В Курске прошел Межрегиональный педагогический форум "Специальное и инклюзивное образование"

26.10.2015, 11.07 -

В Курске на минувшей неделе в рамках Межрегионального педагогического форума «Специальное и инклюзивное образование» обсуждался ряд важных вопросов: возможности обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в современных условиях; роль и место специальных образовательных организаций в едином образовательном пространстве; реализация региональной модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью; опыт продвижения инклюзивных процессов в регионе.

Как отметили в пресс-службе администрации Курской области, этот год в нашем регионе стал важным этапом в развитии системы помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Принят к реализации Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования такими детьми. Были определены новые подходы к обучению данной категории ребят и их сопровождению на всех этапах образования: от центра раннего вмешательства до организаций системы профессионального образования.

Председатель комитета образования и науки Курской области Александр Худин на брифинге отметил, что специальное и инклюзивное образование — та тема, которая касается почти каждой двадцатой семьи, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями. Тема достаточно сложная и на сегодняшний день недостаточно проработанная. В рамках форума достаточно подробно говорили о сети учреждений дошкольного образования, где также находятся дети с ограниченными возможностями здоровья.

- У нас есть 14 специальных коррекционных учреждений, в которых обучается чуть больше 1500 ребят. Последние два года мы занимались созданием условий для обеспечения доступности школ для разных категорий детей. Конечно же, была проделана большая работа. Из областного бюджета для софинансирования федеральных программ было выделено порядка 150 миллионов рублей. Эти средства пошли на создание пандусов, подъемников, оборудования специальных дорожек, мест общего пользования, капитальный ремонт тех помещений, где совместно обучаются дети, на приобретение специализированного оборудования, - сообщил Александр Николаевич.

В 68 школах необходимые условия уже созданы, а в 22 школах эта работа в скором времени завершится. Но так или иначе, к концу года должны заработать 90 организаций, которые будут готовы к совместному обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ.

Для участия в обсуждении по заданной теме были приглашены педагоги именно из таких школ, поскольку необходимо не только создать условия, но и подготовить к работе учителей. Это, пожалуй, одна из самых сложных проблем, но она решаема. За последние три года около 1500 педагогических работников прошли через систему повышения квалификации в Курском институте развития образования совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения.

Последний координирует работу по выявлению и оказанию поддержки различного характера (психолого-педагогической, социальной, медицинской) и по сопровождению детей с ОВЗ. Это социально значимое учреждение, которое занимается не только следственной работой по всему сопровождению самих детей, но также при Центре существует 9 центров-спутников, находящиеся в тесном взаимодействии с основным.

Так, центр раннего вмешательства оказывает чрезвычайно важные услуги родителям и детям, очень тесно взаимодействует с перинатальным центром. Именно оттуда сразу же после рождения детей, нуждающихся в дальнейшем сопровождении, поступает вся необходимая информация в центр. Сегодня в нем на непосредственном сопровождении находятся 250 детей.

В последние 7-10 лет ситуация с инклюзивным образование в Росии стала нормализовываться, отметил директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малафеев. Для сравнения: первый в мире закон о специальном образовании в Дании был принят еще в 1817 году. В нашей же стране подобный закон появился только в 2012 году. Что называется, почувствуйте разницу.

- Мы не должны забывать, что идея включения детей с особыми образовательными потребностями изначально в большей степени не касалась детей-инвалидов. Речь шла о всех категориях детей «группы риска», которые в силу каких-то причин выпали из учебного процесса («криминальные» подростки, беременные школьницы, дети мигрантов), - дал историческую справку Николай Николаевич. - На рубеже 70-80-х годов стали искать пути решения того, как же вернуть их в школу. И в это же время началась разработка планов и программ по включению всех детей в образовательный процесс. А родители детей с ОВЗ начали задумываться, почему их ребенок, который не связан, к примеру, с криминалом, а просто заикается или плохо слышит, должен обучаться в другом учреждении и нести на себе так называемый социальный ярлык, что он не такой как все.

Также важно помнить, что не все дети рождаются с какими-либо отклонениями. Ведь ребенок может стать инвалидом, попав в аварию.

- Выступая участником экспертной команды, рассматривающей программы для детей с нарушением интеллекта, мы как раз задумались о том, что из стандарта выпала та самая тяжелая группа детей не только с умственной отсталостью органического происхождения, но и посттравматического генеза. Я сейчас говорю о детях, которые развивались нормально, а потом в силу каких-то обстоятельств стали инвалидами. А лежачего ребенка, которые не видит, не слышит и реагирует в лучшем случае только на свет или голос матери, очень сложно обучить элементарному счету до 10, - рассказала заведующая лабораторией коррекционно-развивающего обучения и воспитанием детей с нарушением интеллекта Института коррекционной педагогики РАО Алла Закрепина.

- Нам часто задают вопрос, существует ли универсальная «таблетка», которая может решить проблему умственной отсталости? - продолжила доктор педагогических наук. - С медицинской точки зрения ее нет, но в опыте коррекционной педагогики она присутствует и называется трудовым обучением.

Таким образом, мы видим, что развитие инклюзивного и специального образования продолжается, а пути решения по вовлечению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в совместный образовательный процесс в обычных школах не только находятся, но и постепенно реализуются. 

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть