В Курске можно увидеть настоящие раритетные автомобили (ФОТО)

16.12.2009, 16.50 -
Фото ИА KURSKCiTY

О том, что в Курске есть музей автотранспорта, знают немногие. Располагаясь во владениях кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства КурскГТУ, он, несмотря на то, что открыт для всех желающих, не пользуется особой популярностью среди курян. Зато студенты вуза знают все его плюсы и постоянно пользуются материалами, заботливо собранными сотрудниками музея, для подготовки к написанию курсовых и дипломных работ. О том, что же интересного могут обычные автолюбители найти в экспозициях музея, мы спросили у его сотрудника Галины Инодиной.

Музей автотранспорта был создан в 1990 году силами работников транспортного управления Курской области. К этой инициативе они привлекли коллег и из других городов. Оформлением музея занимались художники ПТП №2, ПТП №3 - многое было сделано руками работников автомастерских и ПТП. Здание, где музей базируетсядо сих пор, в то время принадлежало административному корпусу ПТП. Главное, что двигало создателями музея, - желание сохранить память о зарождении автомобильного транспорта как в России, так и в Курской области. И, что самое удивительное, наиболее значимую роль в становлении музея сыграли именно небольшие города нашего региона – сотрудники транспортной отрасли Льгова, Щигров, Рыльска внесли свою весьма нескромную лепут, предоставив немало ценных документов, экспонатов, рассказывающих о людях, работавших в их автопредприятиях. Когда корпус ПТП был передан во владения КурскГТУ, то вместе с ним вузу перешел и музей автомобильного хозяйства. Теперь здесь проводятся некоторые занятия и экскурсии.

[im1]

В музее собрано более семи тысяч экспонатов, среди которых есть и старые фотографии, газетные вырезки. Он включает в себя три экспозиционных зала: два на первом этаже и один на втором. Естественно, первый этап экспозиции рассказывает о зарождении автотранспорта в мире, в России и о становлении его в Курской губернии. Там, например, куряне смогут увидеть на старых фотографиях здание первого транспортного управления.

Первые шаги предвоенной пятилетки отражены в музее данными о том, сколько автомобилей участвовало в перевозке необходимых грузов, рентабельны ли они были. Также рассказывается и о подготовке кадров для транспортных колонн. Так, в 1929 году в Курске был открыт тракторный техникум, на базе которого работал факультет, занимавшийся подготовкой водителей. Примерно в это время появились и авторемонтные мастерские. «Вначале их специалисты занимались лишь очень мелким ремонтом привозных автомобилей. Выполняли самые простые операции, так как не было цехов: в Курске действовали лишь сборочный, валкунизационный и токарный, на основе которых ремонт производить было невозможно. Поэтому и стали появляться автомастерские, расширявшие возможности цехов, а потому и способные на сложный ремонт автомобилей. В нашем музее можно не только узнать побольше о том времени, но и посмотреть фотографии первых руководителей автопредприятий, а также модели первых автомобилей, которые мы заказывали в Москве», - рассказала нашему агентству Галина Инодина.

[im2]

Стенд под названием «Дорога жизни» повествует о тех курянамх, которые во время Великой Отечественной войны находились за баранкой автомобилей. Здесь даже присутствуют приказы и благодарности таким героям, подписанные главными военачальниками, например Константином Рокоссовским. «После войны многие ее участники пришли работать в систему автотранспортных предприятий Курской области. А потому мы просто ни смогли не уделить им внимание: курянам мы расскажем об их биографиях, заслугах перед Отечеством», - отметила Галина Инодина.

Война нанесла немалые убытки автотранспорту нашего региона: после окончания Курской битвы количество автотранспорта было ничтожно. Лишь в 1944 году потихоньку началось восстановление прежних сил. Заслуга в этом в том числе и в усилиях, которые приложили руководители автотранспортных предприятий региона, о которых повествуется на одном из стендов музея. «Мы хотели рассказать о людях, которые после войны помогали поднимать Курскую область. Так, Мария Романенко проработала в грузовом автотранспортном предприятии, которое занималось перевозкой, в основном, продовольственных товаров. Ей были присвоены награды за безаварийную работу: несмотря на то, что она за рулем провела более 30 лет, ни разу не попала ни в одну аварию. Причем эта она вначале долгое время была простым рабочим этой автоколонны - сначала ее не хотели брать водителем. Но в итоге добилась своего», - рассказала Галина Инодина.

[im3]

Экспозиция второго зала посвящена историям ПТП Курска и области. Так, там возможно посмотреть арифмометры, на которых работали сотрудники предприятий, макеты железнодорожного вокзала Железногорска и транспортных предприятий Курска, данные о становлении общественного транспорта.

[im5]

Третий зал музея представляет хоть небольшую, но уникальную коллекцию: здесь находятся старинные автомобили, а также рассказывается о достижени отрасли автоспорта Курской области. Немалую роль для музея сыграл глава администрации города Курска Николай Овчаров, который раньше занимал должность заместителя начальника транспортного управления. Именно его силами экспозиция музея пополнилась настоящими, раритетными автомобилями. Так, ЗИС был привезен из Харькова - его прошлый владелец с уважением отнесся к идее создания музея автомобильного транспорта Курской области и самостоятельно перегнал свой автомобиль в Курск. А машина, которую сотрудники музея называют «Трюфо», была найдена в земле: ее случайно отыскали во время огородных работ.

Но не пополнялся автомобильный музей уже давно. Сейчас его работники сумели собрать большой архив о транспорте, но вот о новых экспонатах им остается только мечтать. Да и немаловажным является вопрос о расширении территории.

[im4]

Добавим, что посетить музей могут все жители нашего города - только необходимо подать не индивидуальную, а групповую заявку. Для этого достаточно связаться с кафедрой автомобилей и автомобильного хозяйства по телефону: 52-45-00 или 32-68-79.

ЦФО, Курская область

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть