Курский соловей покоряет Испанию

- 27.10.2006, 00.00 - Ольга Макарова, независимый эксперт по вопросам культуры и искусства, член Союза концертных деятелей РФ
Нынешний концертный сезон заслуженной артистки России Ирины Стародубцевой необычайно богат яркими событиями. Большие сольные концерты с концертмейстером Жанной Сбитневой в городах России, выступления в Москве и Санкт-Петербурге, премьерные исполнения вокальных сочинений московских авторов – членов Союза композиторов России, участие в грандиозном межрегиональном проекте «Российская премьера» с творческими коллективами Воронежа, Тамбова, Белгорода, в рамках которого в этих городах впервые прозвучала оратория для солистов, хора и оркестра Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Особое место заняли гастрольные концерты в Испании с Воронежским симфоническим оркестром, а также совместное творчество с известными музыкантами и дирижерами: профессором, заслуженным деятелем искусств РФ Олегом Шепелем (Россия, Израиль), заслуженным артистом РФ Юрием Андросовым (Россия), Рамоном Торрелледо (Испания).

Рамон Торрелледо закончил музыкальную Академию в Мадриде у ведущего испанского дирижера, мэтра музыкального искусства Испании Хесуса Лопеса Кобос. Стажировался в музыкальной Академии Питсбурга (США) как композитор и дирижер. Долгие годы возглавлял Национальный симфонический оркестр Румынии. Был главным дирижером оперного театра на Кипре. 4 года работал дирижером в симфоническом оркестре Михаила Плетнева в Москве.

С Воронежским симфоническим оркестром сотрудничает с 1994 года, когда это был еще Русский камерный оркестр, впоследствии ставший большим симфоническим оркестром.

В настоящее время Рамон Торрелледо разрабатывает национальную государственную программу, которая позволит прикоснуться к высокой классике каждому испанцу, сделать академическое искусство достоянием народа, осознав последним важность духовного обогащения.


Несколько дней назад завершились гастроли курского соловья (так с любовью называют Ирину Стародубцеву земляки) в Испании. Своими первыми впечатлениями певица поделилась с KURSKCiTY.RU.

Ольга Макарова – Ирина Филипповна, расскажите нам о своей поездке, о программе концертов, наиболее запомнившихся событиях.

Ирина Стародубцева – Гастроли в Испании проходили с 12 по 20 октября. Программа концертов была посвящена творчеству Вольфганга Моцарта, и основу ее составляло последнее сочинение композитора, бессмертный «Реквием». Для подготовки программы испанский дирижер прилетал в Воронеж на единственную репетицию с оркестром и солистами, которая длилась 5 часов. В Испании состоялись сводные репетиции с хорами. 14 октября прошло мое первое выступление в городе Паленсия. Зал кафедрального собора был переполнен слушателями, а на улице все еще стояла громадная очередь желающих попасть на концерт. 19 октября мы выступали в зале Культурного центра города Сантандер. Оба зала поразили своей изумительной акустикой. Кроме сольных партий в Реквиеме, я исполняла арию Памины из оперы «Волшебная флейта». Все концерты были благотворительными, поэтому желающих приобщиться к высокому искусству было очень много.

О.М. – Как Вас приняли коллеги-испанцы?

И.С. – Уже после первой репетиции они одарили меня аплодисментами. Обнимали, выражали одобрение и удивление и солисты, и певцы хоров. Испанцы – искушенный в вокальном искусстве народ, вот почему их оценка моего голоса оказалась особо приятной. По их словам, мягкое сопрано, бархатный тембр, наполненность звучания весьма отличают его от большинства русских «пронзительных» и «стенобитных» голосов той же тесситуры. А вот дирижер Рамон Торрелледо, известный соотечественникам по совместным выступлениям и оперным спектаклям с Пласидо Доминго, отметил не только это, но и высокий профессионализм, точное владение стилистикой вокальной музыки Моцарта, техническую свободу и умение мгновенно реагировать на требования дирижера. Согласитесь, это высокая оценка.

О.М. – Ирина Филипповна, откройте секрет Вашего мастерства. Что побуждает Вас неуклонно двигаться вперед?

И.С. – Секрет мастерства, как и у всех певцов, в постоянном стремлении к совершенствованию голоса и желание накопить как можно больше опыта и знаний. Именно это побудило меня в разные годы изучать стили и направления в музыке, вообще, и в вокальном искусстве, в частности. На Мальте я изучала стилевые особенности музыки барокко (профессор, мэтр Мальтийской исполнительской школы Альберто Бордж), в Германии – вокальную музыку Моцарта (профессор Мария Цальтн), в Москве – оперную и камерную музыку русских композиторов (профессор Важа Чачава; профессор Вера Кудрявцева - Лемешева). Продолжаю и сегодня учиться у коллег и дирижеров. Так, на репетициях Рамона с оркестром, его тщательная работа по выстраиванию каждой фразы, над особым «моцартовским» звуком, игрой без vibrato и меня настраивали на нужную волну. Наверное, поэтому, на репетициях с солистами ко мне претензий и замечаний со стороны дирижера не было.

О.М. – Что особенно поразило Вас и запомнилось в этих гастролях?

И.С. – Знаете, не поразило, а согрело душу отношение испанцев к людям искусства. Для них талантливый человек – артист, певец, музыкант, – избранник Божий, особо уважаемый и почитаемый в обществе. Внимательное, почти благоговейное отношение создавало не только ощущение душевного комфорта, но и особый эмоциональный настрой перед концертом. В Испании есть традиция: в честь музыкантов, прославившихся не только мастерством и талантом, но и общественной деятельностью, устраивать концерты, в которых они являются главными персонами – Патронами, занимая почетное место на сцене. Таким Патроном была на одном из концертов Елена Образцова.

А вот поразило меня то, что в Испании, как и во всей Европе, понимают, что, вкладывая деньги в классическое искусство, по сути, обеспечивается будущее нации. Только духовное развитие может в полной мере не только сопутствовать, но и продвигать экономику и благосостояние любого государства. Я мечтаю о том, чтобы и в России, и в моем родном Курске власти обратили на это внимание и поняли, как важно поддерживать академическое искусство и как легко и безвозвратно можно потерять вместе с традициями высокую духовность.

Хочу отметить, что все концерты были благотворительные, то есть расходы по их организации были полностью оплачены спонсорами. Разумная система налогообложения дает возможность состоятельным людям вкладывать большие деньги в большое искусство. Только благодаря этому подобные концерты становятся доступными для всех. Это превращает их в национальные социальные проекты. Рамон успешно доказывает это своими концертами.

О.М. – Участие в большом концерте вместе с симфоническим оркестром, хорами, солистами – это умение слышать и чувствовать партнеров, работать на общую идею, общий успех. И когда результат превосходит все ожидания, возникает желание творить совместно еще и еще. Не так ли?

И.С. – Да, тем более, что все, кто участвовал в этих концертах покорили и мое сердце. Это, прежде всего, потрясающе талантливый дирижер Рамон Торрелледо, музыканты Воронежского симфонического оркестра, составляющие высокопрофессиональный, сыгранный коллектив единомышленников. Это и испанские хоры городов Паленсия Сантандер, которые и по составу, и по тембровой окраске, и по манере исполнения отличаются от наших. Это и замечательные солисты: молодая певица из Воронежа Надежда Кривуша (меццо-сопрано) и испанские певцы Аурилио Пуенте (тенор), Иван Гарсия (бас). Все – талантливые певцы с хорошими голосами и хорошей вокальной школой. Это и великолепная публика. На каждом концерте было не менее пяти «бисов». И каждый раз, выходя на сцену, я ощущала горячую энергетику зала, симпатии и высокую оценку своего исполнения слушателями. Думаю наша «любовь» стала взаимной. Вот почему приглашение Рамона к участию в его последующих проектах я приняла с благодарностью и желанием приехать в эту гостеприимную страну еще раз. А, возможно, и не один.
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter