О депутатской скромности и депутатской этике

- 09.10.2006, 00.00 - Владимир Слатинов, зав. кафедрой госуправления КГУ
Сразу оговорюсь, что обсуждение таких вопросов как доходы, бизнес-интересы или моральный облик лиц, облеченных публичной властью – явление абсолютно правомерное и даже необходимое в демократических обществах. Люди, принимающие общеобязательные решения для сотен тысяч и миллионов других людей должны находиться в поле более детального правового и морально-этического регулирования, чем «простые смертные». Хочешь сохранить свою приватную сферу девственно нетронутой – не ходи в политику. Но раз уж пошел – будь готов к тому, что твоя личная жизнь будет под пристальным общественным вниманием.

На размышления об этическом облике наших избранников автора этих строк навел произошедший недавно примечательный случай. В тот день, когда федеральные лидеры «единороссов» в ответ на требование Президента принародно скручивали с автомобилей и сдавали в утиль свои «мигалки», выходя из стен родного университета, я обнаружил у входа в храм науки шикарный джип одного из известных в области православных предпринимателей и депутатов областной Думы. Помимо весьма дорогого вида самого авто последний был зарегистрирован номером «001», а на крыше творения немецкой фирмы «Фольксваген» красовался проблесковый маячок.

Возможно видный курский политик и бизнесмен, пребывая в неустанных трудах и молитвах, выпал из общественно-политического контекста и пропустил идущую уже вторую неделю кампанию по утверждению депутатской скромности. Однако возникает вопрос: а разве нужны подобные демонстрационные кампании людям, неуклонно подчеркивающим свое благообразное воспитание на идеалах православной веры? Разве православная культура не предполагает помимо окладистой бороды, регулярного пребывания перед Образами, немалых пожертвований на духовное образование и воспитание (за что спасибо) таких житейских установок как некрикливая (с точки зрения внешнего вида) машина, обычный регистрационный номер или отсутствие крутящегося маяка, недвусмысленно намекающего всем вокруг, что они не более чем «твари дрожащие»?

Не секрет, что значительная часть медийного и экспертного сообщества Курска и Курской области стесняется обсуждать столь пикантную тему как соблюдение курскими политиками правил элементарной житейской скромности – кто по причине зависимости от владельческих и спонсорских денег, кто из страха, кто просто из странного чувства неловкости. Между тем проблема не только назрела, но давно перезрела. Ведь важно понять: подлинное, настоящее отношение к людям и их социальным интересам начинается как раз с того – как на житейском, бытовом уровне политики выглядят перед народом и взаимодействуют с ним. Когда 23 депутата прошлого состава Облдумы, не стесняясь, получали очень солидную зарплату и при этом не менее трети из них почти открыто занимались бизнесом – мы наблюдали медицинский факт вопиющего неуважения не только к нормам политической этики, но и к общественному мнению. Когда площадка перед Областной думой во время ее заседания больше похожа на ультрадорогой автосалон – это тоже выражение подлинного этического «лица» наших региональных народных избранников. Нет, я не предлагаю успешным курским людям, ставшим народными представителями, пересесть на «копейки» и «запорожцы». Но я утверждаю, что поведение ответственного политика должно ясно сопрягаться с чувством меры.

К сожалению, российское общество (во всяком случае, наше курское региональное сообщество) еще не готово принимать электоральные решения, ставя на передний план этический фактор. Главная причина тому – крайне низкий жизненный уровень, плохая работа местных властей и, как следствие – доминирование так называемого клиентелисткого голосования (это когда голос отдается за мешок картошки, отремонтированный колодец или вставленную железную дверь). Клиентелисткое голосование – главная причина явного перекоса социального состава нашего областного парламента в пользу бизнесменов и прочих хозяйственных руководителей. А отсутствие у последних собственно политического опыта (опыта поведения, действия и образа жизни ответственного политика) и вызывает к жизни эстетику понтов и самолюбования.

В этой ситуации важнейшей задачей медийного и экспертного сообщества региона становится повышение планки этических требований к представителям региональной власти и терпеливое разъяснение населению пагубности клиентелистского голосования. Самим народным избранникам следует принять Этический кодекс депутата Областной думы и урегулировать там вопросы, которые не могут быть установлены в правовом отношении. Речь идет о моральных императивах взаимоотношений с избирателями, недопустимости косвенного занятия бизнесом для работающих на профессиональной основе, нормах добросовестной деятельности, принципах взаимоотношений со СМИ и структурами гражданского общества.

Этический кодекс, конечно, не панацея. Но он в состоянии зафиксировать и формализовать моральные требования, с которыми (когда они прописаны) народные избранники не смогут не считаться.
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter