Учительские династии Курска: к профессии готовы с детства

09.03.2010, 15.20 -
Фото t-l.ru

Кто в детстве не мечтал стать учителем? Ведь этот человек открывает перед тобой целый мир - новый, интересный, неизведанный. И кажется, нет такого, чего бы не знал учитель. Но вырастая, дети узнают и другую сторону преподавательского труда – маленькая зарплата, непрестижность профессии, постоянное нервное напряжение. И хотя студентов педагогических факультетов по-прежнему очень много, далеко не все из них в дальнейшем идут работать в школу. Чаще всего осознанно становятся учителями именно дети, которые рано узнают об изнанке профессии, но несмотря на это продолжают мечтать о том, чтобы «учить как папа или мама». Так складываются учительские династии, и тогда профессия педагога становится жизнью сразу нескольких поколений семьи.

Татьяна Паневина: Первые учителя в семье появились в начале прошлого века

В курской школе №27 что ни учитель - то представитель династии. Но директор школы Татьяна Паневина, пожалуй, глубже всех уходит корнями  в учительское прошлое. Первое архивное упоминание о ее семье относится к 1907 году, когда была учреждена земская школа в селе Анпилогово тогда еще Полянского уезда. Попечителем ее была Мария Дмитриевна Филиппова, вдова Соколовского – это прапрародители Татьяны Паневиной. Первой учительницей и директором в этой школе были прабабушка и бабушка Татьяны Львовны.

[im1]

Папа - Лев Борисович Соколовский – почти 50 лет проработал в Курском педагогическом институте заведующим кафедрой географии. Его тетя тоже работала преподавателем, вела курсы русского языка в совпартшколе. Бабушка по маминой линии, погибшая во время войны, преподавала в школе рабочей молодежи.

Сама Татьяна Львовна  закончила Курский педагогический институт, физико-математический факультет, в 1981году и с тех пор работает в 27-й школе, с 1999 года являясь ее директором. К тому же преемственность поколений прослеживается и в лице ее дочери, которая в настоящее время преподает в КГУ на химическо-биологическом факультете.

Профессия учителя в этой семье давно стала традицией, так что никто не пытался отговорить Татьяну Львовну, когда она выбирала свой жизненный путь. Из самых ярких детских воспоминаний - папин кабинет, в котором висела большая физическая карта Советского Союза. Маленькая Таня по заданию папы отправлялась в далекие "путешествия" по этой карте. "Еще в шесть лет, когда мне задавали вопрос, а кем же я хочу быть, я неизменно отвечала: буду как мой папа преподавать географию в институте. Если в выпускном классе морально пыталась сопротивляться тому, что у меня уже все предопределено, то как только сдала выпускные экзамены, пошла подавать документы в пединститут на физико-математический факультет. Хотя мои учителя думали, что я пойду на исторический факультет, потому что я была секретарем комсомольской организации, всегда занимала активную жизненную позицию", - рассказывает Татьяна Львовна.

Еще одним фактором, предопределившим выбор Татьяны Львовны, стала любовь в детском возрасте не к куклам, а к живым детям. "Гордость переполняла меня , когда соседские молодые женщины доверяли мне своих детей в колясках. Обычно мои прогулки выглядели так: я качу коляску, а рядом со мной идут ребята постарше, помладше меня. Мне нравилось с ними заниматься, не играть, а развлекать их, учить, находить им интересные дела".

Судьба молодого специалиста зачастую складывается совсем не так, как хотелось бы. После окончания института Татьяна Паневина отправилась работать в школу не учителем, а воспитателем группы продленного дня. Поэтому о первом уроке особо ярких воспоминаний не осталось. Зато практика на пятом курсе в школе №6 обернулась для студентки настоящим испытанием. "Меня направили в девятый класс с углубленным изучением математики, где преподавал Александр Иванович Мусакин. Он всегда держал меня в тонусе. Хотя практиканты должны провести всего несколько уроков, в соответствии с графиком, я должна была всегда быть готова к урокам. Мне это безумно нравилось, потому что тогда в общеобразовательной программе не изучали производные, интегралы, только на факультативных занятиях. А тут со старшеклассниками я могла поделиться по-настоящему интересной математикой. Физику тогда у них вел Семен Борисович Золотарский. Это была серьезная величина, известная на весь город. В какой-то момент он заболел, и директор школы, которая училась у моего папы в институте, передала мне все его  полномочия – классное руководство, ключи от кабинета, лаборантской. Я замещала учителя в ту пору полноценно, не только вела уроки, но и ходила на дом к нерадивым ученикам, беседовала с родителями", - рассказывает Татьяна Львовна.

В родной школе №27, где она заканчивала 9 и 10 классы, ей дали пятый класс с математическим уклоном. С этими ребятами Татьяна Львовна общалась целыми днями, потому что почти весь класс оставался на продленку. "Многих ребят я помню, мы общаемся до сих пор. Настолько эти дети были мне близки и дороги, что они часто приходили ко мне домой всей толпой. Однажды пришли под Новый год и наряжали вместе со мной елку", - вспоминает педагог.

Кстати, в школе №27 наблюдается преемственность поколений и среди учеников: выпускники приводят своих детей, а те потом своих... В этом плане Татьяна Львовна уже называет себя бабушкой.

А еще иронизирует над тем, что она, математик по образованию, руководит школой с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Однако признает, что в наше время очень не хватает духовно-нравственных ценностей. "Ведь ребенок, который правильно развивается в духовном плане, достигнет больших результатов в любой сфере деятельности, потому что он может не только идти строго по прямой, но может и заглянуть - а что там левее? А что там правее?".

Так, в школе №27 почти в каждом классе есть либо ансамбль, либо хор, либо растет солист. А раскрыть свои таланты школьники могут на ежегодном фестивале искусств, который проходит в школе уже 29 лет. И вообще вся школа представляет собой плацдарм для выставки творческих работ нынешних и бывших учеников, практикантов, учителей и даже родителей. "Когда есть увлеченные родители, появляются и увлеченные дети. Одна из традиций нашей школы – проявление творческой деятельности родителей. К примеру, у нас есть традиция, когда родители выступают перед своими детьми. Это все порождает сотрудничество, сотворечство, это же и содействие, сопонимание, сопереживание. Все это вместе и дает хорошие результаты", - делится рецептом успеха Татьяна Львовна.

Хотя педагог со стажем не отрицает, что и дети, и родители стали другими, более прагматичным, более активными, но такими их сделало время. Есть дети, которым ничего неинтересно, с которыми надо постоянно пробовать различные варианты занятий и творческой деятельности. На эту тему Татьяна Паневина рассказывает давнюю историю, когда в Японии один из директоров школы пригласил симфонический оркестр для выступления перед своими учениками. И его спросили, уверен ли он, что дети поймут эту музыку. На что он ответил: "Если хотя бы один поймет, то я буду считать, что результат достигнут".

Однако главной проблемой современной системы образования Татьяна Паневина называет тот негативный поток, который льется с экранов телевизоров, и нашумевший сериал "Школа" стал последней каплей. "Да, я согласна, что есть очень сложные подростки, сложные родители, учителя, которые не соответствуют этому званию. Но когда все они собраны в одном месте в таком количестве, то я это воспринимаю не только как унижение учительства, а как унижение всего общества – родителей, детей, бабушек и дедушек. И когда кто-то пытается поставить эту картину на один уровень с фильмом "Чучелом", где тоже раскрываются отрицательные стороны, мне кажется, что эти люди потеряли ощущение восприятия. О каком результате образования можно говорить? По сути, мы плюем против ветра, сами в себя. Всегда, а тем более в Год учителя, мы должны представлять положительные примеры. Сколько учителей, которые несмотря ни на что, делают свое дело, переживают за каждого ребенка. Свои дети обижаются на то, что им меньше оказывают внимания. Вот об этом и надо снимать фильмы".

Наталия Басенко: По учебнику моего папы учился весь Советский Союз

Учитель математики курской школы №6 Наталия Басенко преподает уже 18 лет. Выбор ее профессии тоже преодпределили родители. Бабушка Анна Петровна преподавала математику еще до войны, а последние годы работала в школе №5 Курска. Папа, Владимир Михайлович Клопский, трудился на кафедре геометрии курского педагогического института и был одним из первых преподавателей в школе №6, когда там создали классы с углубленным изучением математики. По его учебнику геометрии для старших классов, который он написал в соавторстве с Михаилом Ягодовским, учился весь Советский Союз. Еще одним учителем в семье была мама Вера Никифоровна Клопская. Она преподавала в той же школе и вела математику у своих дочерей.

[im2]

Две старших сестры Наталии Владимировны не пошли по стопам родителей, но вот сама Наталия свою детскую мечту стать учительницей не оставила. "В детстве конечно все мечтали быть учителями, особенно в младших классах, но когда подросли, то охладели к этой профессии. А у меня всегда была склонность к общению с детьми, удовольствие от этого я получаю всю жизнь", - делится Наталия Басенко.

От выбора учительской профессии девушку никто не пытался отговорить, маме было даже приятно, что хотя бы одна из ее дочерей продолжит семейную традицию (кстати, учителем, правда иностранного языка, работает и племянница Наталии Басенко).

"Я хорошо помню свой первый урок и могу признаться, что он был не из лучших. Первый блин получился комом, но дети меня хорошо приняли, ошибки все мои простили", - признается Наталия Владимировна.

Сегодня среди ее учеников немало победителей и призеров городских и областных школьных олимпиад, многие из них приходят в школу ежегодно, общаются, вспоминают школьные годы, детей правда пока своих не приводят - в силу возраста.

Сама Наталия Басенко является победителем городского конкурса "Учитель года-2002", на областном этапе она заняла второе место. Также она лауреат городской премии "Признание", а в прошлом году вошла в число победителей конкурса "Лучшие учителя России".

"В моей профессии все хорошо, кроме одного – нет достойной зарплаты. Учительский труд оплачивается постыдно. В обществе надо менять отношение к профессии учителя. Сейчас обещают повышение статуса, прибавку к зарплате. Все это нужно делать, потому что профессия учителя очень сложная, энергозатратная", - отмечает преподаватель. - На все проблемы мы реагируем сразу, поскольку работаем с детьми – их нельзя обидеть, поступить как-то некорректно, а то можно так подрубить крылья, что они потом не взлетят. Но пока что от своей профессии я получаю только моральное удовольствие, никакой финансовой отдачи не чувствую".

С горечью Наталия Владимировна говорит и о необходимости пересмотра отношения к учителю, которое сложилось в российском обществе. "Ведь на учителях держится очень многое, и еще больше держится на их честности, жертвенном энтузиазме. Вы только посмотрите, сколько много детей утром идет в школу. Если вдруг мы устроим забастовку, куда они все пойдут? Когда ребенок  в школе – его развитие можно наблюдать, он правильно думает, он совершает правильные поступки и тут же получает разъяснение, что он сделал не так".  

ЦФО, Курск (Курская область)

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть