Банк ВТБ24 Курск  

Курск. Мастер, я тебя знаю…

- 26.10.2007, 00.00 - Анна Сотникова
Есть музыка та, что на слуху у каждого, которую любят массы и которую забывают через месяц. Имена ее исполнителей, ее создателей уходят в лету и, порой, не возвращаются уже никогда. Есть же музыка элитная, музыка, которую не устают слушать веками. Для ее исполнения нужен дар, нужно мастерство и профессионализм – то, чем обладает далеко не каждый современный музыкант. К счастью, Курску в этом отношении есть чем похвастаться. На его благодатных просторах вот уже пять лет творит и радует жителей Русский камерный оркестр. Известный по всему миру, постоянно гастролирующий коллектив регулярно устраивает концерты в Курском государственном университете, приглашает к себе известнейших музыкантов. Вместе со своим создателем – дирижером и трубачом-виртуозом Сергеем Проскуриным, человеком с мировым именем, вольно или невольно просвещает молодое поколение курян, прививает им черты настоящих музыкальных эстетов. За эти пять лет оркестру пришлось столкнуться с различными ситуациями, поспорить с менталитетом города и победить – вот о чем говорят их постоянные достижения. О том, как же это было, рассказал нашему агентству Сергей Проскурин.

Справка «Kurskcity.ru»

Сергей Проскурин. Музыкальное образование как трубач и дирижер получил в России в консерваториях Саратова и Санкт-Петербурга. Стажировался в Лондоне затем в Нью-Йорке. Наряду с концертной деятельностью солиста-трубача и дирижера занимался педагогической работой. Преподавал в консерваториях Саратова(1985-1987), Кишинева(1983-1985,1987-1990), в консерватории Фалюн (1991-2000, Швеция), Королевской Академии музыки Копенгагена (1995-1997, Дания). Гастролировал как солист, дирижер, а также давал мастер-классы в России, бывших республиках Советского Союза, Японии, Тайвани, США, Гон-Конга, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Испании, Франции, Австрии и многих других странах. Записал 7 компакт-дисков как солист и 10 как дирижер.

В настоящее время работает дирижером и художественным руководителем Русского камерного оркестра, является профессором Курского государственного университета и консерватории им. Л.В.Бетховена в г.Вена (Австрия).

Из Австрии, да в Россию

Русский камерный оркестр был создан в декабре 2001 г. по инициативе всемирно известного трубача-виртуоза и дирижера Сергея Проскурина. В 2004 году оркестр получил новый импульс для реализации творческих планов и проектов в статусе камерного оркестра Курского государственного университета.

Приоритетными направлениями в работе коллектива являются: просветительская деятельность, возрождение культурных традиций русского дворянства, представление на суд российского слушателя редко исполняемых шедевров мировой музыкальной культуры, пропаганда современного музыкального искусства, объединение духовных начал российских и зарубежных слушателей посредством исполнения произведений различных стилей и национальных композиторских школ, участие в новых творческих проектах, благотворительная деятельность (перечисление вырученных средств от концертов в помощь детям, больным лейкемией), гастрольные турне.

- Сергей, Вы достаточно долгое время прожили заграницей. Почему вернулись, ведь до недавнего времени считалось, что «там» музыканту «простора» больше? Потянуло на родину?

- До того, как уехать из России, я работал в Кишиневе заведующим кафедрой консерватории. Заграницей жил в Норвегии, а затем переехал в Швецию, где провел 15 лет, преподавал в консерватории Фалюн. Три года в Дании был профессором королевской академии Копенгагена. Так же являлся солистом Скандинавии, и со шведскими и американскими оркестрами ездил на гастроли в разные страны мира, давал мастер-классы, преподавал. После чего увлекся дирижированием. И все меньше и меньше играл на трубе. А потом пришло такое время, что пришлось многое переоценить, многое понять, разобраться, что-то взвесить и мне очень захотелось вернуться в Россию. На мой взгляд, на это решение повлияли две веские причины. Во-первых, потянули корни. А во-вторых, пожалуй, человеческая психология. Нас, людей, всегда мучает ностальгия по прошлому и тем местам, где нам приходилось жить с рождения. Например, если бы мое детство проходило в Африке, наверняка, даже будучи белым человеком, меня бы тянуло к этой природе - к бананам и коричневой земле. Но я родился здесь, в Старом Осколе. Там жили мои родители, мои предки, я очень люблю наш лес. И мне кажется, что сейчас такое время, что уезжать из России нет смысла для человека, который не интересуется только гастрономическими проблемами. Я могу понять тех людей, которые пытались покинуть нашу страну в восьмидесятом году: им не давали писать, им не давали играть, им не давали высказываться, и у них не было возможности заниматься любимым делом. Сейчас, если человек хочет познать другую культуру, он может куда-нибудь поехать, в те же Америку, Италию, куда угодно. Посмотреть, как живут люди, но для этого не обязательно переезжать. Даже если хочется поработать в другой стране, можно заключить контракт, но не уезжать навсегда.



- Почему российской творческой площадкой выбрали именно Курск? Расскажите о том, как зарождался Русский камерный оркестр?

- В Старом Осколе жили мои престарелые родители. А ближайшими городами, где я мог работать и развиваться профессионально, были Курск и Белгород. И хорошо, что я был здесь. Было бы значительно хуже и невыносимее, если бы я высылал родителям деньги, оплачивал сиделку, а я со временем приехал на могилу отца и матери.

Здесь создал новую семью – у меня трое детей в этом городе. В Курске я встретил совершено уникальных людей. В частности, Вячеслава Гвоздева, который поддержал мою идею по созданию камерного оркестра. Я рад тому, что такой оркестр есть у нас, но мне безмерно жаль, что подобного нет в других регионах. Его дальновидная позиция, чутье и мой профессионализм, который складывался долгие годы в России и зарубежом, смогли объединиться. Результатом этого синтеза стал наш оркестр, который является визитной карточкой и не только Курска. Я увидел, что в Черноземье нет ни одного камерного оркестра. Камерный оркестр – это тот же симфонический оркестр, только маленький, гибкий, мобильный. Вдобавок найти музыкантов для камерного оркестра было проще: найти 15 высокопрофессиональных человек легче, чем 80. А изначально в оркестре было 12 человек.

Гастроли в США, Испании, Германии, Швеции – можно перечислять их бесконечно... Наши поездки говорят о том, что дело, которое мы делаем – важное и востребованное. Отрадно, что у оркестра, есть свой профессиональный дом и зал с уникальной акустикой.

С гастролями по всему миру...

За годы активной творческой деятельности оркестр осуществил ряд международных концертных поездок: Тунис (2002 г.), Швеция (2003 г.), США ( 2004 г.), Германия (2003 г., 2005 г.).Испания (2007), Австрия (2007). На 17-ом Международном фестивале классической музыки в г. Эль-Джем (Тунис) коллектив был удостоен звания лауреата. В мае 2003г. в Германии оркестр принимал участие в программе Европейской недели культуры, организованной Евросоюзом.



Русский камерный оркестр сотрудничает с выдающимися музыкантами-исполнителями: народным артистом РФ профессором Московской консерватории Александром Бондурянским, народной артисткой Грузии, залуженной артисткой РФ, лауреатом международных конкурсов Маринэ Яшвили, народным артистом СССР Александром Ведерниковым, заслуженным артистом РФ Вениамином Коробовым, заслуженным артистом РФ, лауреатом международных конкурсов Михаилом Петуховым (Москва), Георгием Цаем, солистом оркестра "Виртуозы Москвы" и др.

Музыканты Русского камерного оркестра КГУ и маэстро Проскурин стали инициаторами международных творческих проектов, в которых принимали участие президент международной гильдии трубачей, почетный профессор музыкального университета Торонто, член Совета директоров Канадской ассоциации ассамблей "Онтарио" Стефан Шенет, профессор Королевской консерватории Стокгольма Матс Оберг, лауреат I премии конкурса пианистов Карнеги-Холл Натан Бэллоу и др.

- Какой сейчас состав коллектива?

- Сейчас в оркестре 22 музыканта. Они из разных городов: из Москвы, Ростова, Санкт-Петербурга. Половина - приезжие. Все они, прежде чем играть у нас проходят прослушивание. Коллектив, в основном, студенческо-преподавательский.

В оркестр нужно влиться душой

- Птенцам свойственно вылетать из гнезда. Многие из тех, кто начинал в «молодом камерном», ушел на вольные хлеба? Грустно, что так получается? Есть те, кто с Вами с самого начала?

- Через оркестр прошло где-то 30 человек. Когда приходит студент, закончивший учебное заведение, приходит устраиваться на работу, его так или иначе приходится переучивать, адаптировать к новым условиям. Работа в оркестре – не исключение. Конечно, музыкант, может перебирать ноты, сотни концертов отыграть, но в коллективе, в оркестре, его приходится учить пять лет. И в каждого необходимо вложить душу.

- Какова Ваша публика? Изменился ли состав присутствующих на Ваших концертах?

- Наша публика становится моложе. Если пять лет назад средний возраст был от 35 до 70, то сейчас от 20 до 70. У многих детей, которые учатся в университете, просто не было возможности соприкасаться с подобной культурой. Допустим, парень приехал из деревни и никогда не сталкивался с живым звучанием оркестра. Он один раз пришел на концерт - ему понравилось, он открыл для себя что-то новое. Потому в процентном отношении молодежи с каждым годом становится все больше.

Ту музыку, которую играет наш оркестр, слушают более 300 лет. Мы играем ренессанс, мы играем барокко. Эта музыка за эти века не надоела. Она элитна, и существенно отличается от массовой. В первую очередь, тем, что массовая – доступна и легка для восприятия. Чтобы постичь наш язык, нужно быть, с позволения сказать, готовым человеком. И жаль, что очень маленький процент людей может читать и общаться с нами на одном языке.

Может быть я попал немного не в то время. Но шведские социологи доказали, что чем лучше ситуация экономическая в стране, тем меньше прогресса в культуре и искусстве.

- Интересная работа – дирижер. Вы руководите большим оркестром, музыканты следуют каждому мановению Вашей палочки… Вы всегда лицом к коллективу. А как же публика за спиной? Нет ощущения, что Вы что-то упускаете из-под контроля?

- Нет, подобного не бывает. Я беру темп произведения от того, какая публика в зале, от того, как они реагируют. Если я чувствую, что люди готовы дискутировать в более медленном темпе, вальяжно разговаривать, я могу взять другой темп. Это ощущается мгновенно: по шелесту шоколадных конфет, по хихиканью, по тишине, по пустоте – ты уже знаешь, какая аудитория. Мне понравилась одна фраза: музыку дирижер и музыканты должны играть для Бога, а если у кого-то появилась возможность подслушать это общение - значит ему повезло. Играть для каждого человека ту музыку, которая для него актуальна в этот момент, на данную эмоциональную ситуацию, для его темперамента невозможно. Подстраиваться под публику я могу лишь в том случае, если она контактна, если ей интересно.



О, имена! О, жанры!

Коллектив за время своего существования записал четыре компакт-диска. В репертуаре оркестра более 200 произведений различных жанров, стилей и эпох. За пять лет оркестр дал более 250 концертов, на которых побывали более полумиллиона слушателей. В настоящее время Русский камерный оркестр Курского государственного университета является уникальным коллективом по масштабам творчества и мастерства.

Одной из главных творческих удач коллектива является исполнение Рождественской оратории И.С.Баха. В городах Германии (декабрь 2005 г.) оратория исполнялась совместно с Гансом-Юргом Рикенбангером (Швейцария), Стефаном Шрекенбергом, Забине Дивон, Зюзанной Пухеггер (Германия). В России (январь 2006 г., г. Курск, г. Воронеж, г. Москва) она была исполнена с солистами шведского королевского оркестра "Барокко" - Эммой Аксельсон - Рёнлюнд, Карин Люндель, Йоханом Кристенсоном, Даниелем Обергом. Концерты, на которых прозвучала Рождественская оратория прошли с большим успехом, о чем свидетельствуют критические статьи, как российских так и зарубежных информационных изданий.



Активная концертная деятельность оркестра ведется параллельно с большой репетиционной работой, расширением репертуара. Особое место в этом направлении заняла работа по подготовке программ концертов в бывшем родовом имении князей Барятинсних (ныне санаторий Управления делами Президента РФ «Марьино»). Эта работа переросла в новый творческий проект «Марьинские музыкальные ассамблеи» (весна, лето, осень, зима), в котором принимают участие известные музыканты России, Швеции, Германии, Австрии, Великобритании.

В пятом юбилейном сезоне оркестра стали проводиться Мариинские музыкальные вечера, возрождающие культурные и духовные традиции бывшей Мариинской гимназии, в здании которой располагается Курский государственный университет.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter