Очередные новшества, уже вступившие в силу, коснулись самого наболевшего вопроса для автовладельцев — ОСАГО. Чтобы бороться с «автоюристами», выбивающими непомерные суммы из страховщиков за мелкие аварии, было решено отрезать им доступ к «живым» деньгам. Поможет ли это, узнать можно только со временем.
Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 28 апреля 2017 года. Теперь в ряде случаев автовладелец будет получать от страховой компании отремонтированный автомобиль вместо возмещения деньгами.
Комментарий на эту тему дал депутат Госдумы от Курской области Виктор Карамышев в прямом эфире «Авторадио — Курск».
- Почти треть страны оказалась в такой ситуации, когда наблюдается убыточность компаний, занимающихся автострахованием. Выплаты в отдельных регионах по страховым случаям в три раза больше, чем в других. Потому что в них действует группа авантюристов, которые называют себя автоюристами. Они специализируются на представлении в судах интересов своих клиентов и выбивают такие суммы из страховых компаний, что тем приходится отказываться страховать автомобили.
Цель автоюристов – довести дело до суда, чтобы получить по его решению так называемые нестраховые выплаты: оплату собственных услуг, оплату независимой экспертизы, немалые штрафы по закону о защите прав потребителей и т.п. Бывает, что в суд идут с незначительным требованием по ущербу – просят страховую компанию доплатить 500 рублей за ущерб, зато свои услуги оценивают в 50-60 тысяч рублей. Отсюда, кстати, и навязывание дополнительных услуг страховщиками. Это попытка хоть как-то отбить потраченные средства.
- Второй фактор, который подтолкнул к реформированию, заключался в том, что денег, получаемых по страховке, зачастую не хватает на ремонт автомобиля, так как страховые выплаты рассчитываются с учетом износа деталей. И если, например, автомобилю, попавшему в аварию, больше пяти лет, его владелец вряд ли сможет провести качественный ремонт по страховке. Поэтому депутаты Госдумы предложили установить приоритет ремонта транспортного средства над выплатами при наступлении страхового случая, - сообщил Виктор Карамышев.
Накануне вступления в силу закона в Москве прошла пресс-конференция с участием представителей Российского союза автостраховщиков, Департамента страхового рынка ЦБ РФ, Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ. В ходе обсуждения спикеры подчеркнули, что пока сложно предсказать, с какой эффективностью будут работать на практике новые поправки. Однако, с учетом того, что закон будет реализовываться плавно, не одномоментно, у участников отрасли будет возможность совместными усилиями оперативно скорректировать негативные и спорные моменты.
Ранее президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс выказывал опасения, что риски мошенничества все равно сохранятся.
- Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме, то есть ремонтом. Однако в ходе работы над законом появились дополнительные требования по критериям доступности СТО, по гарантийным срокам, по использованию новых деталей, что потенциально сужает использование восстановительного ремонта, соответственно, сохраняет наличность при возмещении в ОСАГО.
Изменения в ОСАГО
Распространяться новшество будет на те договоры, которые заключены с 28 апреля 2017 года. Есть возможность опробовать новый закон и тем, кто приобрел ОСАГО ранее, но только в том случае, если удастся договориться со страховщиком.
Денежная компенсация не исчезнет полностью, ее по-прежнему можно будет получить в некоторых случаях.
Случаи денежной компенсации:
- причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью;
- смерть потерпевшего;
- полное уничтожения автомобиля;
- превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тысяч рублей).
Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.
Предполагается, что страховщик заключит договоры со СТОА, сформирует свой перечень и будет предлагать станцию из такого перечня своему клиенту. Автомобили не старше двух лет будут направляться только в официальные сервисные центры.
Важным нововведением также является то, что сервисный центр должен находиться в пределах 50 км от места ДТП или от места регистрации автомобиля. Если расстояние до ремонтной мастерской превышает километраж, то ремонт возможен в случае если страховщик обеспечит транспортировку поврежденного транспортного средства, уточняет пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.
Установлен предельный срок осуществления восстановительного ремонта – не более 30 дней. За каждый день просрочки страховщик будет уплачивать потерпевшему неустойку в размере 0,5% от суммы страхового возмещения.
В случае неоднократного нарушения страховщиком обязательств по ремонту транспортных средств он может быть лишен права возмещать вред в натуральной форме на срок до одного года.
Еще одной важной поправкой является запрет на использование бывших в употреблении запчастей при ремонте. Кроме того, при восстановительном ремонте автомобиля размер расходов на запасные части определяется без учета износа комплектующих.
Наконец, законопроект распространяется прямое возмещение убытков на все случаи дорожно-транспортных происшествий, даже если отсутствует второй участник аварии.
За качество ремонта будет нести ответственность страховая компания, то есть все претензии по тому, как отремонтировали автомобиль, страхователь должен озвучить страховщику, и уже страховщик будет решать со станцией техобслуживания все связанные с ремонтом вопросы.