Смерть курян после антибиотиков: есть ли шанс уберечься от некачественных лекарств?

22.11.2016, 10.17 -
Фото из открытых источников

В текущем году в Курской области произошло целых три смертельных случая после применения антибиотиков - погибло два ребенка и роженица. В результате этих трагических событий ОНФ по Курской области поднял о вопрос об ужесточении порядка продажи антибиотиков. Инициатива, безусловно, правильная, но станет ли она самой эффективной мерой в борьбе за здоровье людей?

Смерть вместо выздоровления

Первой «жертвой» стала курянка, скончавшаяся вскоре после родов. Сейчас следствие разбирается, не стала ли гибель женщины результатом врачебной ошибки.

22 апреля женщина находилась в городском клиническом роддоме на улице Пирогова, там она родила мальчика. Ей поставили капельницу с антибиотиком, на который организм отреагировал острой аллергической реакцией. Курянка впала в кому, ее перевели в областную больницу, где 2 мая она скончалась.

На своей социальной странице муж умершей поясняет, что у супруги была аллергическая крапивница. Возможно, именно поэтому и случилась трагедия. Но вполне возможно, что свою роковую роль сыграло качество лекарства, а точнее, его сомнительное качество.

Почти месяц проверку по факту смерти пациентки вел следственный отдел по Сеймскому округу регионального СУ СК, потом материалы были переданы в СО по Центральному округу. Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»), были назначены экспертизы.

А 10 сентября погиб 6-летний мальчик. Как сообщает Следственный комитет по Курской области,  когда малыш заболел, родители вызвали врача. Участковый педиатр выписала ему курс антибиотиков. Уколы обычно делала мама. Но сразу же после первого укола мальчик стал задыхаться. Взрослые вызвали скорую помощь, врачи забрали его в больницу, но спасти не смогли.

Как сообщил старший помощник руководителя СУ СК РФ Максим Рассамакин, причиной смерти ребенка стала аллергическая реакция на лекарство - анафилактический шок. Реакция случилась на какой-то компонент препарата, поскольку антибиотики из этой группы уже кололись ребенку ранее. Фактически гибель мальчика приравнена к несчастному случаю. В итоге уголовное дело было решено не возбуждать за отсутствием состава преступления.

31 октября погибла 10-летняя школьница. Ей также ввели лекарство, буквально сразу же девочке стало плохо - началась рвота, она стала задыхаться и спустя несколько минут умерла. По данным судебно-медицинского исследования причиной смерти девочки явился также анафилактический шок. 

Так как в этом случае родители не обращались к врачу, когда заболела девочка, а приняли самостоятельное решение об инъекциях, возбуждено уголовное дело  «Причинение смерти по неосторожности». Сейчас идет выяснение обстоятельств случившегося и проводится экспертиза.

Предложения и их эффективность

Самая быстрая реакция была у активистов ОНФ в Курской области. Они провели круглый стол с участием представителей власти, медицинского и фармацевтического сообществ и предложили пересмотреть порядок продажи и лечения антибиотиками. Однозначно высказали свою точку зрения: антибиотик, приведший к смерти детей, должен продаваться только по рецепту и должен вводиться медработником.

- У препаратов цефалоспоринового ряда (именно эти препараты вводились всем трем погибшим) одним из побочных действий являются аллергические реакции. Как, впрочем, у каждого лекарственного препарата, - рассказал кандидат медицинских наук, врач функциональной диагностики высшей категории, представитель регионального штаба ОНФ в Курской области Олег Хилько. – Человек без медицинского образования, который вводит себе или своим близким в домашних условиях лекарственный препарат, может нанести этим непоправимый вред. Чтобы избежать этого, необходимо урегулировать отпуск в розницу антибактериальных препаратов, в том числе через интернет. Для примера можно брать модель продаж кодеиносодержащих препаратов.

Отечественный фармацевтический рынок России во многом зависит от импортных лекарств, в том числе от дженериков (более дешевых аналогов брендированных медикаментов). Несмотря на ужесточение стандартов сертификации лекарственных препаратов в России, пилотное введение обязательной маркировки спецзнаками, запланированной правительством с 1 января 2017г., официальный процент «лекарственных» фальсификатов составляет 0,2%. С учетом того, что в 2015 г. объем фармацевтического рынка России в денежном выражении превысил 1 трлн. руб, это много. Поэтому курские «фронтовики» считают, что проекты по импортозамещению помогут обеспечить граждан качественными медикаментами.

- Россия не должна зависеть от импорта в продовольствии и лекарствах, - считает Хилько. – Обязанность государства - защитить здоровье своих граждан. Страна должна производить свои продукты и сыворотки, вакцины, лекарственные препараты, в том числе и антибиотики. Людям нужна уверенность, что они всегда смогут купить еду и необходимое лекарство и будут жить.

Причина необоснованного применения антибиотиков с первого дня вирусного заболевания в том, что и врач, и, тем более, пациент хотят получить быстрый результат.

- Человек ради времени готов рисковать здоровьем. Так не должно быть. Необходимо менять культуру лечения, - говорит Хилько. – Начинать с детского сада и школы, менять подходы в преподавании в медицинских училищах и вузах, чтобы каждый знал - антибиотики  не панацея.

Этим вопросом, безусловно, стоит заняться вплотную. Но пока нет никаких гарантий, что антибиотик, купленный по рецепту и применяемый по назначению врача, не обернется ядом для организма. Осторожничать с лекарствами мы не привыкли, и практически никто не следует правилу применения сильнодействующих лекарств — сначала пробу, а потом уже делать укол или принимать таблетку. Тем более, если уже ранее это лекарство человек принимал и чувствовал себя отлично. Но вспомните гибель 6-летнего мальчика, которому ранее делали уколы того самого антибиотика.

Так что, целесообразнее первым делом не ужесточать схему покупки антибиотиков, а придумать, как оградить людей от фальсификата. На одном из заседаний комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Курской области, которое состоялось еще весной, говорилось о том, что чаще всего поддельные лекарственные препараты встречаются в ценовом интервале от 50 до 500 рублей. А ведь те самые «смертельные антибиотики» выгодно отличаются своей дешевизной, уточняет пресс-служба областной администрации,

— Есть определенные сложности в борьбе с фальсификатами лекарств, — сказал на заседании руководитель территориального органа Росздравнадзора по Курской области Игорь Чеканов, — технологии их изготовления совершенствуются с каждым годом. Поэтому отличить подлинный препарат от поддельного можно лишь обладая специальными знаниями, опытом и технологиями.

Из этого следует, что определить купили вы подделку или качественное лекарство, можно только в лаборатории. Не самая веселая перспектива, особенно если учесть, что на карту поставлены жизни людей.

Экспериментальный рецепт благополучия

С 1 января 2017 года будет предпринята попытка избавить людей от лекарственного фальсификата. Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву РФ обеспечить разработку и поэтапное внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных препаратов.

Как уточняет Российская газета, в рамках эксперимента в каждую упаковку фармпроизводители должны будут внедрить особый чип - электронный идентификационный знак, в котором будет вся информация о лекарстве. Благодаря такой защите цепочка производитель - дистрибьютор - аптека станет прозрачной, а фальсификат к покупателям просто не пустят.

Есть одно большое НО в этой схеме — участие в эксперименте добровольное. Будет на то желание фармкомпаний, пусть сами покупают оборудование и разрабатывают технологию. Аптеки же предполагается оснастить считывающими устройствами - перед тем как выдавать лекарство покупателю провизор отсканирует упаковку и убедится, что с лекарством все в порядке.

Пока этого нет, защитить хоть как-то покупателя от фальсификата невозможно. Об этом говорит и глава Аптечной гильдии Елена Неволина в интервью "Российской газете". 

- Даже мы, специалисты, вынуждены полностью полагаться на дистрибьюторов. Конечно, многие производители стараются маркировать свои лекарства, сделать упаковку уникальной и трудновоспроизводимой. Кто-то использует голографические наклейки, кто-то особым образом оформляет упаковочные коробочки. Наносят свои логотипы на коробки, блистеры, а иногда и непосредственно на таблетки. Выпускают таблетки не круглые, а уникальной формы, окрашивают покрывающую их оболочку и т.д. Некоторые производители, чтобы их продукцию труднее было подделать, регулярно меняют дизайн упаковки. При этом о всех таких шагах неплохо было бы информировать аптеки. Ведь надо понимать: даже опытный провизор, через руки которого ежедневно проходят сотни наименований лекарств, "на глазок" подделку не отличит. Уровень полиграфии сегодня высок, скопировать, думаю, можно любой дизайн и вид упаковки. Поэтому чипирование даст возможность аптекам контролировать происхождение лекарства, его подлинность. Сейчас же мы доверяем дистрибьютору, который сопровождает каждую партию поставляемых медикаментов необходимым набором документов.

Официальной информации о том, что за производители были у лекарств, ставших причиной гибели курян, пока нет. В свете этого довольно жутковато воспринимать реальность такой, какая она есть: жизнь и здоровье людей зависит только от добросовестности фармкомпаний. Однако, как показывает практика, иногда этого недостаточно.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть