Легендарной «Копейке» исполнилось 40 лет
"Копейка" отмечает 40-летие!

Фото antikclub.ru

Легендарной «Копейке» исполнилось 40 лет

- 20.04.2010, 10.11 - Олеся Сидельникова

Рано утром, в 7 часов, 19 апреля 1970 г. с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть авто 01-й модели - две синего и четыре красного цветов. Первую из них свел с конвейера лично итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини.

По образу и подобию

Прототипом для создания нового советского автомобиля был итальянский ФИАТ-124, завоевавший в 1965 году титул «Автомобиль года». Переговоры с фирмой «ФИАТ» в г.Турине (Италия) Межведомственная комиссия Советского Союза начала в апреле 1966 года. В процессе работы были выработаны основные положения, подписаны протокол «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР» и межбанковское соглашение. 20 июля того же года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров N 558 о строительстве в г. Тольятти автомобильного завода.

Строительные работы и монтаж оборудования велись до апреля 1970 года. Одновременно на строящийся будущий автогигант поставлялись металл для штамповки кузова (северная Магнитка), автопокрышки (Ярославский шинный завод), а из-за рубежа поставлялись другие детали для сборки.

Итак, за основу «копейки» был взят Фиат-124 1966 года, но конструкцию доработали с учётом советских условий - увеличили дорожный просвет, усилили подвеску и кузов, задние дисковые тормоза заменили на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавили «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя - распредвал перенесён в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Масса автомобиля увеличилась на 90 кг.

30 июля 1970 года на заводе был собран первый двигатель для автомобиля ВАЗ-2101 полностью из деталей собственного изготовления, включая блок цилиндра. А 18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть.

Мало кто знает, что название «Жигули» было придумано на конкурсной основе. Когда, в середине августа 70-го Журнал «За рулем» объявил промежуточные итоги конкурса на лучшее название автомобиля «ВАЗ-2101», количество названий достигло почти 55 000. После долгой работы комиссии для окончательного рассмотрения было представлено 1812 названий. Было немало интересных, смешных и даже нелепых вариантов, среди которых были и такие: Аргамак, Сокол, Гвоздика, Фиалка, Лада, Катюша, Руслан, Атаман, Искра, Аврора, Директивец, Перворожец, Новорожец, Мемориал, Мадонна, Юность, Мечта, Весна, Луч. Остановились все-таки на «Жигулях».

Экспортное вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества - ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре «Лады» появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

В 1972 году на базе 01-й была построена грузовая модель ВАЗ 2102 - универсал. С тех пор «Копеечка» и «Двоечка» долгое время были самыми любимыми машинами в СССР, что подтверждается и по сей день, несмотря на то, что они давно сняты с производства.

Единственная и неповторимая

Среди курян также найдется немало поклонников этой модели - по дорогам области колесит не одна сотня «копеек», вызывая восхищение своей неприхотливостью, надежностью и выносливостью.

В свои 22 года курянин Евгений Прямов ездит на автомобиле ВАЗ-2101, который старше его на целых семь лет. Машина в семье Прямовых появилась в 1997 году по инициативе мамы - ей нужно было удобное и неприхотливое средство для поездок на дачу. Тут как раз знакомые решили продать свою «копейку» - экспортный вариант, пробег всего15 тыс. километров. Ее Прямовы и приобрели, за феноменальную по современным меркам сумму - девять млн. рублей.

Правда эксплуатировали «железного коня» не слишком активно. «По городу мама не ездила, только на дачу - до Ноздрачево и обратно», - рассказывает Евгений.

Кстати, именно в это время сегодняшний владелец «копейки» впервые сел за руль. «Мне было лет десять, когда мама наконец-то дала мне «порулить». Это было на даче - я ехал на первой скорости, километров 20-30, мама кричала - «переключай на вторую», а мне так страшно было», - с улыбкой вспоминает Евгений.

Спустя несколько лет дача надоела, в семье поняли, что гораздо дешевле и проще покупать продукты на рынке. Маме машина оказалась уже не нужна, и «копейка» полностью перешла в руки Евгения. «Нам было лет по 14-15, мы с ребятами сбрасывались на бензин - благо он тогда был не такой дорогой, и гоняли между гаражами», - рассказывает молодой человек.

В это же время начался процесс преображения машины. Первым делом Евгений решил установить на авто противотуманки - они шли в комплекте, но до сих пор так и лежали отдельно в гараже. «Болгаркой» я проделал прямоугольные отверстия и вставил туда фары - получилось, конечно, грубо, но я был так горд», - вспоминает Евгений.

В 2007 году молодой человек наконец-то получил права, правда, ни страховки, ни техосмотра у него не было. Но Евгений гордо сел за руль, уверено повернул ключ в замке зажигания и первым делом отправился к сестре - она жила в нескольких сотнях метров, потом вернулся в гараж, и... машина закипела.

Первый неудачный опыт молодого человека не остановил. Более того, он твердо для себя решил - его «копейка» будет самой-самой. Первым делом Евгений приобрел сигнализацию - современную, с хромированным брелоком. Нашел знакомых, которые за 500 рублей пообещали ее установить. «Так получилось, что именно в это время я на несколько месяцев уезжал из города - в гости к родственникам. Отдал ключи от машины, сигнализацию. А потом были целых два месяца неизвестности, когда я просто не мог дозвониться до человека, который мне эту сигнализацию пообещал установить», - рассказывает автолюбитель.

Но все закончилось благополучно - знакомый не обманул. Тут как раз Евгений прошел техосмотр, приобрел страховку, сел за руль, начал заводить машину - и новая сигнализация загорелась. Пришлось срочно везти авто к электрику.

С этого момента для «копейки» начался период активного тюнинга. Новая сигнализация, современная акустическая система, четыре дополнительные фары, литые диски, автоматические стеклоподъемники, подсветка салона, переваренный капот и багажник с откидным бортом... «Мне полностью перебрали двигатель, увеличив его мощность (теперь машина с места разгоняется до 100 км/ч примерно за 9 секунд), заварили все, кроме водительской, ручки - двери открываются автоматикой», - с гордостью рассказывает Евгений.

Уже сейчас, по словам молодого человека, размер вложенных в машину средств раз в семь превышает ее реальную стоимость. Но даже на этом владелец авто останавливаться не собирается. На лето он уже запланировал для своего «железного друга» новую тонировку и покраску.

Естественно, далеко не все понимают и поддерживают подобные устремления Евгения. «Мне не раз уже говорили - не проще ли купить другую машину, иномарку. Но во-первых, иномарка у меня есть - мне это не интересно, а во-вторых, таким образом я выражаю себя. Каких-нибудь TOYOTA CAMRY по городу ездит огромное количество - попробуй отличи их одну от другой. А моя машина такая одна, ведь я вложил в нее не только деньги, но и душу. И мне очень приятно, если я еду по городу, и совершенно незнакомые люди начинают мне махать, сигналить, фотографировать мою машину. И вообще, для мне главное, что меня поддерживают мои близкие люди - мама и два друга - Андрей Цветков и Илья Колунов», - говорит Евгений.

Кстати, для своей машины Евгений даже придумал имя - Бегемотик. «Я просто посмотрел мультфильм «Мадагаскар», одним из главных героев которого как раз и был бегемот по имени Мото-Мото. Я решил, что бегемот это как-то грубо и назвал свою машину Бегемотик. Даже какое-то время у меня на стекле висела такая наклейка», - рассказывает молодой человек.

Кстати, вслед за машиной друзья Евгения тоже стали называть его Бегемотик...

Рабочая лошадка

Знакомство с «копейкой» у курянки Оксаны Роенко произошло еще в детстве, правда, тогда она не догадывалось, что в будущем оно станет гораздо теснее. «Первой машиной в нашей семье был как раз ВАЗ-2101 какого-то странного дымчато-серого цвета. Я хорошо помню, как нас с братом маленьких возили на заднем сиденье», - рассказывает девушка.

Когда спустя много лет Оксана сама получила права и встал вопрос о том, какую машину приобрести - сразу решила: «копейку». «Новую машину было жалко - ведь опыта еще маловато. Друзья посмеивались надо мной, говорили: «Зачем тебе «копейка», купи лучше семь «Запорожцев», будешь каждый день менять». Но я знала, что ВАЗ-2101 - неприхотлив в обслуживании, расход топлива у него небольшой, а потому была непреклонна», - вспоминает Оксана.

Так у нее появилась ее первая машина - «копейка» 1976 годы выпуска, купленная за 15 тыс. рублей. «Первый раз садиться за руль самостоятельно было страшно - руки тряслись. Я как раз купила машину и только отъехала от гаража бывшего владельца. Решила позвонить кому-то из друзей - поделиться радостью. А вот о том, что на руле стоит блокиратор, меня никто не предупредил. Я поговорила, поворачиваю ключ - а он не поворачивается. Я в панике. Хорошо, что следом за мной ехал бывший владелец машины - он мне все и объяснил», - смеется девушка.

Правда, для Оксаны это, наверное, был единственный неприятный инцидент, связанный с «копейкой». «Только раз машине потребовался серьезный ремонт, все остальное время она работала, как часы. Мы на ней даже пару раз в Москву ездили - и ничего выдержала», - с гордостью говорит Оксана Роенко.

А вот с рождением сына от полюбившейся «копейки» пришлось отказаться - молодая мама так и не смогла установить на заднее сиденье детское автомобильное кресло, оно туда попросту не вмещается, да и ремней безопасности сзади нет. Оксана пересела на «семерку». «Копейка» же превратилась, по словам девушки, в рабочую лошадку. Сейчас ее эксплуатирует отец Оксаны - возит на ней картошку, тыкву с огорода. «Но если есть необходимость, ездим на «копейке» в город (Оксана живет в с. Полевая Курского района - прим. ред.)», - добавляет девушка.

ЦФО, Курск (Курская область)

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter