Курские предприниматели почти не знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса
Фото из открытых источников

Курские предприниматели почти не знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса

- 21.02.2018, 10.16 - Дарья Овчинникова

Утвержденная программа малого и среднего бизнеса не исполняется по ключевым показателям, такие данные приводит Счетная палата РФ. Минэкономразвития прямо указывает, причина этому — отсутствие и ежегодное сокращение программ поддержки предпринимательства. Чтобы понять, насколько эффективно расходуются средства на помощь бизнесу в Курской области, прошла конференция с участием представителей федеральной и региональной власти, инфраструктуры поддержки бизнеса, общественных организаций и, конечно, самих предпринимателей.

Для рабочей группы Общероссийского Народного Фронта «Честная и эффективная экономика» совместно с «Союзом производственных компаний России» эта региональная конференция стала 14-й. 

В России действуют 5,8 млн субъектов  малого и среднего бизнеса (в дальнейшем МСП), которые создают 21% ВВП страны. Согласно стратегии развития МСП к 2030 году малый бизнес должен создавать 40% ВВП, однако без поддержки государства — это вряд ли возможно.  

Что происходит на данный момент в экономике страны? Утвержденная программа малого и среднего бизнеса не исполняется по ключевым показателям, из-за отсутствия и сокращение программ поддержки предпринимательства. Если в 2013 году на развитие МСП в стране суммарно было направлено примерно 25-26 миллиардов рублей, то уже в 2018 —  около 5 миллиардов, 400 миллионов из которых пока отдали в резерв. Оттого и неустанно сокращается число предпринимателей: с 7,51 миллионов человек в 2013 до 6 в 2017.

Всего с 2013 по 2017 годы Курской области на развитие предпринимательства из бюджетов разных уровней было выделено 577,4 млн рублей. Но если посмотреть по годам, то видно, как суммы ежегодно снижаются. И если в 2013 году сумма выделенных средств из федерального бюджета достигала 131 млн рублей, то в 2017 году эта помощь была куда скромнее - 54 млн рублей. И региональный бюджет начал с субсидии в 26 млн рублей, потом скатился до 3 млн. Однако в 2017 году вышел на уровень 10 млн рублей, что немного помогло сбалансировать прошлогоднюю ситуацию.

Сейчас в стране на тысячу человек приходится в среднем 25 предприятий малого и среднего бизнеса. Это почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году. В 2015 произошел резкий фол из-за повышения страховых взносов для ИП, и с тех пор этот показатель практически не растет.

Как прокомментировал ситуацию член Центрального Штаба ОНФ, Председатель Правления «Союза производственных компаний России» Азат Газизов:

- Это цифра с которой нужно работать. Нужно популяризовать бизнес среди энергичной и предприимчивой молодежи. Именно они в дальнейшем станут основой стабильной и продуктивной работы.

Основной мерой поддержки малого и среднего бизнеса по-прежнему остается невозвратная финансовая господдержка —  гранты и субсидии. Говоря проще, предпринимателям даются средства на конкретные цели для развития, которые в дальнейшем должны вернуться в казну посредством уплаты бизнесменом налогов. Существует несколько таких программ, которые реализуются в регионах. Согласно исследованию экспертов, самые эффективные:

1. Предоставление субсидий субъектам МСП за возмещение затрат, связанных с производством товаров.

Стоит отметить, что это универсальная программа, лидирующая по всем регионам.

2. Предоставление субсидий субъектам МСП на компенсацию затрат, направленных на модернизацию производства.

3. Предоставление субсидий субъектам МСП на компенсацию затрат, направленных на уплату части налога

Здесь даже эксперты ОНФ попросили пояснения. Что это за призрачная программа? Что она дает? Показатели на бумаге хорошие, а о чем идет речь —  непонятно.

4. Предоставление субсидий субъектам МСП на компенсацию затрат, занятым в обрабатывающем производстве на возмещение затрат на проведение инновационной деятельности

5. Предоставление субсидий начинающим собственный бизнес на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, в том числе в инновационной сфере и молодежной предпринимательстве

Субсидии, направленные на возмещение затрат по квалификации и сертификации работников не проявили себя. Идея создания такого гранта, безусловно, хороша: образованный персонал —  высокая производительность труда. Почему же тогда система не работает?

—  Это одни из самых непонятных программ в плане эффективности. В разных регионах происходит по-разному: кто-то формально деньги выводит, а куда они уходят, вообще непонятно. Есть и те, кто реально проводит какие-то действие, но все равно не могут ответить на задаваемые вопросы. Конечно, все это звучит красиво. Но в реальности ни один регион практически не смог объяснить, в чем заключалась польза от этой программы, - сообщил Азат Газизов.

И опять экономисты в замешательстве, в бумагах почему-то указано всего 2 или 3 адресных получателя субсидии. Неужели больше никто не захотел воспользоваться госпомощью? Ответа на многочисленные вопросы, касающиеся этих программ, пока нет.

В нашей стране, к удивлению большинства предпринимателей, действуют не только государственные программы, но и институты развития малого и среднего бизнеса. Среди них более 30 федеральных, 400 региональных, 700 инфраструктурных и более 2000 частных институтов. Каждый из них создан для помощи бизнесу!

По данным Росстата, о существовании программ господдержки знают менее трети представителей малого и среднего предпринимательства, а пользуются всего 2,7%. Только 10% институтов развития ведут информирование в соцсетях о своей деятельности. Бизнес молодеет, а потому пренебрегать этим каналом коммуникации никак нельзя. Если институты будут гораздо чаще появляться в соцсетях, это позволит создать все условия для уверенного старта молодых и амбициозных в мире бизнеса.

Какие же меры предлагают экономисты и сами предприниматели для улучшения ситуации? Прежде всего, вернуть программу лизинга в регионах. Местные власти финансировали данную программу полностью за свой счет, а свои деньги, как известно, считаются тщательнее. Кроме того, предложено вернуть самую эффективную по рейтингу бюджетной окупаемости программу «Предоставление субсидий субъектам МСП за возмещение затрат, связанных с производством товаров», существовавшую в 2013-2014 годах. Повысить информированность предпринимателей о том, как они могут получить помощь; вместо того, чтобы ждать, пока они  обратятся сами, предлагать.

Также нужно популяризовать бизнес-идеи среди молодежи: проводить больше форумов и мероприятий для амбициозных и креативных юношей и девушек.

Оставить комментарий
Имя:
E-mail (не публикуется на сайте):
Город:
Текст комментария:
У вас осталось: 1000 символов
Введите сумму 70+9=
С правилами комментирования ознакомлен и согласен.
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter