50-летие картинга в Курске: возрождение победных традиций
Курскому картингу - 50!

50-летие картинга в Курске: возрождение победных традиций

- 14.07.2010, 14.15 - Анна Москалёва

В этом году российский автоспорт празднует полувековой юбилей картинга. Курский картодром - старейший в России, потому что именно в нашем городе в 60-е годы прошлого столетия была создана маленькая юркая машина - карт, а вместе с нею родился и новый вид автомобильного спорта - картинг. На открытии соревнований, посвященных 50-летию картинга, глава администрации Курска Николай Овчаров отметил, что с давних времен повелось, что из десяти гонщиков в сборной СССР восемь обязательно были курянами. Славные традиции курского картинга живы, несмотря на временный спад в этом виде спорта в начале 90-х. Успехи воспитанников ДЮЦ "Картинг" на всероссийских чемпионатах – свидетельство того, что Курск, как и прежде, - один из лучших в России центров подготовки картингистов.

Вячеслав Чуваев: "Нас учили быть не только хорошими спортсменами, но и людьми"

60-летний заслуженный тренер РФ по картингу Вячеслав Чуваев до сих пор помнит, как 12-летним мальчишкой пришел в кружок юных автомобилистов при Дворце пионеров, где руководителем был родоначальник картинга в стране, талантливый педагог и выдающийся конструктор Лев Сергеевич Кононов.

"Я был совсем пацаном, но помню, что Лев Сергеевич как учитель был строгий, очень требовательный, однако самые сложные технические премудрости объяснял так доходчиво, что становилось понятно даже самым маленьким", - отмечает Вячеслав Михайлович. В автокружке собрались разные мальчишки - отличники и хулиганы - но все они были заражены одной идеей. Поначалу, вспоминает Вячеслав Чуваев, было сложно понять, что именно они делали, но потом, когда стал получаться первый карт, стало еще интереснее. А потом собранный руками курских мальчишек первый карт отправился на выставку в США.

Сделанная из деталей списанных самолетов и мотоциклов машинка выглядела может и не очень презентабельно, но ее необычность вызывала неподдельный интерес у всех, кто приходил в автомобильный кружок. "Больше всего нас, мальчишек, привлекало то, что мы все делали своими руками. Как говорится: что сделаешь, на том и едешь. Ну и конечно мы были в восторге от скоростей! А вообще главной задачей тренеров тех времен было воспитать молодое поколение не только хорошими спортсменами, но и хорошими людьми. Они для многих стали отцами, которые научили делать мужскую работу - красить, варить, клеить".

На таких самодельных картах катались 50 лет назад

Вячеслав Чуваев уже через несколько месяцев после начала занятий получил право участвовать в первенстве СССР, которое проходило в Курске на площади перед Знаменским собором (тогда это был кинотеатр "Октябрь"). "Я был самым неопытным, но рядом со мной на трассу вышли ребята, которые уже могли задавать тон в гонке, и благодаря им, их советам, я и завоевал свою первую командную победу. А спустя два года я взошел на пьедестал, как победитель личной гонки, занял третье место в классе машин с двигателем 50 куб. сантиметров", - вспоминает картингист.

Через четыре года Вячеслав Чуваев настолько улучшил свое мастерство, что стал серебряным призером первенства СССР и получил приглашение в сборную страны. Карьера талантливого спортсмена складывалась очень удачно, впрочем, как и у многих учеников Льва Кононова. С 1969 года он был бессменным членом сборной СССР, получил звание мастера спорта, неоднократно выступал в первенстве страны и в соревнованиях "Кубка Дружбы" соцстран.

В 1972 году Вячеслав Чуваев начал пробовать себя в тренерской ипостаси в родном Дворце пионеров. 14-кратный чемпион СССР завершил карьеру гонщика в 1978 году и полностью посвятил себя мальчишкам. Среди его учеников много мастеров спорта, чемпионов и призеров соревнований национального и международного уровня - братья Комаровы, Михаил Булгаков, Александр Котов, Сергей Патрикеев, Владимир Мамагейшвили. Какое-то время у него занимался и юный Женя Белоусов, впоследствии ставший известным певцом.

Открытие первенства СССР на курском картодроме

Во Дворце пионеров Вячеслав Чуваев проработал 10 лет. В 1998 году по инициативе администрации Курской области в Курске была создана специализированная детско-юношеская школа картинга (впоследствии ДЮЦ "Картинг"). Именно там и по сей день преподает Вячеслав Михайлович. "Сейчас меня больше всего огорчает тот факт, что в России нет организаций, которые бы занимались производством картов. Раньше при ДОСААФе были различные заводы, на котором можно было поработать, чтобы подогнать карт под себя", - говорит Вячеслав Михайлович. Именно этот факт и мешает сейчас молодому поколению развивать свое мастерство, убежден заслуженный тренер России. Без настойчивости, упрямства и выносливости хорошим спортсменом сложно стать. Так было раньше. Сейчас, несмотря на большое количество перспективных ребят, в профессиональный спорт пробиваются единицы. И дело не в физических возможностях, а к большому огорчению тренера в материальных. "Сейчас нельзя сделать карт самому и выступать на нем. Нужно покупать машину, и покупать только за рубежом, а это дополнительные траты".

Курская ДЮСШ "Картинг" обеспечивает своих воспитанников основным - обмундированием и транспортным средством - но даже с учетом этой немалой помощи, для участия в сезоне требуется минимум полмиллиона рублей на каждого воспитанника. Ученики Вячеслава Чуваева Антон Бубнов и Даниил Суровцев являются чемпионами и мастерами спорта, но их мастерство в данный момент не развивается, потому что у ребят нет денег для участия во взрослых классах. Даниил в прошлом году стал победителем в "Easyкарт", этот вид картов разыгрывается на всемирном уровне. Молодой гонщик получил право бесплатной поездки в Италию на гранд-финал соревнований, но у него не нашлось средств, чтобы поехать в эту страну. "Обидно, что наши картингисты, вырастая в талантливых гонщиков, прекращают расти в мастерстве по такой причине, как отсутствие средств", - с горечью признает Вячеслав Чуваев.

Татьяна Соловьева: "От судей зависит судьба гонщика"

82-летняя москвичка Татьяна Соловьева в далеком 1963 году была главным секретарем первых соревнований СССР по картингу, которые прошли в "Лужниках". Но это были не первые соревнования для Татьяны Ивановны, до этого она обслуживала авто и мото соревнования. И по сей день Татьяна Ивановна занимается судейской деятельностью, на ее счету около 1000 соревнований. Судьи и спортсмены любовно называют москвичку "нашей легендой".

Татьяна Соловьева была судьей на сотнях соревнований

Татьяна Соловьева застала военное время еще девочкой. Но в те годы не было разделений между взрослыми и детьми. После школы Татьяна вместе с одноклассниками отправлялась в госпиталь и ухаживала за ранеными. "Поначалу страшно было заходить в палату, где лежали молодые парни-саперы, у которых не было ни рук, ни ног, но им нужна была помощь, поэтому нам приходилось пересиливать себя и свой страх". Из отважной девочки впоследствии выросла женщина, принимавшая участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Высшее образование Таня получила техническое, в этом она видит веяние времени, когда вся молодежь стремилась возрождать страну, разрушенную войной.

Сейчас Татьяна Соловьева, сравнивая методы и нюансы судейства на заре картинга с сегодняшним днем, отмечает прежде всего, что тогда судейство было не в пример сложнее. "Все считали сами, отслеживали каждого гонщика, каждый круг. Бывает, что не успеваешь записать номер карта, ставишь прочерк, а потом по итогам анализируешь ход гонки, кто с кем рядом ехал, и уже исходя из этого можно было понять, какой гонщик показал данное время. И не дай Бог ошибиться! От этих показателей зависела судьба человека", - вспоминает Татьяна Соловьева.

Любознательная судья даже в курсе последнего проведенного анализа об аварийности на дорогах, который был проведен на автобазе скорой помощи Москвы: "Выяснилось, что среди спортсменов-водителей аварийность ниже на 60%, чем у простых водителей. У гонщиков чутье на аварийные ситуации, при малейшей опасности они успевают среагировать. И это дополнительный фактор, который говорит о пользе технических видов спорта. Картинг в свою очередь воспитывает грамотных и аккуратных водителей", - говорит Татьяна Ивановна.

О картинге старейший судья СССР и России готова говорить часами, о его пользе для подрастающего поколения она может писать научные труды, и не устает повторять, что если хотя бы десять мальчишек отвлекут с улицы занятия по картингу - это уже будет огромным достижением. "Если ребенок заинтересовался техникой, то он влип на всю жизнь", - с улыбкой говорит Татьяна Соловьева. К тому же, как и Вячеслав Чуваев, она считает, что в спорте нет плохих людей. "Человек, который занимается спортом, никогда не будет подлым", - убеждена старейший судья СССР. "Потому что он понимает, что на трассе, где он едет бок о бок со своими товарищами, любая подлость может обернуться риском для жизни".

И также, как и других людей, увлеченных картингом, ее волнует отсутствие отечественного производства картов. "Это же дело чести - возродить такое нужное дело, ведь деньги за покупку картов уходят за границу, а они могли бы стать хорошим вливанием в бюджет страны. К тому же, возрождение этого производства позволит обеспечить хороший приток кадров в автопром и армию, ведь молодые люди будут уходить на службу уже подготовленными. Раньше этим активно занималось РОСТО и ДОСААФ, сейчас эти организации существуют лишь номинально", - признается Татьяна Соловьева.

Женщину-судью ничуть не удивляет то, что в картинг активно приходят девочки и соревнуются наравне с мальчишками. Хотя с точки зрения здоровья Татьяна Сергеевна против их участия. В картинге вибрация плохо влияет на позвоночник, а это в будущем может плохо сказаться на здоровье девочек. "Но тем не менее, как картингисты девочки гораздо способнее, они вдумчиво воспринимают рекомендации тренеров и гораздо более требовательно относятся к себе, у них лучше аналитические способности. Поэтому, когда я вижу на трассе девочек, так и хочется сказать: "Берегитесь, мальчишки!"

Антон Бубнов: "Я пришел в картинг для достижений"

21-летний молодой пилот Антон Бубнов в прошлом году показал высокий результат: стал чемпионом России в классе "Национальный" и завоевал звание мастера спорта. Такой чести курские картингисты не удостаивались последние 20 лет.

На первой ступени пьедестала почета Антон Бубнов

А начинал Антон, как и многие мальчишки, с дворового футбола, различных секций по каратэ и самбо, был неравнодушен к плаванию, но из-за отсутствия нормальных бассейнов занятия пришлось прекратить. Но больше всего Антон мечтал о хоккее. Если бы Ледовый дворец был построен 11 лет назад, то скорее всего курский картинг потерял бы чемпиона Кубка России и мастера спорта в лице Бубнова. "Началось все очень давно, 11 лет назад. Как раз в тот год и открылся ДЮЦ "Картинг", - вспоминает Антон. "Я сразу же захотел туда записаться. Мама, конечно же, была против того, чтобы ее ребенок занимался таким опасным видом спорта. Ведь картинг опаснее авто и мотоспорта. В течение года я ее упрашивал и в конце концов добился своего".

Антон попал в группу к заслуженному тренеру РФ по картингу Вячеславу Чуваеву. Антон признается, что в картинге ничто не далось ему легко и сразу. "Изначально я пришел в школу не для того, чтобы покататься на халяву, а именно для спортивных достижений. И поэтому на исходе третьего года занятий меня взяла обида, что до сих пор мне не доверили спортивный карт. Я даже принял решение, что если в этом году не дадут спортивный карт, брошу занятия. И был просто рад и счастлив, когда именно в 2002 году я получил свою первую настоящую машину", - рассказывает Антон.

Первый восход на пьедестал почета Антон совершил в качестве серебряного призера. "Это была гонка не очень большого масштаба, я бы даже сказал дворового уровня, но меня радовал тот факт, что мой карт, над которым я трудился не покладая рук, который готовил к этой гонке, отплатил мне первой победой". О своем четырехколесном "коне" Антон отзывается, словно о живом существе.

Самой характерной чертой этого вида спорта чемпион называет сложность. Возможно, что со стороны кажется, что в занятиях картингом все просто - маленькая машинка, простая в управлении. Но оказывается, что управлять этой машинкой физически очень тяжело, с обычной машиной не сравнить. К примеру, в машине есть гидроусилитель руля, благодаря которому вы можете управлять автомобилем двумя пальцами, в картинге нужно приложить недюжинные усилия, чтобы вписаться в поворот. "Иногда к нам приходят покататься разные спортсмены, это и тяжелоатлеты, и каратисты. Они проводят на трассе пять минут и признаются, что руки настолько сильно устали, что их невозможно поднять", - рассказывает Антон.
Но самое сложное для Антона в спорте - моральный настрой. "Если не будет людей, которые будут тянуть морально спортсмена, мне кажется, он не сможет показать высоких результатов", - признается мастер спорта.

Несмотря на внушительный стаж, который накопился у Антона в картинге, он по-прежнему испытывает страх на трассе. "Только дурак не боится", - уверен молодой спортсмен. Но больше страха получить травму или вылететь с трассы, только боязнь не показать хороший результат.

Почивать на лаврах чемпион России не собирается. У него на кону чемпионство в другом классе, а потом подтверждение титулов. "Вообще у меня есть кумир - знаменитый курский картингист, заслуженный мастер спорта Григорий Комаров, так он 8-кратный чемпион СССР и России по картингу. К этому достижению я и стремлюсь, на него равняюсь и беру пример. И вообще в ближайшее время мои планы относительно картинга прямые - собираюсь заниматься им до тех пор, пока не придет время служить в армии", - рассказывает Антон.

Помимо высоких званий, которых уже достиг 21-летний спортсмен, он начал и тренерскую карьеру. В прошлом году Антон принял первую группу из 25 мальчишек в возрасте от 8 до 12 лет. Правда огорчает молодого тренера тот факт, что к концу года группа в два раза уменьшилась. В годы, когда Антон пришел в школу картинга, желающих было много, но возможности не позволяли всем учиться. Сейчас все наоборот - есть техника, условия, возле школы построили мини-трассу, но детей нет. Изначально у первых учеников Антона горели глаза, они хотели заниматься, добиваться результата, тем более, что наглядный пример все время был перед ними. Но столкнувшись с первыми трудностями, поняли, что так просто это не удастся и сразу же стало неинтересно. "Морально сгорели", - как точно выразился Антон и рассказал о том, как они в детстве проводили время. "Мы пропадали на улицах с утра и до вечера, играли в футбол с друзьями, придумывали разные шалости, а сейчас для детей мир замкнулся на интернете и компьютере".

Несмотря на то, что довольно часто практикуется переход картингистов в автоспорт, Бубнов не соглашается с тем, что езда на кузовных автомобилях имеет какие-то преимущества перед юрким картом. Однажды Антон пробовал свои силы и в автокроссе, на "восьмерке", но каких-то особых ощущений от этой гонки не помнит. "В картинге всегда чувствуешь огромный прилив адреналина, потому что от земли тебя разделяют сантиметровые расстояния и скорость неимоверная, на прямых участках трассы порой разгоняешься до 200 км/ч. Поверьте, это стоит того, чтобы заниматься ночами, бесконечно возиться со своим картом. Даже не из-за побед, а из-за ощущений, которые испытываешь в гонке".

ЦФО, Курская область

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter