Неуставные отношения

- 25.10.2006, 00.00 - Владимир Слатинов, заведующий кафедрой госуправления КГУ
Во вновь избранный региональный парламент Карелии внесен законопроект о роспуске Городского совета Петрозаводска. Повод весьма актуальный для курской ситуации. Горсовет карельской столицы до сих пор не принял нового устава, предусмотренного Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этим он нарушил федеральное законодательство, за что согласно тому же закону должен быть распущен региональным парламентом.

Напомню, что 85 статья данного закона, введенного в действие в начале этого года, предусматривает приведение в соответствие со своими основными положениями уставов уже существовавших муниципальных образований к 1 июля 2005 года. Да, читатели, вы не ошиблись! Новый городской устав мы должны были увидеть летом прошлого года. Но не имеем до сих пор.

Можно было смириться с отсутствием устава столицы Курской области до конца прошлого года – пока 131 Федеральный закон не вступил в действие. Собственно, поначалу события развивались именно по такому сценарию, и была надежда, что к наступлению 2006 года устав увидит свет. Его проект был обнародован летом прошлого года, тогда же началось активное обсуждение. Год назад осенью состоялись публичные слушания по «городской конституции», которые прошли весьма активно и содержательно. Курскому Горсобранию оставалось поставить последнюю точку, «отшлифовав» одобренный на слушаниях проект. Но эта «шлифовка» продолжается до сих пор.

Главными причинами бесконечной «шлифовки» городского устава стали проблемы со здоровьем у главы Курска, не позволяющие городской исполнительной власти действовать последовательно и наступательно, а также отсутствие в Горсобрании устойчивого большинства. Последнее стало следствием специфических выборов депутатов городской представительной власти. Политические партии и региональные власти проявили к данным выборам редкое равнодушие, в результате на многих участках победило «клиентелистское голосование», и в состав Горсобрания вошли организаторы ремонтов подъездов, установки железных дверей и раздачи всевозможных подарков благодарному электорату. Но эта группа озабоченных возмещением потраченных на выборы собственных средств избранников также не составила большинства. В результате мы получили городской представительный орган, в котором каждый вопрос решается с колоссальным трудом, а некоторые принципиальные (как выборы председателя или принятие устава) затягиваются до бесконечности.

Между тем, федеральный законодатель ясно указал: вопиющее нарушение норм законодательства является поводом к роспуску. Отсутствие устава города Курска свыше нормативно установленного срока больше чем в течение года, безусловно, является таким вопиющим отступлением от федерального законодательства.

Однако, реакции со стороны тех, кто по идее должен следить за соблюдением федеральных норм, не наблюдается. Речь идет, прежде всего, о прокуратуре. Похвальны ее протесты по поводу отступления городских депутатов и городской администрации от федеральных норм при распределении земли или размещении муниципального заказа, но неплохо было бы вспомнить об уставе. В противном случае возникают подозрения в определенной избирательности надзорных мероприятий.

Недопустимым представляется и отсутствие открытой позиции по проблеме городского устава со стороны областных властей. Да, государственная власть не должна напрямую вмешиваться в дела местного самоуправления. Но никто не запрещает государственной власти публично заявлять свою точку зрения. В противном случае закрадываются мысли о подковерной борьбе за содержание главного городского документа. Напомню, что на публичных слушаниях год назад был одобрен вариант устава с выборной должностью главы города, являющегося одновременно главой администрации. Областным властям, безусловно, выгоднее введение так называемой «второй модели» организации городской власти, где избирают только городских депутатов, а администрацией управляет Сити-менеджер. Выборы руководителей городов в Орле и, особенно недавние, в Самаре, показали, что выборный глава может быть совсем не тот, кого предпочитает областное руководство. В любом случае, заявление ясной позиции региональных властей необходимо - это станет важным прецедентом не подковерного, а открытого регионального политического процесса.

Городским депутатам надо поторопиться. Федеральное законодательство должно исполняться, а жителям города необходимо ясно представлять – по какой модели в следующем году будет сформирована городская власть. Если вообще будет сформирована: в Госдуму поступил законопроект о праве региональных властей устанавливать своим законом местное самоуправление на внутригородских территориях областного центра, а в самом центре размещать власть государственную. Если законопроект будет принят - невнятность, неэффективность и неорганизованность нашей городской власти станет прекрасным поводом ликвидировать местное самоуправление в городе Курске как не оправдавшее возложенных на него надежд и полномочий.
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter