20 лет курскому коммерческому радиовещанию

27.11.2015, 16.57 -

Вечером 28 ноября 1995 года на частоте 102,1 в Курске появилась первая коммерческая радиостанция «Ассонанс», ставшая флагманом в радиоволнах нашего города. Остальные радиостанции появились через полгода —  год. Корреспондент ИА KURSKCITY встретился с героями эфира тех лет — диджеями Евгением Базаровым, Ларисой Тихой и Вадимом Шкалиным и узнал, кто такая Клара, кто вдохновил создателей фильма «День радио», и как надо правильно хоронить песни.

Радио «Ассонанс»: годы идут, а руки помнят

Вначале никто не знал, что такое коммерческое вещание, как его делать, поэтому курские первопроходцы равнялись на московские радиостанции и делали по аналогии сборную солянку. Вначале рок доминировал в эфире, позже соотношение рока и попсы выровнялось.

Первое и самое главное отличие от современного радиовещания — не было жесткого плей-листа. Каждый диджей подбирал музыку на свой вкус, придерживаясь только одного принципа: песни пободрее для дневного времени, композиции поспокойнее – для вечера, и не забывать чередовать русские песни и иностранные. Надо ли говорить о том, что каждый ведущий имел своих поклонников со схожими музыкальными вкусами. И что был узнаваем не только по голосу и манере вести эфир, но еще и по плей-листу.

Лариса: Помню жаркие споры по поводу добавления в ротацию песни из нового альбома группы Cranberries. Музыкальный редактор Андрей Рублев повесил на стене объявление по этому поводу. Там такие дебаты были!

Евгений: Сейчас есть лицо радиостанции, а раньше лицо радиостанции — это лицо каждого диджея.

Начало, конечно, было полным трудностей, которые, впрочем, преодолевались с помощью смекалки и зачастую веселого расположения духа.

Чаще всего подводила техника. Так как песни, выходившие в эфир, были на кассетах. Самых обычных тривиальных кассетах. Позже появились мини-дисковые деки, которые частенько «залипали» в самые ответственные моменты. Впрочем, и двухкассетные магнитофоны не отставали.

Лариса: Бывало так, что пока идет песня на диске, ты прослушал кассету, выставил все как надо, но пальцем не попал по кнопке, и зазвучала другая сторона кассеты, с середины песни. Когда полностью перешли на мини-дисковые деки и стали формировать программу, конечно, полегче было вести эфир.

Был в студии и компьютер, но предназначался он для того, чтобы читать с монитора текстовую рекламу. Кстати, даже когда состоялся переход на мини-диски, рекламу на кассетах ставили довольно долго. Из-за того, что не было никакого автоматизма эфира, у ребят до сих пор «руки помнят», где какой диск лежал.

Еще один забавный момент был связан с матричным принтером, которые ужасающе медленно печатал. Поэтому каждый новостной выпуск был еще одной проверкой на прочность. Частенько Андрею Курскому приходилось в разгар новостного выпуска бегать в соседнюю комнату за вторым листом с информацией. Все это надо было проделать очень быстро и не запыхаться. Поэтому к образу диджея тех лет вполне можно добавить и спортивную подготовку.

Евгений пришел на радиостанцию летом 1996 года и вечером того же дня, не имея за плечами никакого опыта, уже читал в эфире спортивные новости. И произошло это не из-за острой нехватки кадров — желающих работать на радио было море — а просто, по словам нашего собеседника, он попал в нужную струю. После этого Евгений целый год работал диктором спортивных новостей, всего пять минут в день. Потом стал вести ночные эфиры, вечерние, ну и наконец добрался до дневных, где и осел на долгое время.

Похожая история случилась с Ларисой, которая пришла на «Ассонанс» осенью того же года, но в прямой эфир попала так же неожиданно, как и коллега.

Лариса: Мне поручили организовать интервью с командами КВН. Как раз проходил фестиваль «Курская аномалия». Я-то думала, что просто договорюсь об интервью, приведу команды в студию, а Евгений Бородин сказал «Либо утонешь, либо выплывешь» и посадил меня в эфир. Я ничего не знала! Понятия не имела, как работает пульт. В итоге моя верная соратница Герда колдовала над пультом, а я разговаривала с кавээнщиками из «Экстемика».

Кстати, именно Евгения Бородина называли курским Николаем Фоменко. У него был настоящий «джентльменский набор» диджея — голос, чувство юмора и обаяние. Таких, как он, харизматичных и узнаваемых, на радиостанции было несколько. Вначале у каждого диджея был абстрактный псевдоним, но потом приняли решение перейти на имена и фамилии. Только один человек остался тем же, кем был — Ихтиандром.

Как Лариса стала Тихой, она до сих пор вспоминает с улыбкой.

Лариса: За пять минут до выхода в эфир начали судорожно искать мне псевдоним. Дошли даже до девичьей фамилии мамы. Пошли по пути Андрея Курского, Вячеслава Никитского. Начали по карте смотреть названия улиц, а уже тогда строились новые районы и появились улицы с названиями Рябиновая, Веселая, Тихая. Главный редактор сказал: «Будешь Тихая. Потом придумаешь себе нормальное имя».

Но как оказалось, спонтанные имена прилипали навсегда.

В фильме «День радио» есть момент, когда диджей читает новости, а его коллеги, пользуясь тем, что он в прямом эфире и не может отвлечься, издеваются как хотят —  засовывают в нос салфетки, бреют. Фильм явно основан на реальных событиях, потому что в эфирной студии «Ассонанс» такое тоже происходило не раз. Лариса Тихая поведала нам, как однажды Андрей Рублев «помогал» ей вести программу по краеведению: пока она в прямом эфире начитывала текст, он создавал ей новый образ, наматывая на голову бандану, вешая на шею вещи. Противиться этой заботе не было возможности, даже рукой отмахнуться можно было только наугад.

Еще один интересный момент: герои радиоэфира вообще не соответствовали своим голосам и имиджу, созданному на радиоволнах.

Евгений: Так как я вел спортивную рубрику, то Ихтиандр всегда представлял меня так: «Вот вошел в студию Евгений Базаров, отставил штангу в сторону, уселся на двух стульях...». И все думали, что я качок. А я к спорту никакого отношения никогда не имел. Как-то раз я уехал отдыхать на море, а в тот момент в Атланте началась Олимпиада. Ихтиандр сказал, что я уехал в Атланту,  я как раз две недели отсутствовал. Это было неплохое дополнение к моему образу.

Ситуация в радиоэфире менялась каждый месяц, потому что коллектив приобретал опыт и понимание того, как и что именно надо делать, чтобы завоевать любовь слушателей. На радио приходили люди увлеченные, горящие, яркие, которым важны были не деньги, а творчество, возможность заниматься любимым делом. Наверное, именно поэтому радиостанция запомнилась оригинальными коммерческими проектами, которые были в новинку для Курска.

И звездные гости, приезжавшие в город на гастроли, за информационной поддержкой чаще обращались в «Ассонанс».

Евгений: Статус радиодиджея в тот момент был совершенно другой. Сейчас никто никого не знает, все сливаются в одни голоса, слушатели не помнят ни имен, ни фамилий. А тогда диджеи —  это были полубоги. На улице просили автографы, в студию звонили постоянно, всю ночь напролет! Тоннами писали письма. Сами приходили на радиостанцию.

Теплая и постоянная поддержка фанатов скрашивала рабочие будни. О популярности «Ассонанс» говорит и тот факт, что у радио был фан-клуб «Клара» (Клуб любителей «Ассонанс» радио —  прим.ред.), который выпускал свою газету, где публиковались шутки, новости из жизни радио. А еще фанаты постоянно подкармливали своих героев не только духовно, но и материально, принося в редакцию всякие вкусности. 

Сейчас частота 102,1 не пустует, на ней вещает душевное радио «Семь на семи холмах», а многие диджеи продолжают работу в любимой стезе. Когда-то став первой  коммерческой радиостанцией, «Ассонанс» сделал весомый вклад в историю курского радиовещания, который сложно переоценить даже сейчас, спустя 20 лет.

Радио «Октава»: первые на УКВ

13 марта 1996 года на волнах УКВ появилось радио «Октава». Появление радиостанции именно коротковолновой частоте позволило охватить аудиторию с приемниками отечественного производства. А таких слушателей было немало.

Передача «Ночной чай с Иннокентием», которую вел наш собеседник Вадим Шкалин, выходила в эфир по ночам 6 лет. И только в последние годы музыка звучала с дисков , до этого Вадим, как и коллеги с «Ассонанс», ставил музыку с кассет.

Вадим: Это был самый большой страх  —  что закончится композиция, а следующую не успеешь поставить.

Появившись в эфире спустя полгода после «Ассонанса» радио «Октава» во многом шло по схожему с ним пути. Такая же свобода в выборе композиций, опиравшаяся только на музыкальный вкус диджея; такой же формат —  не было шансона, тяжелой музыки и откровенной попсы, только популярная музыка; такая же техника в студии. Только в последние годы в «Октаве» музыкальный редактор составлял плей-лист, в которую диджей мог добавить две-три песни. Появились рекомендация по процентному соотношению медленных, быстрых, русских, иностранных композиций.

Из интересных и самобытных передач Вадим вспомнил «Похороны песни», в которой в течение получаса надоевшую песню крутили в разных вариантах — в ускоренном и замедленном темпе, задом наперед, применялись и другие забавные эффекты. Но главное, что после этого в эфир она больше не попадала.

Из самых ярких акций, которые проводились под эгидой «Октавы», наверное можно назвать концерт, посвященный памяти гибели АПРК «Курск». Вообще с информаподдержкой радиостанции выступали тогда еще нераскрученная группа «Чай вдвоем», а также Сергей Крылов, группа «Сплин», «Восток», Владимир Кузьмин, Николай Расторгуев и группа «Любэ».

А продолжая тему схожести радиостанций, Вадим отмечает, что отношения в коллективе тоже были дружеские и очень теплые, несмотря на большую текучку —  диджеи курсировали между радиостанциями. И все же, наверняка те, кто слушал «Октаву» вспомнят Родиона, Елену Теплову, Дениса Грача, Сергея Борового, Романа Титова, Елену Эльф. 

Позже появились другие радиостанции, которые тоже занимали свои ниши в музыкальном пространстве города. Но «Ассонанс» и «Октава» были знаковыми вехами в пути развития коммерческого радиовещания, пусть даже с момента их появления в эфире уже выросло новое поколение слушателей, которому и хочется рассказать о том, с чего все начиналось.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Комментарии (2)
Станислав (Курск) - 26.01.2016, 23.16 -
Кузьмина встречали представители обоих р/станций на посту ГАИ. Машины по три с каждой стороны. Каждый претендовал на первенство. Каждый заранее договорился об эксклюзивном интервью. Автобус с «Динамиком» запаздывал, а напряжение нарастало. Минут через десять после начала противостояния прибежал гаишный капитан и долго выяснял по поводу стрельбы - не собирались ли мы на разборку (лихие 90-е). С поста Кузьмин уехал на «Ассонанс». Через час прямого эфира там, у входа в их здание дал интервью «Такт-новостям» и сразу перешёл дорогу - в «Октаву». На очередной эксклюзивный прямой эфир
Наталья (Курск ) - 25.12.2015, 12.24 -
Прекрасные воспоминания, жаль, что не вспомнили, что был еще и "Курс". и он единственный, кто все еще вещает и частоту не отдает Москве.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть