Открытие IX фестиваля имени Георгия Свиридова. Первое впечатление

- 06.10.2006, 00.00 - Ольга Макарова, независимый эксперт по вопросам культуры и искусства, член Союза концертных деятелей РФ
Почти десятилетие курская осень радует нас многоцветием музыкальных красок традиционного фестиваля им. Г.В. Свиридова. Еще при жизни гениальный композитор ХХ столетия высказывал пожелание, чтобы на его родной курской земле звучало как можно больше хорошей музыки. Это творческое завещание исполнялось всегда с благоговением и любовью. Каждый фестиваль отличался особо продуманной концепцией, неповторимой «изюминкой», все увеличивающимся числом участников, более широкой палитрой художественных образов русской музыки и, в особенности, музыки самого Свиридова. Звучали и грандиозные музыкальные полотна, и миниатюры в концертных залах и на улицах города.

Бесплатная основа, доступность высокой музыки для каждого желающего ее услышать являлось кредо устроителей фестивалей прошлых лет. Высочайшее исполнительское мастерство, трепетное внимание к духовному миру Свиридова и миру его образов – наследников Сусанина, Досифея, Варлаама, потрясали курскую публику, вызывали у слушателей чувства восторга и глубочайшей благодарности к исполнителям. Ведь прикасаясь к Великому и Вечному, нам давалась возможность ощутить себя их малой частицей.

А какие гости приезжали в эти дни в Курск и Фатеж – родной город композитора: Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Александр Ведерников, Владислав Чернушенко, племянник Свиридова, профессор Александр Белоненко, Академическая хоровая капелла, симфонические оркестры Москвы и Санкт-Петербурга (дирижеры Александр Ведерников (младший), Владислав Чернушенко). Достаточно вспомнить каскад имен дирижеров и вокалистов на фестивалях прошлых лет.

Этапы подготовки этих праздников музыки – от художественного уровня программ до качества и содержания буклетов и афиш – совершенствовались год от года, все было отмечено высоким художественным вкусом, безукоризненной профессиональной грамотностью и трепетной любовью к музыке. В Министерстве культуры РФ, Российской государственной концертной компании «Содружество» не однократно отмечались эталонность содержания программ, их дизайнерское и художественное воплощение в печатной продукции.

В концертном деле, как и в любом творческом процессе, есть непреложная истина: чтобы достичь успеха у публики, надо программу концерта пропустить «через себя», сделать ее «своей», если надо, поднявшись до ее уровня. До сего времени Свиридовские фестивали учили нас слушать мысли великих композиторов, постигать логику программ, вникать в суть преемственности отечественной композиторской школы при всем многообразии ее направлений.

Процесс творческой интеграции в сфере профессионального исполнительства признанных столичных мастеров и творческой молодежи Курска, включая юных музыкантов – учащихся ДШИ, позволил развиваться преемственности поколений, ориентируясь на высокие традиции национального русского искусства. И роль дирижера в этой грандиозной «симфонии» исполняли Национальный Свиридовский Фонд и его Курское отделение, определяя приоритеты и направления развития фестивалей.

К сожалению, в этом году НСФ не числится среди учредителей фестиваля. Думается, это скажется на художественном уровне нынешнего IX фестиваля, так как концерт, открывший его, эти опасения оправдал.

Неточность, зачастую, граничила с некорректностью. Так, при представлении Государственного Академического русского хора им. А.В. Свешникова, ведущая концерта назвала его Академическим хором русской песни, что само по себе абсурдно.

Председатель комитета по культуре Курской области, заслуженный работник культуры РФ Валерий Рудской, правильно назвав именитый коллектив, сообщил, что он участвует в фестивале, совершая юбилейное турне по городам России. В связи с этой подробностью стало ясно, почему в программу I отделения концерта был включен единственный opus Георгия Свиридова «Зорю бьют», седьмой номер из хорового концерта «Пушкинский венок», удостоенного в 1979 г. Государственной премии. Кстати, ни в печатной программке, ни в объявлении номера имя А.С. Пушкина даже не было упомянуто. А ведь общеизвестно, что для Свиридова поэт – герой произведения, «вещий голос народа», а искусство слова – высшее в иерархии искусств.

Удивило и то, что, участвовавшие в I отделении концерта именитые солисты хора: народный артист РФ Сергей Головушкин, заслуженный артист РФ Николай Мотатов и другие, даже не упомянуты в печатной программке. Здесь хотелось бы напомнить устроителям концерта, что отсутствие имени великого русского поэта, автора слов фрагмента из известного хорового концерта – профессиональная огреха или недостаточная компетентность, а отсутствие имен солистов в печатном издании – нарушение исключительного права исполнителя на имя, декларированного в ст. 37 « Права исполнителя» Закона РФ от 9.07.93 г. № 5351-1 (раздел III, Смежные права).

Статья 37. Права исполнителя

1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

право на имя;

право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

Право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.


Что уже говорить о вопиющей нелогичности построения всего концерта?! Благородная строгость и духовная возвышенность кантаты для хора и симфонического оркестра Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин», исполненной во II отделении, не только не были подготовлены эмоционально-психологически, логически I отделением, но и находились с ним в непримиримом противоречии. Русские народные песни в хоровых обработках «Пой, ласточки, пой», «Барыня» никак не могут предшествовать музыкальным образам, навеянным А.К. Толстым композитору Танееву и посвященным поэту-гимнографу VI-VII вв. Иоанну Дамаскину. Свободное, неканоническое переложение заупокойной стихиры произносится, как бы, от лица ушедшего и исполнено любви и сострадания.

Поминальный замысел произведения с использованием напева «Со святыми упокой», возможно, по мнению оргкомитета, в завершении концерта должно напомнить о бренности земной жизни, а напомнило о другом: «Богу – богово, Кесарю – кесарево». Высоким искусством должны заниматься высокие профессионалы. Тогда у слушателей возникло бы чувство благодарности за хороший тон, и внимание к ним, как это бывает в других городах и не только в столичных. Премьерное исполнение кантаты должно было сопровождаться либо более емким и конкретным вступительным словом, либо напечатанным вкладышем в программу с аннотацией этого произведения, включающей историю создания, наименования частей, конкретные ссылки на литературную основу, традиции исполнения.

Возвращаясь к исполнительскому мастерству участников концерта, не вдаваясь в детали, хочется пожелать именитому коллективу большего внимания к интонационной чистоте, а симфоническому оркестру Курской филармонии – большей чуткости в соотношении звучания с партнерами на сцене. Хотя, надо отдать должное главному дирижёру оркестра Игорю Сукачеву за его усилия обуздать темперамент артистов оркестра, зачастую увлеченных собственной игрой больше, чем созданием единого, художественного образа с хоровым коллективом.

Нельзя не отметить, что зал ДК железнодорожников, некогда признанный дирижером Владиславом Чернушенко, одним из лучших по акустике залов России, на этом концерте вдруг стал «глухим», словно пригасил ожидаемую ясность певческих голосов и четкость дикции. А наличие мягких кулис и задника и вовсе обеззвучило хор в глубине сцены за звуковым «занавесом» симфонического оркестра. Правда, в условиях дефицита репетиционного времени, с одного прогона звуковой баланс и оптимальную расстановку коллективов на сцене осуществить крайне трудно. Вот почему, по моему убеждению, музыкальному событию этой осени не хватило не только Почетных гостей, но и более высокого уровня подготовки (от организаторов до исполнителей) даже той программы, которая явно не дотягивала до статуса концерта, открывающего IX музыкальный фестиваль им. Г.В. Свиридова.

Надеюсь, последующие концерты фестиваля развеют это первое впечатление и возродят былые.
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter