Александр Соклаков: Красоту неба не оценишь никакими деньгами

21.09.2009, 12.10 -
Курянин Александр Соклаков - единственный в России, кто совершает прыжки с высоты 5000 метров с ампутированной выше колена ногой

Фото: из архива Александра Соклакова

Его всегда ставят в пример тем, кто боится совершить первый прыжок с парашютом. Не каждый может заставить себя шагнуть из самолета в бездну. Особенно в бездну на высоте 4000 метров. Александр Соклаков может, и от этого испытывает не страх, а только радость. А после приземления никто не верит, что этот крепкий 50-летний мужчина совершает прыжки со свободным падением без левой ноги. Узнав об этом факте новички без страха залезают в самолет. Они верят, что смогут. А потом с благодарностью подходят к Александру и говорят, что если бы не он, то они бы так и не узнали, что такое радость полета.

16-летний Саша Соклаков не подозревал, что все его мечты о карьере военного, тренировки по боксу и занятия в парашютном звене закончатся в один миг. Он уже прошел медкомиссию, чтобы поступить в десантное училище. Но 7 ноября, чтобы заступиться за человека, он полез в драку. «В меня кинули нож и попали в ногу, прямо в артерию. Тут же все разбежались, даже тот, за кого заступился». Если бы помощь была оказана сразу, то, скорее всего, Александр Петрович стал бы военным. Но когда его доставили в больницу, было уже поздно, началась гангрена, и ногу выше колена пришлось ампутировать.

«Я долго не мог понять, как мне теперь жить дальше. Что делать? Как строить семью? Мучила мысль: кто на меня теперь посмотрит?». Александру как инвалиду второй группы был положен «Запорожец» мощностью в 30 лошадиных сил или мотоколяска. Это вместо мечты о военной карьере.

Но тем не менее Александр очень быстро реабилитировался, стал механиком швейного оборудования, вернулся после учебы в Курск и стал работать на швейной фабрике. Работал, играл в ансамбле, жил, как все. «Когда я опаздывал на работу, пусть даже на минуту, с меня спрашивали как со здорового человека. Мне это почему-то нравилось. Быть в строю, как все – это дорогого стоит», - признается Александр.

Но он постоянно помнил о своей несбывшейся мечте - совершать прыжки с парашютом. И не оставил надежды даже спустя 30 лет. «Я разузнал, что есть упрощенная система обучения прыжкам на парашютах и обратился в курский аэроклуб. Но там мне отказали, поскольку наш аэроклуб – не очень большая дропзона, чтобы там были возможности подобного обучения. К тому же, перед прыжком надо пройти медосмотр, а меня любая медкомиссия забракует», - поведал Александр.

Однако не зря председатель курского Союза десантников Анатолий Щербаков назвал Соклакова человеком с непреклонным характером. Александр позвонил в Санкт-Петербург, где отношение к инвалидам совершенно иное, чувствуется веяние Европы. Там сразу согласились помочь необычному парашютисту.

«А я к вам с неба!»

Первый прыжок Александр совершил три года назад - в 47 лет в тандеме с инструктором с 4000 метров. А во второй раз ему уже разрешили прыгнуть самостоятельно на десантном парашюте Д-5. «С 800 метров я совершил первый прыжок на совершенно неуправляемом парашюте. К тому же, нас неправильно выбросили, да и погода в Питере быстро меняется, подул ветер, и меня занесло на газовую подстанцию. Такая небольшая территория, обнесенная бетонным забором, а я приземлился на дом. Оттуда выбежала испуганная женщина-оператор, смотрит на меня. Пришлось сообщить: «А я к вам с неба!» Представляете, всю жизнь проработал в женском коллективе, дома две дочери, жена, кошка, один я мужик. И вот мой первый полет, и куда меня занесло? К женщине! Посмеялись с ней, она принесла стремянку, чтобы снять стропы, которые перехлестнулись через сирень. К этому моменту приехал инструктор, когда увидел, куда я приземлился, схватился за голову. Кругом опасность. Я ведь мог спокойно и на трансформаторную будку приземлиться. А я не понимал! Я был счастлив. Ведь мечты сбываются».

Несмотря на курьезное приземление, Александру разрешили прыгать дальше, и теперь на его счету три тандемных прыжка, 15 прыжков на круглых парашютах, а всего 84 прыжка, почти все с высоты 4000 или 5000 метров.

[im2]

Александр Соклаков: "Когда я отделяюсь от самолета, то компенсирую все свои невзгоды"

Всего в России пять парашютистов с ампутированными конечностями. Но четверо потеряли ноги, когда были состоявшимися спортсменами, а Александр пришел в спорт в 47 лет и уже добился видимых результатов. К тому же, Александр Соклаков единственный, кто совершает прыжки с такой высоты с ампутированной выше колена ногой.

О курском отважном парашютисте узнал майор ВДВ, тоже с ампутированной ногой, и пригласил его в Абхазию на турнир среди ветеранов парашютного спорта. Там Соклаков оказался единственным представителем не только Курской области, но и всего ЦФО.

После выступления в Абхазии Александра направили в Киржач Владимирской области, где находится НИИ парашютостроения. Раньше там была закрытая зона, в которой разрабатывали новые парашюты, проводили испытания. Именно Киржач стал постоянной базой для тренировок курянина. Там он закончил ускоренную американскую программу обучения AFF, в рамках которой прыжки совершаются с 4000 под присмотром инструктора, на парашюте-планере, или на «крыле». Опять же Александр подтвердил свою уникальность. Он стал единственным россиянином, который с ампутированной выше колена ногой прошел обучение в аэродинамической трубе. К тому же ему понадобилось всего пять прыжков для завершения обучения, при норме в 8 прыжков. После этой трубы Александр освоил свободное падение и сейчас успешно выступает в дисциплине «Построение плоских фигур в свободном падении».

«Главное – верить и желать»

Сейчас Александр зарабатывает на жизнь тем, что обшивает автомобильные салоны. Но ежемесячно Соклаков продолжает ездить в Киржач, ведь в курском аэроклубе совершенно другая дисциплина – на точность приземления.

«Здесь, в парашютном спорте, мне никто не поможет. Я прыгаю как и все, а ведь не каждый десантник может прыгнуть с такой высоты. Мне вдвойне труднее прыгать, но я владею своим умением как нормальный здоровый человек. Для меня быть без ноги – это мука. В остальном-то я здоровый человек, хотя и инвалид второй группы. Мне хочется побежать, а я не могу, нет колена. Было бы колено, я бы бегал, надевал бы этот протез, как сапог, и бегал. А когда я отделяюсь от самолета, то это все компенсирую», - признается Александр.

[im1]

Если бы не Александр Соклаков, то многие так и не решились бы на прыжок с парашютом

Жена и дочки прекрасно понимают, что для Александра прыжки с парашютом – это еще один способ утвердить себя в жизни. Поэтому не пристают с вопросом «когда все это закончится?». Дочки тоже несколько раз прыгали с парашютом в курском аэроклубе, поэтому для них желание отца вполне понятно.

А самому Александру больше всего в свободном полете нравится не тот факт, что он единственный и что наконец преодолел все трудности, а то, что он видит, когда поднимается над облаками. «Если внизу на земле все заволокло тучами, то на высоте 4000 метров видишь солнце, особенно под вечер, багровый закат на горизонте. Внизу перина из облаков, и хочется этим любоваться до бесконечности. Это никакими деньгами не оценишь».

Парашютисты в Киржачах совершают прыжки даже зимой, когда на земле температура ниже 20 градусов, а на высоте почти минус 40. В Европе такие прыжки не делают, потому что это очень опасно - может обледенеть забрало шлема, можно не увидеть, как работает высотометр и ошибиться.

Но главное – желание, признается Александр. Желание – это необъяснимая сила. С ним человек все преодолевает. Но самый главный жизненный урок Соклаков получил все-таки на земле. «Меня учили знать меру во всем, не переступать черту недозволенного. Переступил – все потерял. Главное не курить, если куришь, а тем более пьешь, то разрушается все – семья, отношения, и становишься просто быдлом. Но если есть у тебя желание жить достойно, то ты так и будешь жить. Как себя настроишь. Вот, например, я если чего то хочу, то начинаю мечтать. Ложусь спать – думаю об этом, целый день думаю об этом. И как-то получается, что мысли материализуются. А если люди говорят – «да куда нам!», то они себя заранее обрекают на провал».

Сердце кровью обливается

Назвать Александра инвалидом не поворачивается язык. Он не просто преодолел себя, он ведет жизнь полноценного здорового человека, несмотря на все препоны. Член федерации парашютного спорта, член правления курского Союза десантников, участник чемпионата России по парашютному спорту, Соклаков удостоился наград от главы Курска, получил орден Орден «Генерал армии Маргелов», медаль «За верность десантному братству». Секрет всех своих достижений Александр объясняет просто: «У моего одноклассника уже было три или четыре инфаркта. Он сидит и всего боится. Боится прыгнуть с парашютом, боится к зубному пойти, боится сходить на речку поплавать. А жизнь - это движение ».

[im3]

Зимние прыжки  очень опасны - можно не увидеть показания высотометра

Не зная, что такое адреналин, Александр тем не менее понимает, что после приземления он дышит полной грудью и чувствует, что в его организме происходят какие-то положительные изменения. Как выражается Соклаков: «Это от прилива адреналина кровь омывает сердце». Поневоле задумаешься, так ли трагично выражение «сердце кровью обливается». Именно адреналином Александр предлагает лечить многие болезни. «Ведь даже детишек, больных коклюшем, лучше всего просто покатать на самолете. Перепад давления и свежие эмоции помогут выздороветь. Это не мое ноу-хау, это рекомендации врачей», - уверяет Александр.

В курском аэроклубе Соклакова встречают как родного, а известный парашютист Иван Долженков, воспитавший своих сыновей как чемпионов мира, уговаривает Александра не стараться кого-то перепрыгнуть. «А я и не стараюсь, я знаю, что меня уже никто не перепрыгнет», - всегда отвечает Соклаков.

Первым пунктом пропаганды спорта Александр считает работу с молодежью, поскольку это и воспитание, и здоровье. Тогда и вредные привычки сами собой отпадут. К сожалению, с недавнего времени занятия в курском аэроклубе стали платными. Спортсменам предложили отрабатывать прыжки укладкой парашюта. Это вполне приемлемо и по силам, и по ценам. В Курской области расценки гораздо ниже, чем в других городах. К примеру, прыжок на круглом куполе стоит 500 рублей, плюс 120 рублей надо заплатить за страховку, которая действует две недели. В других аэроклубах прыжок стоит 1500 рублей, а спортсмены прыгают за 550 рублей. Бесплатно тренируются только члены сборной, в которую Александр теперь стремится.

Его мечта на сегодня – освоить новую парашютную дисциплину на точность приземления. Но у него до сих пор нет собственного парашюта, аренда обходится Александру в 250 рублей за прыжок, а в день таких прыжков может насчитываться 10 и больше. Привыкший добиваться всего своими силами Александр даже не представляет, как он придет в какой-нибудь комитет и скажет: «Дайте мне парашют, я выступаю за Курскую область». А купить самому – не те финансовые возможности. Классический новый парашют стоит 150 тысяч рублей, а не новый - около 50 тысяч рублей.

«Может, этот парашют лежит у кого-нибудь на чердаке, а срок годности его истекает. Мне бы он очень пригодился. В Абхазии я познакомился с легендарным парашютистом и оператором Сергеем Киселевым, ему 76 лет, а он до сих пор совершает прыжки, жив и здоров. Вот и я планирую прыгать еще ближайшие лет 30», - с оптимизмом смотрит в будущее Александр Соклаков.

ЦФО, Курск (Курская область)

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть