Курская область. Жизнь в нацпроекте "Образование"

23.08.2006, 00.00 -
В Курске прошел Большой Совет. Большой - и по количеству участников, и по уровню отдельных приглашенных. Речь идет о традиционном августовском педсовете, провели который губернатор Александр Михайлов, председатель Курской областной Думы Александр Кичигин, главный федеральный инспектор в Курской области Сергей Шило, председатель областного правительства Александр Зубарев, руководитель регионального комитета образования Виктор Некрасов. В числе приглашенных оказался и гость из Москвы – заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ Евгений Бутко.

«Сегодняшний педсовет – это широкомасштабное, значимое событие, выходящее за отраслевые рамки. Это своеобразный образовательный форум, собравший не только педагогов, но и представителей научных кругов, ведомств, муниципальных образований, руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, лидеров профсоюзных организаций», - оценил значимость мероприятия Виктор Некрасов.

Учитель должен ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ

Не смотря на то, что расширенное совещание было приурочено к началу нового учебного года, говорили не только и не столько о готовности школ к 1 сентября, сколько о реализации на территории региона национального приоритетного проекта «Образование». Напомним, данный нацпроект предусматривает работу по следующим направлениям: стимулирование инновационных программ высшего профессионального образования; стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; поощрение лучших учителей; повышение уровня воспитательной работы в школах, в том числе и за счет дополнительного вознаграждения за классное руководство; государственная поддержка талантливой молодежи; информатизация образования. Как видим, во главу угла ставится, в первую очередь, изменение самого подхода к финансированию системы российского образования на всех его уровнях. «Новая система финансирования этой отрасли должна быть направлена на повышение качества образования, на придание ему инновационного характера», - считает вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. "Нацпроект «Образование» направлен на повышение и улучшение условий получения качественного образования, на создание конкурентоспособной образовательной среды, которая, в конечном итоге, и должна привести к качественным изменениям региональной системы образования", - отметил начальник отдела общего образования комитета образования Курской области Александр Уколов.

Понятно, что педагог – профессия духовная, однако законы материального мира пока что никто не отменял. Как отметил на совещании декан факультета теологии КГУ архимандрит Зиновий, «выживаемость не должна быть нормой жизни учителя». «Зарплата учителя должна быть соразмерна его духовному подвигу», - подчеркнул глава администрации исполнительной государственной власти Большесолдатского района Владимир Зайцев.

Что же делается в этом направлении в Курской области? C 2006 года в рамках реализации нацпроекта «Образование» и в соответствии с постановлением региональной администрации педагоги, имеющие классное руководство, каждый месяц дополнительно к зарплате получают по 1000 рублей. Вознаграждение причитается городским учителям, работающим в классе с численностью 25 и более учеников. Для сельских учителей планка снижена – от 14 человек. В классах с меньшей наполняемостью размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя уменьшается пропорционально сокращению численности обучающихся. Более того, в случае, если на педагогического работника возложены обязанности по организации работы в нескольких классах, и эта работа успешно ведется, выплата вознаграждения осуществляется за каждый класс в зависимости от числа учеников. Однако, по мнению и.о. главы города Курска Юрия Парахина, такой подход не совсем корректен. «Надбавки надо платить не ВООБЩЕ, а за ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО РАБОТЫ. Например, каждому учебному заведению можно выделять гранд, и педколлектив, по итогам работы, уже сам будет решать, кого и на какую сумму поощрить», - отметил он.

Однако с самого начала в данное направление нацроекта «закралась» недоработка: в списке первоначально не оказалось педагогов, несущих на себе нагрузку классных руководителей в вечерних школах, школах-интернатах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, где обучаются дети с отклонением в развитии, коррекционных школах, образовательных учреждениях для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей. «С начала нового учебного года эта несправедливость будет исправлена. Теперь не только классные руководители, работающие в общеобразовательных школах, но и выше перечисленные категории педагогов будут получать заслуженное вознаграждение. Более того, за все минувшие месяцы, когда классные руководители не получали вознаграждение, им будет сделан перерасчет. На этот счет уже готовится постановление правительства Курской области», - сообщил начальник комитета образования Курской области Виктор Некрасов.

В регионе ведется работа и по направлению «Поощрение лучших учителей». Напомним, в его рамках в 2006 году 10 тысяч лучших учителей России должны получить президентскую поддержку в виде грантов в размере 100 тысяч рублей каждый. Для Курской области определили квоту в 89 человек (всего на конкурс было подано 97 заявок). Имена счастливчиков уже известны. «Причем сельских педагогов в списке почти в три раза больше, чем городских. Стаж учителей – от 15 до 30 лет, самому молодому из них нет еще и тридцати, самому старшему – больше семидесяти», - отметил Некрасов.

В целом же в рамках нацпроекта задача привлечения кадров в систему образования решается по трем направлениям: новая система финансирования бюджетной сферы и образования, в частности, обеспечение жильем, особенно в сельской местности, превращение школ в храм знаний, а не в заброшенные объекты. "Вот три составляющие успеха российской школы и три неотъемлемых условия, при которых учителя будут заинтересованы работать в школе", - считает Дмитрий Медведев.

ИЗБРАННЫЕ

В рамках направления «Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы»
На что потратить полученные деньги, курские школы уже знают. «Деньги пойдут на оснащение учебных кабинетов, на укрепление методической базы. Смета расходов у нас в принципе составлена, но мы все еще можем переиграть», - рассказали в курской гимназии №4. «Президентский грант пойдет на приобретение учебного оборудования: мы планируем создать второй компьютерный класс, закупить оборудование для обустройства лаборатории физики, химии и биологии. Обновим базу наглядных пособий. Вообще, по условиям получения гранта, спектр возможностей, на что можно потратить деньги, достаточно узок: в основном предусматривается лишь учебно-методическое оснащение», - рассказала директор школы №6 Нина Воронина. «Мы планируем оснастить два кабинета информатики, шесть кабинетов иностранного языка, кабинет гуманитарного цикла и технологии. Кроме того, на базе библиотеки мы хотим создать ресурсный центр, где будут находится различные словари, справочники, а также видеотека и медиатека. Планируется комплектование тренажерного зала, приобретение кондиционеров для кабинетов информатики и хореографической студии, а также оборудование медкомнаты», - рассказала заместитель директора по воспитательной работе гимназия №44 города Курска Светлана Лашина. По словам директора лицея № 5 города Железногорска Юлии Погодиной, «причитающийся миллион инвестируют, прежде всего, в дальнейшее развитие материально-технической базы и приобретение интерактивных средств обучения». Так, например, будет оборудован переносной компьютерный класс – для этого понадобятся ноутбуки с автономным питанием, что позволит максимально компьютеризировать учебный процесс, сделать его более мобильным, современным и интересным.

На «Школьном автобусе» в профильное будущее

С 1 сентября 2007 года в российских школах будет введено профильное обучение. «Профессионально-техническое образование будет вовлечено в национальный проект на следующий год. Об этом просят регионы, работодатели и сами профессионально-технические учреждения. Принципиальное обсуждение этот вопрос прошел. И, я думаю, на одном из ближайших заседаний президиума мы примем решение о включении соответствующей темы в национальный проект в сфере образования», – отметил Дмитрий Медведев.

В Курской области мониторинг готовности к работе в условиях профильного обучения начнется уже в этом году – с сентября 2006 года в школах вводится предпрофильное обучение. «Для региона, где 80% школ являются сельскими, этот вопрос стоит очень остро. Уже сейчас многие средние учебные заведения предлагают свои профспецкурсы – «Моя профессия – бухгалтер», «Экологические проблемы современного мира», «История автомобиля» и пр. Сегодня, когда на рынке труда складывается такая непростая ситуация, осознанный подход к выбору школьниками будущей профессии просто необходим», - считает Виктор Некрасов. Вместе с тем, по его мнению, учебные заведения Курской области как аграрного региона должны быть сельхозориентированы, то есть сельхозобразование, в той или иной форме, должно присутствовать в любой школе. Кроме того, целый ряд образовательных учреждений, например, Дроняевская школа Курчатовского района получат агротехнический профиль.

С введением профильного обучения тесно связана одна из подпрограмм нацроекта «Образование» - «Школьный автобус». "Не секрет, что сегодня в Курской области до 85% школ имеют наполняемость не более 20, 10, а иногда и 4 человек. Естественно, тратить средства на оснащение их учебно-материальными и кадровыми ресурсами, экономически не оправдано. Проще на определенной территории создать одну опорную школу, куда на автобусе, на профильные или практические занятия, будут привозиться учащиеся соседних школ, не имеющих для этого материальной базы", - рассказал начальник отдела общего образования областного комитета образования Александр Уколов.

Уже в ближайшее время в Курскую область поступит 17 автобусов, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Не останется в стороне и область – из региональной казны будет выделено почти 7 миллионов рублей на приобретение 11 автобусов. Всего же, по данным регионального комитета образования, чтобы организовать в области работу "Школьных автобусов", необходимо 88 машин.

P.S. Подводя итоги педсовета, и, в частности, результаты работы Курской области по нацпроекту, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ Евгений Бутко отметил: «Нацпроект у нас в стране не реализуется… Мы просто в нем живем».

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть