Курские трамваи на грани выживания или вымирания?

23.01.2017, 14.11 -
Фото из открытых источников

Самый старый вид транспорта в Курске — это трамвай. В этом году исполняется 119 лет со дня запуска первого трамвая в городе. Но, к сожалению, в последнее время создается такое впечатление, что до своего 120-летия курский трамвай не доживет.

Трамвай не только экологичный, но еще и социальный вид транспорта. После внедрения Автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) удалось подсчитать, что в месяц в трамваях и троллейбусах льготники совершают 1 миллион 200 поездок. Вместимость трамвая – 170 человек, 50 сидячих мест. К тому же, пробки для него не помеха. Казалось бы, сплошные плюсы, если не считать того, что областному бюджету приходится компенсировать перевозку льготников. И вот самый удобный транспорт, а в некоторых районах города и единственный доступный, оказался на грани вымирания.

Как человеку, проживающему около трамвайных путей и не имеющему другого транспорта, мне приходилось наблюдать за эволюцией трамвайного движения собственными глазами. Негативные изменения начались в прошлом году после снегопада, который на сутки прервал работу электротранспорта. Причем, где-то на сутки, а на каких-то улицах на несколько суток. 

Как правило, всю правду о ситуации пассажиры узнают из первых уст — от кондукторов, которые просто не выдерживают потока возмущений и вопросов и рубят с плеча. Именно от кондукторов поступила информация, что половина трамваев в тот снегопад просто не добрались до депо, так как рельсы замело напрочь. Ночевка под открытым небом не прошла даром для «старичков», которые покупались еще в 70-х и 80-х годах. Тем более, что средний возраст трамваев составляет 24 года при норме эксплуатации 16 лет. С помощью капремонта им, конечно, продлевают жизнь на 5 лет, но все чаще наступает такой момент, когда уже никакой капремонт не спасает. Проще пристрелить, то есть списать.

И в последние месяцы количество трамваев настолько уменьшилось, что это стало доставлять самые настоящие неудобства. И кому? Правильно, все тем же льготникам — пенсионерам и школьникам.

На сайте областной администрации в рубрике «Вопрос-ответ» директор департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска Надежда Пупко признает, что «действительно, в настоящее время в МУП «Курскэлектротранс» сложилась крайне сложная ситуация. В данное время существует острая необходимость в обновлении парка трамваев, средний возраст которого - 28 лет. Вопрос обновления рассматривался неоднократно.

Однако в связи с высокой стоимостью трамваев произвести их закупку в условиях ограниченных возможностей бюджета не представляется возможным (в настоящее время стоимость 1 трамвая отечественного производства около 25 млн. рублей, стоимость аналогичного трамвая импортного производства - 50 млн. рублей).

В целях поддерживания работоспособности трамвайного парка силами предприятия произведен капитально-восстановительный ремонт 16 единиц подвижного состава, приобретены 10 чешских трамваев после капитального ремонта.

Администрацией города Курска, исходя из имеющихся возможностей, принимаются все необходимые меры, направленные на поддержание и сохранение муниципального электротранспорта.

Также на стабильность перевозок влияют и сбои в движении, связанные со скоплением автотранспорта и дорожно-транспортными происшествиями, которые допускают автомобилисты на трамвайных путях, находящихся на одном уровне с проезжей частью. При таких условиях крайне затруднительно соблюдать расписание движения и запланированные интервалы.
Так, только с 1 по 25 декабря 2016 г. из-за ДТП постороннего транспорта и скопления автомобилей на трамвайной линии произошло 33 случая задержки движения, что не может не сказываться на работе трамваев».

Эту же версию — о том, что первопричина всех проблем - частые ДТП на рельсах и припаркованные у обочин автомобили, мешающие проезду — поддерживает и генеральный директор МУП «Курскэлектротранс» Виталий Наумов в беседе с «Городскими известиями».

- Данный вид транспорта отличается уязвимостью из-за того, что не маневрирует. Скажем, троллейбус от своей оси может отклониться на четыре с половиной метра. А если остановился трамвай, следом встают и другие, объехать-то невозможно. Кроме того, в сутки на улицах города случается порой до 6-8 ДТП на трамвайных линиях, в том числе с грузовиками больших габаритов. И, пока ситуация не разрешится, вагоны дальше не идут, - сообщает Виталий Павлович.

С его словами нельзя не согласиться, такое случается довольно часто, на моих глазах в очередной снегопад в районе Центрального рынка скопилось пять или шесть вагонов во главе с техническим трамваем — снегоочистителем. Пробка образовалась из-за очередного водителя, бросившего авто практически на путях, так как вдоль обочины высились высоченные сугробы. Но ведь проблема нерадивых водителей появилась не вчера, не позавчера и даже не год назад.

Куда больше верится словам все тех же кондукторов о "непереживших" снегопад трамваях. К тому же, рельеф местности в городе практически горный, из-за этого и срок эксплуатации выпускников чешского завода заканчивается гораздо быстрее, и капитальный ремонт спасает ненадолго.

На днях в нашу редакцию пришло очередное письмо,  обращающее внимание на «трамвайную» проблему. В нем, помимо эмоций, содержится и призыв обратить внимание властей на сложную ситуацию с помощью петиции.

Из проблем, которые реально существуют сейчас: по-прежнему не вернулся пятый маршрут, который отменили вроде бы временно, пока изучался пассажиропоток, потом Надежда Пупко сообщила, что маршрут оставят на утреннее и вечернее время, но с марта 2016 года трамвая под номером пять больше не видно.

Еще одна проблема - после девяти вечера все трамваи идут в одном направлении - в депо.

В конце 2016 года года активисты ОНФ Курской области сообщили о результатах мониторинга муниципального транспорта. Согласно данным из открытых источников, в Курске насчитывается 80 трамваев. Их движение «фронтовики» отслеживали с помощью системы ГЛОНАСС и выяснили, что транспорта на линиях действительно не хватает. Но признание плачевности ситуации не помогло в выработке решения проблемы. 

В последний раз масштабно парк пополнялся в 2013 году, тогда было куплено 10 чешских вагонов. Опять же — не новых, а после капитального ремонта. В 2014 году город приобрел два белорусских трамвая. К сожалению, на данный момент других вариантов и возможностей, кроме как раз в пятилетку покупать поношенные трамваи, у города нет. Нужны вливания со стороны, причем, вливания не разовые, а на постоянной основе. Сможет ли выделить хоть что-то областной бюджет, пусть и социально ориентированный, но и так затянувший пояса туже некуда? Вопрос открытый. Есть ли надежда на федеральный? Тоже пока неизвестно. Как жить людям там, где трамвай единственный вид транспорта? Совершенно непонятно. Пока что ясно только одно - если ничего не делать, ситуация будет только усугубляться, хотя на первый взгляд кажется, что дальше уже некуда. Однако есть куда... 

В соцсетях в группе МУП «Курскэлектротранс» опубликовано объявление о том, что с 17. 01.17 года утвержден новый распорядок выпуска вагонов трамвая. С этого дня на линии будет 23 вагона вместо 42. И к сожалению, это правда. Не зря же каждый вагон оборудован системой ГЛОНАСС. Любой человек с доступом к интернету может убедиться в том, что сегодня, 23 января, на линию вышло чуть более 20 вагонов (а в выходные было по три трамвая на каждом маршруте).

Так что, теперь ко времени ожидания следует приплюсовать все факторы — ДТП, припаркованные автомобили, очередные поломки и... отсутствие нужного количества трамваев.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Комментарии (3)
Дмитрий (Столица Соловьиного Края) - 26.01.2017, 15.15 -
Департаменту транспорта Курской области уже давно пора самораспуститься. Почему-то в других городах и трамваи чинят-обновляют, и самолеты летают во все направления и с парковками в городе проблемы решают цивилизованно. А мы ТТУ расформировали, где вагоны трамвайные чинили, субсидированные рейсы все упускаем из года в год, потому что не успевают выйти на федеральные конкурсы (знаю не по наслышке), Аэропорт - позор. Про платную парковку в городе вообще молчу! Не в состоянии сделать по уму - не беритесь! Кучка ленивых чиновников пенсионного возраста!
Алексей (Курск) - 23.01.2017, 21.57 -
Статья отличная, максимально широко освещающая проблему только одно но, на Курских линиях никогда не было белорусских трамваев.
Василий Иванович (Курск) - 23.01.2017, 16.43 -
Директор департамента транспорта Надежда Пупко и её коллеги обязаны добираться до работы именно на общественном транспорте, а не на личном, или служебном. Я считаю так: кто чем занимается, тот этим и должен пользоваться. Проблемы с трамваями из окошка автомобиля не очень видны. Только человеку, который не ездит на трамваях придёт в голову отменить маршрут, чтобы проверить как это отразится на пассажиропотоке. Что, данных с автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) оказалось мало? Потратили деньги на эту систему, потом сняли. Для чего ставили? Достаточно один раз утром и вечером проехать несколько остановок там, где маршрутки не ходят (например, от Запольной, до ц.Рынка), чтобы понять, нужен ли этот маршрут людям или нет и оценить пассажиропоток. Жаль курский трамвай. Скоро и ему поставят где-нибудь памятник для очистки своей совести и забудут про него. Только это будет памятник не трамваю, а бессилию департамента транспорта и курской областной думы.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть