Банк ВТБ24 Курск  

Три дня, которые потрясли Курск

- 25.08.2006, 00.00 - Ольга Макарова, независимый эксперт по вопросам культуры и искусства, член Союза концертный деятелей РФ
Фестиваль «Летний джаз», прошедший в Курске 17-19 августа, стал музыкальным оазисом среди обжигающего погодными контрастами лета и абсолютного штиля концертного межсезонья. Как глоток свежего воздуха среди изнуряющей жары, как бриллианты дождевых капель в солнечных лучах после ливня воспринимались три восхитительных вечера с джазом Леонида и Николая Винцкевичей и их друзей. В гостях у курян побывали: трио «Stekpanna» - Petter Svard (ударные) – Швеция, Mads Olesen (гитара) – Дания, Steve Kershaw (бас) – Англия, известный на весь мир тромбонист из США Jay Ashby и неповторимая солистка легендарной группы «New York voices», двукратная обладательница «Грэмми» Kim Nasarian (США). Все они – суперпрофессионалы, удивительно талантливые и щедро дарящие своё искусство музыканты.

Хороший вкус устроителей и участников фестиваля проявился во всём: от цветовой гаммы банеров и рекламной продукции до программ и построения концертов, меняющихся каждый день. Особое место занимала музыка – бразильская, афро-кубинская, джазовая классика, баллады и блюзы. Джаз – искусство демократичное, открытое, призванное удивлять и удивляться, поэтому форма концертов напоминала, скорее, диалоги музыкантов с залом, замирающим от восторга и трепета души.

3 незабываемых вечера в арт-кафе «Ванильное небо» и один большой концерт в зале бывшего Дворянского собрания (ныне Курского гарнизонного Дома офицеров). Один, но какой! По своей щедрости ему нет аналогов – все зрители пришли на него бесплатно. Генеральный спонсор фестиваля преподнёс курянам поистине царский подарок, полностью оплатив стоимость концерта, а это не только аренда зала, гонорары артистов и печатная продукция, но и величайший вклад в просветительство, в культурное наследие курского края. Достаточно было позвонить в дирекцию «Джазовой провинции», чтобы стать счастливым обладателем пригласительного билета. Но, обо всём по-порядку.

Маги джаза. Гости

«Звёзды» мирового джаза в гостях у курян были не впервые. Именно поэтому ведущий концертов фестиваля, известный теоретик и исследователь джаза Владимир Фейертаг сказал, что уже не представляет себе «Джазовую провинцию» без этих музыкантов и считает их полноправными курянами.

«Stekpanna» - трио, объединяющее музыкантов Англии, Дании и Швеции. Их игру отличает великолепное чувство джазового колорита, темброво-интонационная интуиция, захватывающая энергия ритма. Всё, что они готовят на своей джазовой «сковородке» (именно так на русском языке звучит название трио), отмечено хорошим вкусом и большим исполнительским мастерством. Контрабас, гитара и ударные – классический состав, берущий свои истоки в эпоху барокко. Интересно, что контрабас и гитара – инструменты одной группы – струнные, но каждый из них интонирует музыку по-своему, по-особенному. Это придаёт их совместному звучанию неповторимый колорит и чистоту. Ударные инструменты – сердце этого трио, а Петера Сварда можно назвать истинным чародеем ритма. Именно он помогает передать всем исполнителям живое дыхание музыки. Непринуждённость и свобода отличают его solo, когда остальные музыканты почтительно замолкают, слушая вместе с залом «Музыку в ритме».

Jay Ashby – его появление на сцене вызвало немалый интерес публики. Его инструмент – один из самых сложных в группе медных духовых. Но в руках такого Мастера он открывал возможности звучания, о которых многие даже не подозревали. Мягкий, благородный тембр поющего тромбона заворожил публику. Виртуозно владеющий своим инструментом, Джо делал еле заметные, почти миллиметровые движения кулисой и гибкие, едва уловимые движения раструба для управления звуковой волной, а в зале, затаив дыхание, публика «растворялась» в красоте звука. Джо убедил всех в том, что для джаза тромбон не заменим, ведь создаваемая им игра полу- и четвертьтонов сплетает тончайшую паутину музыкальной ткани. Как перкуссионист, он использовал целый арсенал ударных, шуршащих и шумящих инструментов, придавая с их помощью особый колорит музыке. Просто «вкусно». Но особой чувственностью были напоены дуэты с любимой женой и партнёршей по сцене.

Леди джаза - именно так хочется назвать Ким Назарян. Шквал эмоций – так можно описать реакцию публики на её исполнение. Ещё вчера это была реальность. Сегодня – история, свидетели которой будут благоговейно рассказывать о ней своим детям и внукам. Певица, выступавшая на самых престижных сценах мира, в Курске сказала, что для неё большая радость исполнять джаз вместе с этими музыкантами. Каждый её номер – музыкальный шедевр, каждая фраза, да что там, каждый звук исполнены такого совершенства и красоты, что попадаешь к ним в сладкий плен мгновенно и безоглядно.

Чудо живого инструмента – голоса Ким заключается в том, что он с поразительной гибкостью откликается на малейшие движения её души. В бесчисленных оттенках его звучания, в тончайших изменениях интонации – целая вселенная чувств. Величайшее мастерство и неповторимое сценическое обаяние певицы определяют ту высокую исполнительскую культуру, которая сегодня, к сожалению, в числе раритетов. Всё, что было исполнено в Курске Леди джаза, заслуживает одного ёмкого определения – божественно!

Маги джаза. Хозяева

Леонид Винцкевич (фортепиано) уже в начале творческого пути поражал всех шквалом эмоций, мощной техникой, так напоминавшей молодого Сергея Рахманинова. С годами шлифовалось мастерство, и сегодня он перед всем музыкальным миром – большой художник, влюблённый в искусство. В его игре на высшем витке совершенства восхищает богатство образов и мыслей, мелодичное значение аккордов и каждой интонации, столь свойственные утончённому джазу. Самозабвенность, изысканность, словно мерцающая, поэтическая красота его импровизаций завораживают и пленяют. Сидя за электропиано он сам становится частью музыки. Совершенно очевидно – для Леонида Винцкевича быть за инструментом – значит быть счастливым.

Его большие концерты за три десятилетия творчества – это необъятная панорама лучших образцов мирового джаза. Его убеждённость в высокой художественной значимости этой музыки определило появление огромной армии слушателей, почитателей и поклонников джаза. Несколько поколений таких людей взрастил и выпестовал своим неутомимым творчеством Леонид Винцкевич. Мастер – так называли его в студенческие годы, Маэстро – называет его сегодня музыкальный бомонд мира.

Николай Винцкевич (саксофон) - молод и азартен. Однако в ансамблевом исполнительстве он поражает великолепным «чувством партнёра». Во всех дуэтных и сольных фрагментах он демонстрировал недюжинное мастерство, вдумчивость и музыкальную культуру, что так редко можно встретить сегодня у молодых исполнителей. Слагаемые его успеха – генетическая природа музыкального клана Винцкевичей и школа – Российская Академия музыки и насыщенная концертная практика рядом с мастерами джаза.

Слово о меценате

«Право быть меценатом – это почётное право. Для этого нужен редкий талант, талант бескорыстной любви к искусству, талант его понимания» (академик, Борис Раушенбах).

Некоммерческий проект Леонида Винцкевича «Летний джаз» был бы не осуществим без солидной финансовой помощи.

- Я бесконечно благодарен удивительным людям, которые оказали такую солидную поддержку нашему проекту. Алексан Коштоян – истинно тот меценат, без которого «Летний джаз» в Курске не смог бы состояться, - сказал Леонид Винцкевич.

Сегодня поддержка искусства и культуры – настоящий альтруизм. А если финансируемый проект наделён национальным колоритом, он становится альтруистичен вдвойне. Не случайно! 2006 - год Армении в России, поэтому приезд Ким Назарян – армянки по крови, родившейся в Америке – подарок всем, кто любит и почитает древнюю армянскую культуру, являющуюся частью культуры мира.

Ольга и Руслан Садыковы – сами предложили Леониду Винцкевичу площадку для проведения джазового фестиваля. Молодые, красивые, интеллигентные, готовые на убытки ради высокой идеи – как это не типично для современного рынка услуг. Комфортная обстановка арт-кафе «Ванильное небо» как нельзя лучше способствовала восприятию джаза. Казалось, музыканты играют лишь для тебя.

Джаз – великое достояние музыкальной культуры XX века. Его шедевры будут жить в веках, как песни Шуберта, вальсы Брамса... Большие художники большого джаза в очередной раз доказали, что язык этой музыки уникален и понятен всем, он выше политики и национальных амбиций. Джаз сегодня – это слияние культур, искусства, рождающее радость, добро и уверенный взгляд в будущее.

Атмосфера праздника последнего месяца лета из Курска вместе с музыкантами переместилась в Москву в сад «Эрмитаж», где также прошёл трёхдневный фестиваль джаза, а затем в Тулу и Тверь. Но старт был дан в Курске, по мнению Владимира Фейертага, именно потому, что Курск – один из немногих городов России, где не только строят планы, но и воплощают их в действительность. Так, курянин Леонид Винцкевич разрабатывает новые проекты. Уже этой осенью один из них заявит о себе во весь голос и о нём Маэстро расскажет на страницах KURSKCiTY.RU в начале сентября.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter