Учеба в кредит как будущее российских вузов

13.09.2006, 00.00 -
В минувшем августе правительство РФ официально одобрило переход к платному высшему образованию, а это значит, что следующему поколению россиян уже наверняка придется выкладывать круглые суммы за желание приобщиться к студенческой жизни.

Впрочем, платное “высшее” уже давно вошло в нашу жизнь. Коммерческие вузы растут в стране как грибы после дождя, несмотря на необходимость получения лицензии и прочие условности, якобы подтверждающие качественное образование. Обучение в таких институтах и университетах стоит денег – порой немалых и совершенно неоправданных. Однако если здесь требуемые суммы проходят как плата за обучение, то в государственных вузах они стыдливо прикрываются фразой “материальная помощь”.

Государственные мужи решили, что образование должно стать платным везде, а чтобы окончательно не отбить у населения охоту учиться, предложили выдавать кредиты на обучение. Дескать, весь просвещенный Запад так учится. Поэтому в России в течение ближайших трех лет пройдет эксперимент по выдаче 7,5 тысячи образовательных кредитов, возврат которых гарантируется государством. Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что такой механизм позволит сделать учебу в вузах более доступной. К слову, за последние четыре года образовательными кредитами в России воспользовалось чуть больше тысячи студентов…

По словам министра, будет предусмотрено три типа кредитов: на основное высшее образование, на дополнительное, а также сопутствующий кредит на проживание, питание и покупку книг в период обучения. Сумма первого кредита не должна превышать 140 тысяч рублей. Сумма кредита на дополнительное образование вдвое меньше, а верхняя планка размера кредита на проживание и питание будет рассчитываться исходя из среднегодового прожиточного минимума по каждому региону. В среднем по стране это около 4,5 тысячи рублей в месяц. Процентная ставка по выдающимся сейчас кредитам достигает 16-19 процентов годовых в рублях, но в министерстве образования говорят о выдаче кредитов под 10-12 процентов. Правда, не поясняя, за чей счет будет банкет – то есть, снижение процентной ставки.

А вот руководство вузов почему-то считает, что предложенная Минобразом система не заинтересует ни абитуриентов, ни банки. Прежде всего, потому что деньги надо отдавать, а значит, далеко не каждый родитель – особенно в провинции, где низкие зарплаты - решится занять у государства через банк энную сумму на обучение родного чада. Ведь даже при ставке в 10-12 процентов будущий выпускник вуза должен будет отдавать банку ежемесячно 500-600 долларов в течение пяти лет, а сразу найти работу с таким заработком практически нереально – еще раз повторюсь, особенно в провинции. Опыт всех стран, где работает система кредитования, свидетельствует, что кредитом – на любых условиях – пользуется только средний класс, в России к нему может быть отнесено менее трети населения. Есть такое понятие – психологическая стоимость денег. Люди с небольшими доходами пугаются будущей ответственности за возврат значительных сумм, им трудно приложить это к своим возможностям.

Кроме того, ограниченный объем основного кредита – 140 тысяч рублей в год – не позволит учиться в престижных и дорогих вузах. Впрочем, многие университеты и институты уже берут за обучение на наиболее востребованных факультетах от 8 тысяч долларов в год, что в рамки кредита уже никак не вписывается. За бортом остались и зарубежные вузы – они попросту исключены из государственной программы кредитования студентов.

Вопросы по кредитам неизбежно возникнут и у банкиров, ведь с 1 сентября 2007 года государство выдает гарантию лишь на 10 процентов от суммы кредита. И это притом, что по мировой статистике возвращается лишь 45-60 процентов образовательных кредитов. По мнению экспертов правительства, система господдержки не предусматривает эффективных способов обеспечения возврата образовательного кредита заемщиком и может повлечь значительные затраты федерального бюджета по поддержке системы образовательного кредитования. В противном случае банки вообще не станут связываться с кредитами на образование, поскольку им это будет невыгодно.

Есть еще одно “но”. По словам экономистов, кредит характеризуется четырьмя составляющими: возвратность, платность, срочность и обеспеченность. Если применить эту концепцию к образовательным кредитам, то окажется, что на самом деле это не кредиты, поскольку не выдерживаются базовые параметры, прежде всего обеспеченность и возвратность. В результате кредит превращается в разновидность дотации, а с дотациями у нас получается так же, как всегда. В России, к сожалению, когда начинается дотирование, в том числе и в системе высшего образования, финансовая помощь достается не тем, кому она действительно необходима – одаренным детям из малоимущих семей, а тем, кто в состоянии самостоятельно оплатить свое образование. Ситуация та же, что и с бюджетными местами в вузах – их занимают, за счет связей или денег, далеко не бедные люди.

Правда, российский министр образования Андрей Фурсенко свято верит в то, что на бюджетные места попадают все же по результатам ЕГЭ и предлагает давать субсидии тем, кто на едином госэкзамене баллы не добрал, но учится очень хочет. Так что есть надежда, что вчерашние школьники, чьи родители не могут оплатить их образование, станут-таки студентами. Но при одном условии: после окончания учебы им придется вернуть государству деньги, затраченные на обучение, или в качестве молодого специалиста отработать определенный срок по распределению, как это практиковалось еще в советские времена.

Некоторые специалисты считают, что платное образование, и образовательный кредит, как его необходимый элемент, может способствовать повышению качества образования, предоставляемого вузами. За деньги никто не будет учиться в вузе, который дает образование низкого качества. Также никто не будет платить за получение профессии, не востребованной на рынке. То есть, благодаря широкому внедрению образовательного кредитования начнется отсев невостребованных экономикой специальностей. Уйдут в сторону вузы, которые дают неудовлетворительное, с точки зрения современных требований, образование. С другой стороны, предприятия, которым требуются специалисты определенного профиля и квалификации, могут через поручительства по образовательному кредиту “вырастить” для себя необходимых “профессионалов”. Государство, путем предоставления гарантий по образовательным кредитам, тоже может регулировать ситуацию на рынке труда.

Пока специалисты ломают копья, а родители будущих студентов – головы, в Госдуме ищут оптимальный вариант образовательного кредитования. На данный момент, по словам заместителя председателя “думского” комитета по образованию и науке Валентины Ивановой, в порядке эксперимента будет продолжена “апробация образовательного кредитования в рамках сложившейся практики сотрудничества вузов и кредитных организаций”.

Комментарии о ситуации в Курске и Курской области читайте в рубрике

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть