Курское эхо «Джазовой провинции»

- 15.11.2006, 00.00 - Ольга Макарова, независимый эксперт по вопросам культуры и искусства, член Союза концертных деятелей РФ
С нетерпением ожидали куряне концерта очередного джазового марафона, по многолетней традиции стартующего в Курске. Ведь на какой бы площадке город ни проходили концерты фестиваля за эти годы, везде им сопутствовал успех, везде царили эмоциональный подъем, открытость чувств, хороший вкус. А все потому, что настоящие музыканты уважают своего слушателя, открывая себя абсолютно полно, ярко и без остатка. XI фестиваль – не исключение. Хотя не все откровения воспринимались слушателями однозначно.

Новое десятилетие в истории фестиваля ознаменовалось расширением жанровой палитры, возрастных категорий участников из России, Англии, Дании, Швеции, Бразилии, Литвы.

Право открывать фестиваль было предоставлено народному артисту РФ Александру Филиппенко – мастеру моноспектакля. Большой сцене Курского драмтеатра этот жанр неведом, так как для него отведена, к сожалению, лишь Малая на седьмом этаже. Литературно-музыкальное шоу «Сегодня он играет джаз, а завтра…» (режиссер – Роберт Стуруа) по произведениям Аверченко, Зощенко, Акунина, Высоцкого, Жванецкого, Довлатова было представлено зрителям на едином дыхании, психологически точно, острохарактерно, пластично и очень джазово. Такие разные авторы объединены режиссером и атером сквозным замыслом, ключ которого в словах: «Джаз – это душевный подъем, бесстрашие и откровенность!». В этом спектакле было все: душевный подъем актера, бесстрашие в выборе тем, откровенность его мыслей и чувств. Эпатажные выражения, включающие ненормативную лексику, на заре джазового бума в СССР будоражили, вызывали ощущение вседозволенности и некую браваду в студенческой среде. Сегодня они вспоминаются со снисходительно-иронической улыбкой как дерзкие атрибуты неуемной молодости, стремящейся к свободе и самодостаточности. «Человек-театр» Александр Филиппенко напомнил о том, как это начиналось. Он один заполнил громадную сцену неповторимо колоритными персонажами. Он один сумел вызвать в кончиках пальцев зрителей почти физическое ощущение прохлады податливых клавиш рояля, гудящую вибрацию струн контрабаса, мягкое «утопание» клапанов саксофона, запаха покачивающейся пелены сигаретного дыма, периодически прорезываемой встречными эмоциональными импульсами музыкантов и слушателей. Все это было сыграно мастерски! Особые чувства вызвала музыкальная партитура спектакля. Она придавала не только многогранность образам, но и некий шарм литературной основе, порой, визуализируя эпатажность текста.

Итак, первый вечер «Джазовой провинции» напомнил залу о начале эпохи отечественного джаза. Последующие – о его становлении и успехах. Спустя полвека джаз в России стал неотъемлемой частью музыкальной культуры, и довольно-таки элитной ее частью. Он больше не имеет привкуса скандала. Заняв эту позицию с боем, он успокоился, приобрел черты респектабельности и даже изысканной утонченности.

Последний вечер с участием легенды нашего джаза Алексея Козлова и нового состава группы «Арсенал» - ярчайшее тому доказательство. Он превзошел все ожидания. Высочайшее мастерство и масштабность мышления этого музыканта столь велики, что вызывают чувство восторга и преклонения. Все, что было исполнено «арсенальцами» в этот вечер покорило безупречностью вкуса и высшим «пилотажем». Чего стоила композиция, в основе которой в джазовом преломлении звучали темы фортепианного концерта Сергея Рахманинова! Алексей Козлов поднялся на такую вершину мастерства, словно сам Рахманинов благословил его на это. Фантастика! Неужели мы слышали это? Ради таких откровений надо не только слушать, но и всем сердцем любить эту музыку.

Состав нового «Арсенала»: Алексей Козлов (альт и сопрано-саксофон), Дмитрий Игулдин (фортепиано, синтезатор), Евгений Шариков (бас-гитара), Юрий Семенов (ударник). Основа стилистики – сплав разных музыкальных направлений, ритмическая база – джаз-рок и фанки-фьюжн. Каждый из участников ансамбля – непревзойденный солист-импровизатор. Каждый – личность в джазе. Каждому есть, что сказать залу. Браво, «Арсенал»!

Из больших удач гостей-«провинциалов» хочется отметить квартет Игоря Фаренбойма из Воронежа. Как джазовый пианист со стажем, Игорь порадовал высоким классом мастерства, а его коллектив оригинальностью состава, творческой и профессиональной состоятельностью. Темперамент, отличная техническая оснащенность, хороший вкус заметно отличали коллектив. Скрипач Антон Жолондзь, как бы продолжая линию Стефана ГрапеллиДавида Голощекина, напомнил, что не все еще спето этими волшебными струнами в джазе.

Ростов-на-Дону представил ансамбль Hi-Fly. Это классные ребята, очень перспективные музыканты, возглавляемые доцентом кафедры джазовой музыки Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова Адамом Терацуяном (контрабас). Школа Кима Назаретова живет и не сдает лидирующих позиций в отечественном джазе. Отличный голос солистки ансамбля Оксаны Ференчук, его великолепная тембровая окраска уже сегодня является гарантом грядущих побед. Работа над совершенствованием вокальной техники, обогащением звуковой палитры непременно и очень скоро даст ожидаемые результаты.

«Stekpanna» - англо-скандинавское трио, «Joud Samba» - из Бразилии, Blues&Bloede – из Германии (г. Шпайер) придали фестивалю интернациональный колорит, напомнив, что джаз в переводе не нуждается. Их «голос» в «провинциально-джазовом хоре» был чист и ясен.

Сегодня фестиваль «Джазовая провинция» настолько творчески состоятелен и высок по рейтингу, что приобрел во многом статус эталона. Взрастив своего слушателя на высоких образцах классного исполнения и хорошего вкуса, он, сам того не желая, усложнил задачу участникам-новичкам, молодым, амбициозным, нетерпеливым. Хотя талантливые музыканты способны вызвать восторг слушателей, не взирая на возраст.

Откровенность, бесстрашие, душевный подъем, провозглашенные Александром Филиппенко на открытии фестиваля, были, к сожалению, присущи не всем музыкантам. Некоторые исполнители «возводили» умозрительные конструкции, правда, не лишенные мастерства. А так хочется, чтобы музыкант, выходя на столь престижную сцену, не только УМЕЛ, но и ИМЕЛ, что сказать. В противном случае из зала начинает веять прохладой, и натянутая вежливость плавно переходит в напряженное ожидание следующего участника концерта.

В безукоризненности исполнения квинтета под управлением Алексея Чернакова было что-то «неживое». В таких случаях музыканты говорят: «Не покатило». Безусловно, ребята отлично обучены и по своей природе талантливы, но большая сцена, как рентген, высвечивает «больные места». Тем не менее, со временем, с возрастом к ним придет и настоящий драйв, и умение мгновенно устанавливать контакт с залом.

Выступление вокального ансамбля A’cappella ExpreSSS было направлено как раз на установление этого контакта, но несколько выбивалось из того, что называется «bon tone» («хороший вкус» - фр.). Текстовые кластеры Этери Бериашвили (альт и руководитель ансамбля) были мало интересны и из-за большого желания понравиться публике несли характер полу-самодеятельности, полу-дискотеки. К сожалению, не все было благополучно с чистотой интонации певцов. Вспомнились тонкий художественный вкус и безупречное качество исполнения вокальных ансамблей «Мэн Саунд» и «Дайджест». Правда, в «Ванильном небе» выступление этого коллектива было одним из самых «принимаемых». Возможно, «ритм&блюз сердец и рок-н-ролл души» ансамбля больше подходят для клубов и дискотек.

Совершенные по мастерству, вкусу, амплитуде музыкальных образов выступления Леонида и Николая Винцкевичей, Олега Юданова – абсолютного мэтра ритм-группы, а также виртуозно-юморные «заморочки» Даниила Крамра, с почти цирковыми трюками в дуэтах с Винцкевичем-старшим, украсили жанровую палитру фестиваля. Еще большей краской стало бы участие в нем Владимира Фейртага. Так не хватало его юмора и энергетики!
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter