ЖКХ. Кто возьмет власть в свои руки?

13.11.2006, 00.00 -
C экранов телевизоров, со страниц газет постоянно говорится о проблемах сферы ЖКХ, о необходимости проведения реформ, однако рядовые горожане слабо представляют, что же нужно делать, чтобы качество обслуживания в коммунальной отрасли стало отвечать элементарным человеческим потребностям. Один из вариантов, который, кстати, предлагается государством, – взять власть в свои руки: организовать товарищество собственников жилья и начать решать вопросы, связанные с существованием той небольшой неформальной группы, которой являются жильцы многоквартирного дома. Специалисты утверждают, что именно ТСЖ позволит лишить если не все, то значительную часть коммунальных российских бед.

Среди «тсжешных» плюсов эксперты выделяют и контроль над использованием средств, собираемых на техническое обслуживание дома, и возможность заключать договоры на содержание и ремонт дома без посредников. Кроме того, объединившись, жильцы могут совместно, а не в одиночку защищать свои интересы, а также приумножить свою недвижимость, взяв в собственность места общего пользования, например, подвал, который затем можно даже использовать в коммерческих целях.

Однако, несмотря на плюсы, на практике появляются и минусы, которые, не являясь фатальными, многим россиянам уже попортили крови.

Актуальность появления в России ТСЖ, прежде всего, обеспечена тем, что за годы приватизации жилищного фонда в России, возникла ситуация, при которой практически все многоквартирные дома в населенных пунктах находятся в собственности нескольких лиц – собственников помещений. Согласно Гражданскому кодексу РФ собственники не только имеют право, но и обязаны содержать свою недвижимость. Однако жильцы, создавшие товарищества собственников жилья, столкнулись с огромным количеством проблем.

Так, согласно письму Минфина от 3 марта 2006 года, плата за текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги классифицируются в качестве выручки и облагаются налогом на прибыль. Как отмечают специалисты, такое положение дел несколько странно, так как собственники жилья объединяются для совместного управления своим имуществом, а в данном случае получается, что львиная доля денежных средств граждан, которые идут из их личного имущества, облагаются налогом.

Кроме этого, в ряде городов, например в Курске, непомерно завышены ставки земельного налога и высока плата за землеотведение, что непосильно для некоммерческих организаций, которыми ТСЖ, а также ЖСК и являются. Кроме этого, по закону органы государственной власти и местного самоуправления, в пределах своей компетенции, могут оказывать ТСЖ экономическую помощь, в том числе предоставлять льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов. Законом также предусмотрено освобождение товариществ собственников жилья и от части платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.

Насолить объединившимся жильцам могут и естественные монополии, которые предоставляют ресурсы ТСЖ и ЖСК не по ценам для потребителя, а по ценам для коммерческих предприятий.

Окончательно испортить настроение жильцам могут так называемые Управляющие компании, которые вроде и создаются в России, но их количество, а также качество их услуг очень беспокоит специалистов, готовых уже предречь российскому государству жилищные революции, бунты и прочие катаклизмы.

Опасный прецедент, который подтверждает эти мрачные прогнозы, уже произошел в столице Курской области. Здесь одна из немногочисленных компаний настолько увлеклась зарабатыванием денег, что в итоге оказалась с огромным долгом и невыполненными перед жильцами обязательствами. Руководство этой компании решило избавиться от появившихся долгов обычным для такого дела способом. Вместо старой фирмы появилась новая, которая была по сути той же компанией, только не желавшей отвечать за поступки своей предшественницы. В итоге жильцы просто отказались перезаключать договор с новыми-старыми коммунальщиками, которые в ответ начали элементарно терроризировать жителей домов, угрожать им, а также, фактически захватив их же собственность – подсобные помещения, в двери которых были врезаны рабочими компании новые замки.

Дело это конечно не осталось без внимания правоохранительных органов, однако раз такой прецедент случился, значит надо более зорко следить за взрывоопасной средой, которой постепенно становится ЖКХ.

Вместе с тем, этот случай можно было бы списать на трудный этап становления новых форм хозяйствования в коммунальной сфере, если бы местная муниципальная власть сама не гнула в это время свою линию. Суть действий городских чиновников проста – создать на базе одного монополиста, в лице комитета ЖКХ города, другого – ОАО «УКК», не оставив потребителям никакого выбора. Специалисты отмечают, что все контролирующие городские, а также областные органы власти не принимают никаких мер по пресечению подобных действий и не реагируют на обращения граждан и общественных организаций, в то время как в соседних областях, например, в Воронежской, такие нарушения пресекаются.

Паниковать, конечно, не стоит, все же и время есть, и власть, пусть с помощью общественности, поймет что же делать с ЖКХ, однако главная инициатива в наведении порядка вероятно будет принадлежать самому народу, который, дабы не потерять крышу над головой, начнет себя – утопающего - самостоятельно спасать. Наиболее свежий пример такой сознательности – это состоявшееся на днях в Курске общее собрание председателей товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Пока люди лишь обратились к властям даже не с требованием о помощи, а с пожеланием обратить внимание на новых участников коммунального рынка и сделать все, что предусмотрено законом, для дальнейшего развития таких товариществ.

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть