"Недоступная" медицинская помощь: в каких условиях лечат сельских жителей Курской области

16.08.2018, 12.10 -
Фото: ИА "KURSKCiTY"

В последние годы в Курске активно занимались возведением современных центров здоровья: областного перинатального и областного клинического онкодиспансера. Оснащены они по последнему слову техники, пациенты получают качественную и своевременную помощь, медицинские работники тоже достаточно квалифицированы. Однако за городской чертой располагаются 28 районов, где проживают более миллиона человек. Все они болеют, а обращаться за медпомощью к курским специалистам не всегда есть возможность. Да и необходимость не всегда острая — выписать лекарства от ОРВИ могут по месту жительства. Именно для таких случаев были созданы фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). 

Всего в деревнях и селах нашего региона действует 605 точек медпомощи, из них более 200 требуют ремонта, так как были построены еще в советские годы. До 2020 года планировалось открыть еще десять ФАПов.

В полный голос о важности работы таких учреждений заговорили в декабре прошлого года, когда президент страны Владимир Путин не согласился с целесообразностью закрытия ФАПов. Тогда президент особо подчеркнул, насколько они важны для малых поселений, где проживает от сотни до 2 тысяч человек.

- При всей необходимости модернизации системы, при всей справедливости того, что у нас коечный фонд используется не для лечения больных, а для профилактики и просто оздоровления, при всем том, что технические средства должны быть такие, что пребывание на койке больных должно сокращаться, а количество людей, которые пропускаются через эту койку, увеличиваться, все-таки с учетом огромности нашей территории далеко не всегда обосновано сокращение учреждений, – признал Путин.

В то же время министр здравоохранения Вероника Скворцова отмечала, что в России только лишь в двенадцати регионах нет проблем с доступностью медпомощи.

Итак, как же с этим обстоят дела в Курской области? Буквально пару месяцев назад состоялась проверка медучреждений  Медвенского, Золотухинского, Пристенского и Октябрьского районов. В основном, все ФАПы оказались в удовлетворительном состоянии, в большинстве правда нет канализации и водопровода, в четырех – туалеты на улицах.

Вчера журналист ИА “KURSKCiTY” совместно с активистами Общероссийского народного фронта и членом Центрального штаба отправился мониторить состояние ещё трёх ФАПов.

В этот раз поездка не предполагала детального знакомства с организациями, осмотра на наличие всех необходимых медицинских принадлежностей и бесед с фельдшерами — просто немая оценка внешнего вида. Однако бегло «познакомиться» с ФАПами всё же не получилось.

В карте маршрута обозначено три точки: деревня Амосовка в Медвенском районе, посёлок Петрин в Курском районе и село Долгое в Золотухинском. Задаём направление навигатору и отправляемся в путь.

Амосовский ФАП рекомендовал к посещению сам главврач медвенской больницы как один из лучших по оснащённости. Что ж, посмотрим. Действительно, здание не вызывает абсолютно никаких нареканий: чисто, свежо, максимально комфортно для сельского медучреждения. ФАП находится в нормальном состоянии, горячее водоснабжение, центральное отопление, канализация — всё работает. Но местные жители признаются — медицинский работник на месте не находится постоянно и приезжает из соседней Медвенки. В Амосовке проживает более тысячи жителей. Доступ к медицинской помощи у них всего два раза в неделю.

[img5703]

[img5705]

Во время нашего визита медсестра Инна Ткачёва как раз находилась на месте и помогала пациентке.

- Мы здесь практически каждый день, вот в четверг и пятницу нас только не будет. С медикаментами никаких проблем нет, - заверила сотрудник ФАПа.

[img5704]

А позже она упомянула, что покупать лекарства у селян нет возможности — в Амосовке аптеки нет, да и необходимой для осуществления аптечной деятельности лицензии тоже. Ещё через минуту выясняется, что ФАП уже с полгода работает вообще без фельдшера — молодые специалисты не хотят ехать в село на такую тяжёлую работу.

Что же получается? Аптеки нет, лицензии нет, фельдшера нет. Есть надпись «бахилы по три рубля», но..., как оказывается, и их тоже в наличии нет.

Петринский ФАП встретил нас мирно покачивающимися из стороны в сторону сорняками и шатающейся дверью. Фельдшер Екатерина Ломакина оказалась на месте, как и все 48 лет, которые она добросовестно лечит односельчан.

[img5710]

[img5709]

Нельзя сказать, что здание находится в совершенно плачевном состоянии, но оно было построено в 1990-м году и требует ремонта. В процедурном кабинете по потолку пошли такие глубокие трещины, что однажды маленький пациент чудом остался жив.

[img5711]

[img5712]

- На кушетке лежал месячный ребёнок и сверху в пяти сантиметрах от его головы свалился кирпич, - рассказывает Екатерина Николаевна. - Есть у нас и вода и электрическое отопление, канализация, а вот интернета нет. С госпитализацией больных нет абсолютно никаких проблем. Единственное, что нужно — сделать ремонт. Вы же заходили в эти двери и видели их. Это же стыд и позор, их надо менять. Мы зимой завешиваем дверь одеялом.

Не согласиться с женщиной трудно. Работать и тем более принимать больных людей в таком помещении — сомнительное удовольствие. Население в Петрине 864 человека и все идут со своими проблемами к Ломакиной. Когда она уходит в отпуск, приходится меняться рабочим местом с дочерью, благо та тоже по образованию медик. При этом фельдшер отмечает, что платят сейчас неплохо — 18 тысяч в месяц. Желаем  Екатерине Николаевне хорошего дня и отправляемся к последнему пункту назначения.

Многие смотрели одноимённый американский фильм ужасов. Российскую версию такового мы и увидели в селе Долгое Золотухинского района. Назвать это полуразвалившееся здание, обрамлённое покосившемся забором, "оскалившимся" фундаментом и разбитыми окнами, местом, где люди могут получить первую медицинскую помощь, просто не поворачивается язык. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.

[img5714]

[img5718]

[img5719]

На двери одиноко висит замок, зато на стене свеженькая табличка — как будто к нашему приезду готовились. Попасть внутрь, само собой, не получается. Ознакомиться с помещением удаётся только через открытую форточку. Облупившиеся стены, разбросанные пакеты и мединструменты — разве так должно выглядеть нормальный фельдшерско-акушерский пункт в 21 веке?

[img5713]

А во двор так и вообще лучше не заглядывать: пациенты могут получить ещё одну травму, просто наколов ногу торчащим гвоздём.

[img5716]

[img5715]

Совсем рядом, в сотне метров складированы стройматериалы. Предполагаем, что для «возрождения» несчастного здания ФАПа. Но это только предположения.

[img5717]

[img5720]

- ФАП данный находится в аварийном состоянии, в районной больнице нам только что ответили: был сделан запрос в облздрав, можно ли здесь вообще осуществлять медицинскую деятельность. А стройматериалы для соседнего участка, где будет возводиться жилой дом, - разочаровал нас эксперт ОНФ Роман Алёхин.

После пятнадцатиминутных попыток понять, как здесь умудрялись лечить людей, к нашей недоумевающей «делегации» присоединяется местная жительница — Галина Кащавцева. Она почему-то нашего пессимизма не разделяет.

- Вы знаете, это только он внешне плохой, а внутри там хорошо всё. У нас было очень хорошо с медпомощью, а теперь станет плохо - нашего фельдшера «перебросили» на другой медпункт. Почему закрыли наш ФАП? Можно было сделать ремонт, ведь и газ провели. Закрыли буквально две недели назад, - возмущённо восклицает Галина Викторовна.

[img5721]

Также, по её словам, в случае болезни или какой-либо консультации  людям предлагают ехать в соседние населённые пункты на маршрутках. Ближайший в трёх километрах от Долгого.

Каким образом данный медицинский пункт может приблизить шаговую доступность медпомощи для сельских жителей, о чём, к слову, не раз заявлял президент, совершенно непонятно.

- Не знаю, ждали нас тут или нет, но табличка новая висит. То есть проходящие мимо люди будут думать, что ФАП работает. Сегодня мы видели разные примеры сельских медорганизаций. Оказалось, что проблем хватает. Будем задавать вопросы представителям регионального министерства здравоохранения, - заверил член Центрального штаба ОНФ, директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. - По сельским территориям проблемы есть достаточно существенные, это ни для кого ни секрет, и я не открываю какие-то страшные тайны. У нас и смертность в сельской местности выше, чем в городе, и обеспеченность кадрами значительно ниже.

В регионах работают различные программы, какое-то количество медицинских кадров на село привлекается. К сожалению, переломить ситуацию и обеспечить приход молодых специалистов достаточно сложно. И их можно понять - кто согласится работать в таких условиях?

Между тем, по словам Эдуарда Леонидовича, в Курской области не самая тяжёлая ситуация.

- Сравнительно недавно проводили анализ обеспеченности кадрами и увидели, что запредельно низкий уровень в Псковской области и по врачам, и по среднему медперсоналу. Курская область в этом смысле где-то посередине рейтинга, - отметил он.

Проверить большое количество ФАПов за короткое время общественникам самим не под силу. Поэтому всех неравнодушных призывают принять участие в работе по наполнению интерактивной карты ОНФ. Таким образом, уже к концу этого года соберётся самая достоверная информация о том, в каком состоянии находится сельское здравоохранение.

Пока активисты ОНФ проверили около 15 ФАПов. Состояние их в целом сложное. Есть такие, где всё очень тяжело, одни были построены ещё в 40-х годах, в других, без всякого преувеличения, оборудование образца 19 века. И пока так будет продолжаться и дальше, изменений статистики смертности можно ждать только в одном направлении - направлении роста.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть