Курский театр кукол: волшебный мир за кулисами

Курский театр кукол: волшебный мир за кулисами

- 20.03.2009, 09.07 - Анна Сотникова
21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольника. Идея этого праздника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран). В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена. Конечно, все знают, что в Курске есть люди, для которых этот праздник является профессиональным - они работают в Курском государственном театре кукол. Говоря о кукольниках, все в первую очередь представляют себе сцену и милых кукол, которые двигаются в лучах софитов, разговаривают, шутят и дарят людям незабываемые представления. Мы же решили «копнуть поглубже» и побывав в кулуарах театра, рассказать о той его жизни, что спрятана занавесом от глаз зрителя.

Справка ИА KURSKCiTY

История Курского государственного театра кукол начинается в 1944 году, когда его организовали пятеро актеров (Л. Каменева, З. Мшастая, В. Михатова, И. Емельянов, Н. Боголюбская). В то время шла война, у отважных актеров не было ни кукол, ни декораций, ни постоянного помещения, была лишь горячая вера в то, что из маленькой труппы когда-нибудь вырастет настоящий театр. Первыми спектаклями молодых актеров были «По щучьему велению» и «Гаврош». В 1965 году театр получил в аренду здание бывшей гимназии, где располагается и сейчас. С 1970-х годов театральная труппа впервые поставила спектакли для взрослых («Прелестная Галатея», «До третьих петухов», «Иностранец в мире») и начала гастролировать по всей стране: Тюмень, БАМ, Украина, Белоруссия, Северная Осетия. В период с 1970-х до начала 1990-х годов Курский государственный театр кукол был удостоен множества наград: памятной медали и грамоты Министерства культуры Венгерской Народной Республики за спектакль «Прекрасная Галатея», почетного знака Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры «За активное участие в культурном обслуживании строителей БАМа», диплома Министерства культуры СССР, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок «За активное участие в культурно-шефской работе на селе» и других. С 1987 года и по сей день театр кукол возглавляет Александра Кондратова. Выжив в тяжелых девяностых, театр сегодня снова набирает силу. Пришли молодые актеры, появились новые спектакли, сделавшие репертуар значительно интереснее и разнообразнее. В театре продолжают работать и опытные мастера - те, кого хорошо знают и любят зрители: заслуженные артисты РФ: Евгения Афанасьева, Наталья Бугаева, Людмила Марголина.

В гостях у волшебников

О бутафорском цехе Курского театра кукол мало кто знает, а зря. Ведь далеко не каждый театр может похвастаться такой единицей. В отдельном помещении, закрывшись, сидят настоящие волшебники, которые творят на радость детям и взрослым. Для нас они смогли выкроить немного времени, отложив в сторону недоделанные куклы и элементы декораций. Поскольку их работа взаимосвязана и является частью одного целого, мы и общались с ними со всеми вместе. Нашими собеседниками стали художник-конструктор Олег Кельин, художник-бутафор Ольга Кельина, художник-декоратор Инна Сапрыкина, заведующая бутафорским цехом Елена Ласкина, художник по костюмам Евгения Сморокова, заведующий постановочной частью Евгений Плотников.

- Когда готовится новый спектакль, в чем именно заключается ваша работа?

- После того, как проходит художественный совет, нам дают чертежи и эскизы. Между собой мы распределяем кукол, декорации, которые необходимо сделать. Вначале делается миниатюрный проект всего спектакля, на котором разрабатываются декорации, куклы. И лишь после этого начинается основная работа.

- Какие материалы используются для изготовления кукол?

- Мы используем поролон, синтепон, папье-маше, дерево. Для простого спектакля используются куклы из поролона. А более сложные герои спектаклей изготавливаются из папье-маше. «Жизнь» им добавляет художник-конструктор, вставляя внутренний механизм, благодаря которой кукла начинает двигаться, открывать и закрывать глаза и рот, поворачивать голову. Сложными куклами являются тростевые - в ее основе находится гапит (трость), на которой расположены кнопочки, которые отвечают за часть движений. Такими куклами играют за ширмой. Также весьма непроста работа с папье-маше. Для изготовления куклы, у которой части тела сделаны из папье-маше, вначале из глины вылепляется голова, потом она разрезается пополам, выкладывается на плоскости и сверху заливается гипсом. Через несколько часов, когда гипс застывает, из получившейся формы вынимают глину. А в форме начинается вылепливание из папье-маше. Когда все склеивается, две половинки соединяются в месте. Шов зачищается наждачной бумагой, а получившуюся деталь грунтуют.



- Как много времени уходит на изготовление одной куклы?

- Не менее двух-трех недель, в зависимости от сложности куклы.

- Сколько же средств уходит для того, чтобы сделать одну куклу?

- Хорошая, правильно выполненная кукла со сложной механикой это очень дорогостоящее удовольствие. Она стоит не менее трехсот долларов.

- На каждую куклу шьется один костюм или у них есть целый гардероб?

- Многое зависит от спектакля. У нас есть спектакль «Солнечный луч», где играет основной мышонок - сложная кукла с механикой. И он все время должен появляться из разных углов сцены. Поэтому для этого героя сделано еще два дубля. Также в спектакле «Отпуск крокодила Гены» есть две абсолютно одинаковых старухи Шапокляк. Одна из которых основная, а вторая - дубль. Дело в том, что в одном из моментов спектакля старуха Шапокляк умывается в речке, вода в которой оказывается чернильной, и ее лицо выкрашивается в фиолетовый цвет. Поэтому в этот момент актер убирает основную куклу и достает дубль. Понимаете, получается, что в некоторых спектаклях невозможно одной куклой выполнить некоторые манипуляции. Есть, конечно, у нас такие куклы, которым шьется дополнительный гардероб. Например, наша Дюймовочка переодевается в свадебное платье, которое снимается и одевается быстро и легко, так как держится на липучках.

- Все куклы для спектаклей делаются у вас в бутафорском цехе?

- Театр сотрудничает с Виктором Никитиным, который хоть и является нашим главным художником, но живет в Днепропетровске. Есть некоторые очень сложные куклы, которые он делает сам и привозит к нам уже готовыми. Допустим, большинство кукол в спектакле «Маленький принц» - это его работа. А чаще всего он привозит эскизы, по которым уже работаем мы.



- Декорации в театре громоздкие?

- Декорации зависят от театральных приемов и поставленной задачи. Например, спектакль «Маленький принц» выполнен по законам приема «черный кабинет». Вся сцена и костюмы актеров сделаны из черного бархата - даже их лица закрыты капюшонами. И зритель видит только куклы, но никак не актера. Но громоздкости у нас практически нет, наоборот все декорации мы стараемся делать проще. В нашем театре маленькая сцена. Представьте, если будут еще и громоздкие декорации, просто не останется места. Мы используем много папье-маше, тканевых, каркасных декораций. Например, в спектакле «Оранжевый ежик» у нас лес прозрачный, так как сделан из каркасных деревьев, обтянутых сеткой. А в спектакле «Отпуск крокодила Гены» декорации планшетные, благодаря чему мы имеем возможность их быстро менять во время действий на сцене.



- Много ли в театре хранится старых кукол?

- Их практически нет. Те куклы, которые были задействованы в спектаклях снятых с репертуара, мы продаем или дарим нашим детским театрам-спутникам. То есть, тем театральным коллективам, в которых занимаются дети во всяких школах искусств. К тому же, куклы, изготовленные по старым технологиям, недолговечны. Раньше при изготовлении куклы из папье-маше, использовался клейстер. Со временем в этих куклах заводился мучной жучок, который начинал поедать их изнутри.

- Много ли весят куклы? Не тяжело ли кукловодам ими управлять?

- Куклы бывают абсолютно разные. Допустим, в спектакле «Дюймовочка» есть две очень тяжелые куклы: крот и жаба. Они весят около двух килограмм. Представляете, как сложно актеру в течение всего спектакля удерживать их на руке? Но не всегда куклой работает один актер. В некоторых ролях ему помогают. В спектакле «По дороге приключений» у нас есть кукла Ночь - практически человеческого роста и очень тяжелая. Так ею работают два-три актера.



Мастер, оживляющий кукол

Вот еще одно несоответствие, с которым мы все часто сталкиваемся. Говоря слово «актер» или «актриса», все представляют себе расхаживающего по сцене героя или героиню, драматически заламывающего руки, и произносящего монолог от автора-классика. А вот актеров театра кукол в лицо знают далеко не все. Да и как можно узнать того, кто на протяжении всего спектакля от тебя «прячется», а появляется перед глазами зрителей лишь на кратковременный поклон. Но актеров-кукольников это ничуть не расстраивает. Как рассказала нашему агентству заслуженная актриса РФ Людмила Марголина, она никогда не променяла бы работу в театре кукол.

- Людмила Аркадьевна, как давно вы работаете в Курском театре кукол?

- На следующий год исполнится сорок лет, как я работаю в одном и том же театре. Я окончила актерскую студию при кукольном театре в Оренбурге, после чего меня пригласили сюда работать.

- На ваш взгляд, интереснее работать актером-кукольником или драматическим актером?

- Это абсолютно разные вещи: каждый выбирает свою профессию сам. Я никогда не стремилась работать актрисой драматического театра.

- Благодаря актеру, кукла на спектакле оживает. Как вы дарите своим героям жизнь?

- Все идет от маски, которую вылепил художник. Актер к ней приспосабливается и старается подобрать тот или иной голос, манеру.

- В бутафорском цехе рассказали, что в некоторых спектаклях задействованы тяжелые куклы. Вам, хрупкой женщине, как с ними работается?

- Иногда тяжеловато. Ворона в спектакле «Оранжевый ежик» очень тяжелая - вот и приходится ее переносить с руки на руку. Но это наша профессия, потому мы закаленные. Тем более, ведь актер в спектакле не задействован постоянно, чаще всего кусочками. Потому есть возможность отдохнуть.

- За время работы в театре у вас появились любимые куклы, любимые роли?

- Очень сложно выделить какую-то одну куклу. В «Трям, здравствуйте» я очень люблю своего мишку, мне нравился спектакль «Прелестная Галатея», в котором я играла Афродиту. В «Мымренке», играя маму, я получала настоящее актерское удовольствие.

- А какая была ваша первая кукла?

- В моем первом спектакле, к сожалению, сейчас уже не вспомню как он назывался, я играла котенка.

- С кем вам приятнее работать: с детьми или старшими школьниками?

- Тут нельзя выбрать: дети есть дети. Для них всегда приятно играть. Если ты играешь в спектакле, то стараешься, чтобы он был понятен зрителю. Видеть эти глаза, которые тебя слушают и слышат, необходимо любому актеру. Все мы еще немножко дети - постоянное общение с детьми накладывает свой отпечаток. Еще Сомерсет Моем говорил: «Хотите оставаться молодыми, окружите себя юными».

- Променяли бы вы профессию кукольника на какую-нибудь другую?

- Нет, я никогда не хотела заниматься другой профессией. Хотя я закончила театроведческий факультет и мне предлагали стать заведующей литературной частью и в этом театре, и в драматическом, и одно время я преподавала историю театра в колледже культуры. Но это все не мое.

- Есть ли минусы в вашей профессии?

- Да, конечно. Маленькие зарплаты, особенно у молодежи, которая только приходит в театр. Но это зависит не от нашего театра, а от государства. Других минусов я не вижу. Когда выбираешь профессию, когда живешь в ней столько лет, кажется, что другого уже и быть не может. Это мой крест, и нести мне его.

Но несмотря на какие-то минусы Курский театр кукол без молодых актеров не остается. Все они рады в нем работать, играть рука об руку с профессионалами и набираться у них опыта. Дмитрий Афанасьев в театре кукол совсем недавно, всего лишь с декабря прошлого года, но уже мечтает о карьере.

- Почему вы пришли в театр кукол?

- Я считаю, что это хороший шанс реализовать свои возможности, творческий потенциал, закрепить те знания, которые я получил в колледже и начать строить свой карьерный рост.

- И кем вы в будущем хотите работать?

- Я хотел и хочу заниматься творческой профессией. Будь то просто актер кукольного театра, будь то режиссер. Возможно, в будущем, я стану режиссером, возможно, актером драмы. Но сейчас я здесь и мне эта работа очень нравится. Здесь мне попались хорошие наставники, коллектив, который меня поддерживает и дает советы.

ЦФО, Курская область
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter