рисуют», - резюмировал Павел Торубаров.

На сегодняшний день у команды «Freezelight.Kursk» уже немало стоящих фотографий. Так, на выставке, которую ребята проводили в творческой мастерской Citycelebrity, они представили вниманию курян более 25 снимков. Но до сих пор фризлайтеры вспоминают одну из самых сложных своих работ. «Это было в школе. Мы решили поздравить девушек с 8 марта видео, скомпонованным из фотографий, сделанных в технике фризлайта. На эту работы мы потратили пять ночей: учителя дали нам разрешение работать в школе ночью. Мы сделали более трех сотен фотографий. В том числе и потому, что дома появлялись какие-то новые идеи, мы стирали готовые кадры и приступали к выполнению поставленной задачи с «чистого листа». Видео получилось чуть менее минуты, но нашим одноклассницам оно очень понравилось», - с улыбкой делится воспоминаниями Павел Торубаров.

Так как фризлайт довольно новое искусство, фотографы, привыкшие к классическим работам, относятся к нему скептически. «Классическая фотография чаще всего требует большое количество времени, обработки. А фишка фризлайта как раз в том, что фотографии никак не обрабатываются, так как это идет в разрез с самой идеей такой техники. Поэтому все фотографии в технике фризлайт, которые вы можете увидеть, это то, что было сделано изначально, без правки. Можно сказать, что это новая живопись», - отметил Станислав Конев.

Все знакомые курских фризлайтеров всячески поддерживают столь экстравагантное начинание, но, что удивительно, присоединиться не торопятся. «Во многом этому мешает то количество времени, которое тратиться на фризлайт. Так, если мы идем фотографировать, то, как правило, на всю ночь, а не у всех людей находятся на это силы и время», - объяснил Станислав Конев.

Команда «Freezelight.Kursk» не собирается останавливать на достигнутом. Кроме самосовершенствования в технике, ребята постоянно общаются с московскими фризлайтерами и уже сейчас обсуждают возможность провести в Курске мастер-классы по этой технике и совместную выставку.

ЦФО, Курская область

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter