Курск. Молчание терминалов

Курск. Молчание терминалов

- 05.04.2010, 14.27 - Олеся Сидельникова

«Аппарат не работает» - в последние несколько дней именно такую надпись все чаще встречают куряне, пытаясь оплатить услуги интернета или сотовой связи через платежный терминал. Виной всему - вступивший с 1 апреля 2010 года закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в соответствии с которым теперь каждый терминал должен быть оснащен специальным фискальным устройством для считывания операций и дальнейшего предоставления данных в Федеральную налоговую службу (ФНС). При этом недостаточно просто установить ККТ. Предпринимателям и юридическим лицам, владеющим терминалами, в обязательном порядке следует  пройти процедуру регистрации установленной ККТ в налоговой инспекции. Однако в Курске, как и по всей стране, необходимые для легализации терминала процедуры успели пройти далеко не все, а потому большинство из них попросту приостановили свою работу.

Как рассказала начальник контрольного отдела УФНС России по Курской области Татьяна Арефьева, по состоянию на 1 апреля из 470 платежных терминалов, зарегистрированных в регионе (не считая банковских, на которые данный закон не распространяется) только 97 были оснащены фискальным устройством. «При чем особого ажиотажа и очередей у нас не было. Дело в том, что первоначально закон должен был вступить в силу еще 1 января 2010 года, однако представители рынка заявляли, что не успеют переоснастить терминалы в срок. В результате им удалось добиться трехмесячной отсрочки. Так что все предприниматели были в курсе, и кстати треть терминалов были оснащены фискальными устройствами и поставлена на учет еще в январе», - рассказала Татьяна Арефьева.

Впрочем, «молчание» терминалов долго не продлится. По словам Татьяны Арефьевой, в течение ближайших двух недель ситуация должна нормализоваться, и все владельцы терминалов должным образом зарегистрируют фискальные устройства.

Правда, удовольствие это не из дешевых. Как рассказал владелец одной из сетей платежных терминалов Курска Александр, при средней стоимости терминала в 75 тыс. рублей установка фискального устройства, в зависимости от системы, с которой работает предприниматель, обойдется от 29,5 тыс. рублей до 36 тыс. рублей. Плюс порядка 200-500 рублей в месяц на обслуживание ККТ.

 Что касается простых курян - поклонников системы мгновенных платежей - для них технологически ничего не изменится. Как и прежде, после внесения денег клиент будет получать бумажный чек - подтверждение оплаты, который, правда, теперь в обязательном порядке должен содержать наименование товара, принятую денежную сумму, размер комиссии, дату и время приема денег, номер чека контрольно-кассовой техники, адрес места установки терминала, наименование, ИНН и место нахождения платежного агента, а также телефон поставщика и оператора. С таким кассовым чеком на руках клиент становится юридически защищенным в случае любого ущемления его интересов.

Зато платить за удобство и быстру теперь придется больше: как отмечают эксперты, все понесенные затраты владельцы терминалов постараются окупить за счет клиентов - посредством увеличения комиссии, максимальная величина которой законом не установлена. Во многих платежных терминалах Курска она уже достигла 6-6,5%.

 Естественно, платить лишние деньги не заинтересованы ни владельцы терминалов, ни их клиенты. Предприниматели, недовольные нововведением, сразу же определили выигравшую сторону – это банки, на чьи терминалы требование об установке фискальных устройств, согласно закону, не распространяется. Кто-то опять вспомнил о том, что не следует «кошмарить» малый бизнес, который как раз в первую очередь и пострадал от первоапрельских нововведений. Вместе с тем, как отметил председатель комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства Курской областной Думы Владимир Иванов, «данный закон носит вполне объективный характер». «Конечно, он обернется для предпринимателей дополнительными затратами. Но ведь государство поддерживает малый бизнес для того, чтобы в результате иметь от него выгоду. А какая выгода может быть, если многие владельцы терминалов попросту укрывают свои доходы, чтобы не платить налоги», - подчеркнул депутат.

Его слова подтвердила и начальник контрольного отдела УФНС России по Курской области Татьяна Арефьева, заявившая, что основная цель нововведения - установление контроля за доходами предпринимателей, а также получение статистической информации о том, насколько и какие именно услуги в системе мгновенных платежей особенно популярны среди населения.

Как ни странно, но многие представители бизнеса также согласны с чиновниками. «Естественно, получателей нелегальных доходов, приносимых платежными терминалами, нужно выводить на чистую воду», - отметил в интервью ИА KURSKCiTY владелец одной из сетей платежных терминалов города Александр.

Кстати, по словам Александра, в среднем, один терминал в месяц приносит чистой прибыли порядка 7 тыс. рублей. Эта сумма складывается из комиссионных от поставщика услуг (от 0,2 до 2%) и непосредственно от клиента (3-5%). Заплатить налоги владелец терминала обязан и с одной, и с другой части доходов.

Какая же участь ждет тех, кто не успел или не захотел установить фискальное устройство? В принципе, они могут продолжать работать на нелегальном положении (и как показывает практика, во многих городах России именно это сейчас и происходит). Однако уже в ближайшем будущем сотрудники Управления ФНС по Курской области обещают отправиться с проверками по точкам расположения незарегистрированных платежных терминалов. Если они будут обнаружены в рабочем состоянии - их владельцев ждет административная ответственность по статье 14.5 кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Согласно ей, при первом выявлении нарушения предприниматели будут оштрафованы, при вторичном - отключены от сети. Административный штраф для должностных лиц составляет от 3 до 4 тысяч рублей, для юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

Однако сложившая в России судебная практика дает владельцам терминалов полное право эти штрафы не платить. Дело в том, что согласно статье 1 закона № 54-ФЗ, при расчетах допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. А платежный терминал как раз и представляет собой программно-технический комплекс на основе комбинации универсального компьютерного системного блока и периферийного вспомогательного оборудования, обеспечивающих совместно автоматизацию приема платежей от пользователей. Стандартная комплектация платежного терминала включает в себя: корпус с замками высокой степени секретности с защитой от сверления, запирающим механизмом; устройство для приема денег и для печати чеков, а также чековую ленту.

Более того, Высший арбитражный суд неоднократно указывал на то, что операция по приему денег через терминалы не относится к видам деятельности, при которых неприменение ККТ образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП (постановления Президиума ВАС РФ от 28.01.08 № 13007/07 и № 11301/07). Аналогичные решения, кстати, содержатся и в постановлениях ФАС Уральского округа от 01.09.08 № А09-3013/08-15, ФАС Московского округа от 08.09.08 № КА-А40/8358-08.

Справка ИА KURSKCiTY

Рынок моментальных платежей – один из самых быстрорастущих в России. Его общий объем в 2009 году достиг 649 миллиардов рублей. Это на 21% больше показателей 2008 года. Число точек приема платежей выросло на 50 тысяч – до 400 тысяч. В 2010 году, по прогнозам Национальной ассоциации участников электронной торговли, оборот рынка превысит 746 миллиардов рублей. До 1 апреля ежедневно через терминалы проходило около 1,6 млрд руб.

ЦФО, Курская область

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter