Горналь: «терра инкогнито» под Курском

15.10.2008, 00.00 -

Деревня Горналь Суджанского района (Курская область) – удивительное место. Построенная на холмах и скрытая от ненужных глаз дальней дорогой, она вся пропитана негой спокойствия. Ее жители – работящие люди, которые предпочли атмосферу неторопливости и уединенности городскому шуму и суете. Вокруг их домов простираются впечатляющие виды, к примеру, на меловую гору Фагор, на небольшую речку Псел, которая едва ли не является естественной границей между Россией и Украиной.

Даже ЮНЕСКО не преминуло отметить в своих данных Горналь, внеся деревушку в перечень самых красивых мест в мире. Но, если прочитав статью, вы отправитесь туда в ожидании восьмого чуда света, то сильно ошибетесь. Красота бывает разной, и вовсе не обязательно она должна быть покрыта пальмами, лианами и осколками древних цивилизаций. Горнальские красоты свойственны многим местам в Курской области. Пожалуй, только не со всех холмов открывается такой чистый и первозданный вид.
Но особым украшением маленькой деревни можно считать действующий на ее территории Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Несмотря на то, что в общей сложности, он существует уже более трехсот лет, для курян по-прежнему является «терра инкогнито»: среди его паломников больше белгородцев, воронежцев и жителей Украины из соседнего Мирополья, чем верующих из Курской области. Хотя на территории монастыря случалось немало чудес, а о его чудотворной иконе Божией Матери «Пряжевской» слух простирается далеко за пределами региона. Монастырь появился в неспокойное время, когда «врагов» было больше, чем «друзей». В 1671 году на место будущей слободы Горналь прибыли монахи из Дивногорского монастыря Воронежской области, спасающиеся от набегов татар. По преданию, они ступили на землю горы Фавор в день праздника Преображение Господне. Именно поэтому главный собор монастыря был назван Преображенским. Первым настоятелем Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря стал иеромонах Феодосий. Первое время монастырь был непризнанным, и лишь в 1672 году, по указу государя, он получил статус официального. Монахи же жили спокойно: вели хозяйство, молились Господу, помогали жителям ближайших селений. Напомним, что в ту пору церковь обеспечивала себя самостоятельно. Основным доходом горнальских монахов было жжение извести – ее-то они и продавали. На полученные деньги и были возведены первые постройки – в то время еще деревянные. Ими стали два храма: Преображенский и Николаевский, названный так в честь Святого Николая.
В 1788 году во время второй волны секуляризации, которая вначале коснулась ведущих российских монастырей, а потом малороссийских и украинских, обитель закрыли, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Казалось бы, это должно было послужить «заключительной нотой» в опере святой земли Курской области. Но вопреки всему, именно в те годы в бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления. Одними из них стали возгорания свечей. После богослужений, которые вопреки всем запретам, продолжали проводиться в монастыре, все свечи аккуратно гасились. Но на утро те, кто первыми приходили в храмы находили их горящими. Поначалу все списывалось на недосмотр и халатность. Тем не менее, свечи продолжали возгораться. Это происходило до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Божией Матери.
Эта история началась с того, что живописцу Ивану Белому, страдающему от некой болезни, с которой местные врачеватели ничего не могли поделать, приснился сон. Перед ним явилась Божия Мать. Она сказала Ивану, чтобы он нашел древнюю икону, написанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви. Божия Мать дала живописцу наставление обновить икону, не касаясь ликов и рук. Наутро Иван Белый пришел к местному священнику и рассказал о своем сне. Священник хоть, возможно, и не поверил словам живописца, отправился вместе с ним в монастырскую церковь. На указанном во сне месте они нашли свернутую в рулон икону. О происхождении и существовании этого образа ранее никто не знал. Когда был отслужен молебен, Иван Белый получил исцеление от болезни. Весть об этом чудесном событии облетела окружные церкви. Все больше людей приходило в монастырь помолиться возле иконы. А чудеса продолжали твориться. Во время эпидемий холеры, охвативших местные села, монахи совершали крестные ходы с Пряжевской иконой Божией Матери. И эпидемии прекращались. Однажды суджанскому купцу Косьме Купрееву также во сне явилась Божия Мать, наказавшая ему для избавления от болезни, отслужить в закрытом Белогорском монастыре молебен перед иконой. Косьма, который долгое время не мог найти исцеления, пообещал, что если сон окажется вещим, он изготовит ризу для иконы и будет хлопотать об открытии обители. Молебен действительно излечил купца. Вместе со своими сыновьями Федором и Владимиром, Косьма приложил все усилия для исполнения своего обещания, и 24 августа 1863 года высочайшим повелением было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов, а для иконы была изготовлена серебряная риза. По восстановлении обители, когда часть деревянных строений, которые были ранее сожжены, вновь возвели в камне, известность и почитаемость чудотворной иконы все возрастали. Именно тогда служители монастыря стали ее выносить с крестными ходами. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже 1867 года, в Вознесение до второго дня праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону относили в город Мирополье (Украина). Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и села уезда. В Судже существовала монастырская Александрово-Невская часовня, где святыня пребывала, находясь не в ходу. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе, в его честь устроенного возле правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь. После закрытия большевиками монастыря икона Божией Матери уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в Свято-Троицкий храм города Суджи, где она пребывала до 1946 года. Затем данные об иконе таинственным образом теряются. Ее современная история начинается в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком храме, которую решил провести ее новый настоятель, на иконе, числящейся в описи – «Смоленская» было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это же время к настоятелю подходила бабушка, жительница Суджи, которая говорила о том, что в храме есть чудотворная, «потерянная» икона. Когда с иконы сняли оклад, по всему храму разнеслось легкое благоухание, а архивные данные подтвердили, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери «Пряжевская». После второго обретения иконы, с 17 октября 1996 года возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году по молитвам верующих, Николаевский Белогорский монастырь возвращен Православной церкви. С 2002 года возрожден крестный ход в украинское Мирополье. Сейчас Горнальский Свято-Николаевский Белогорский монастырь немноголюден: в его стенах постоянно живут пять монахов-священников, два монаха, два инока. Регулярно к ним присоединяются трудники – люди, решившие бесплатно поработать на благо монастыря и, возможно, со временем удалиться от дел мирских. А работы много – вся территория находится в состоянии реконструкции. В данный момент настоятель Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря игумен Питирим говорит о том, что необходимо строить звонницу – в монастырь привезли новые колокола. Но вот повесить их некуда. Кроме того, задумываются монахи и о реконструкции монастырских зданий. Зато закончился ремонт в Николаевской церкви. В течение трех лет московские иконописцы расписывали потолок и стены здания святыми ликами. А чудеса, происходящие благодаря иконе Божией Матери «Пряжевская», продолжают случаться. По праву считается, что чудотворный образ благодатен в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов. Игумен Питирим вспоминает о том, как ему приходили письма из Ярославля и Нижнего Новгорода о том, как женщины излечивались от бесплодия, благодаря молитвам иконе Божией Матери «Пряжевская». Еще одно чудо и загадка деревни Горналь – 13 сосен, растущих на горе Фавор.
12 из них расположены рядом, а одна как бы в стороне. Местные жители уверены – это своеобразный символ Иисуса Христа и его 12 апостолов. И добавляют: сколько бы не пытались подсадить к ним новые саженцы, тем самым изменив число сосен, ничего не получалось: деревья либо вообще не принимались, либо погибали по разным причинам. Однако сам игумен Питирим скептически относится к подобной версии, и утверждает: это всего лишь красивая легенда, ведь некоторые долгожители рассказывают, что на самом деле сосен раньше было гораздо больше... Но видно, это одна из многих загадок сказочного села Горналь... ЦФО, Курск

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть