Почему второй иностранный язык в школах стал обязательным?

21.10.2015, 11.46 -

С новым учебным годом в российской системе образования обязательно появляются какие-либо новшества. Наступивший учебный год не стал исключением. С 1 сентября пятые классы общеобразовательных учреждений города Курска перешли на новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы.

Нововведение вызвало немало споров в обществе. В дискуссию вступили и чиновники, и общественные деятели, и журналисты, и, разумеется, педагоги и родители. ИА KURSKCiTY не обошло стороной эту тему и провело свой опрос. Нашим читателям в режиме реального времени надо было ответить всего на один вопрос: «Как вы относитесь к тому, что второй иностранный язык в школах стал обязательным?»

Мнения курян разделились. Как показали итоги голосования, более 22% опрошенных отнеслись положительно к тому, что второй иностранный язык в школах станет обязательным, поскольку «это необходимо в современной жизни». Около 20% сказали, что в принципе идея хорошая, но наша система образования к этому пока не готова. 18% видят второй иностранный язык в школах пока только в качестве факультатива. 9% полагают, что если даже он и не пригодится, то все равно определенная польза в этом есть.

А вот более 17% отнеслись к этой затее отрицательно — мол, дети и так загружены. Более 7% вовсе не понимают, зачем это нужно. И 6% за то, чтобы второй иностранный язык преподавался в вузах, а не в школах.

В комитете образования г. Курска нам пояснили, что новый стандарт позволяет общеобразовательным учреждениям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного. При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе.

В г. Курске используют вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, следующие общеобразовательные учреждения: №№4, 25 и 52. Пока только три. Остальные школы, судя по всему, пока только предупредили о возможности введения второго иностранного языка как обязательного.

Как пояснил в интервью «Деловому завтраку» и «Российской газете» министр образования и науки Дмитрий Ливанов, учебным заведениям, которые пока не готовы к этому, дается переходный период для адаптации. Министр также отметил, что «иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка».

Издание «МК» пишет, что, как признались чиновники, пятые классы, в которых, собственно, и начинается изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, к введению нового предмета готовы не полностью: «Нет ни полной методической, ни педагогической готовности; должны быть сформированы штаты педагогов. Так, например, решение, каким будет второй иностранный язык, в значительной мере зависит от родительской общественности. И если до сих пор в школе преподавались, скажем, английский и немецкий языки, а родители захотят, чтобы вторым иностранным стал французский или китайский, то, возможно, придется искать дополнительного педагога. Обладая сегодня определенной долей автономии, школа имеет полное право принять такое решение».

В пресс-службе министерства также особо заверили «МК», что «учебным заведениям, которые пока не готовы к введению дополнительного языка, дается время на адаптацию к ФГОСу. Каждый регион сможет дифференцированно ввести новый стандарт основного общего образования для 5–9-х классов. Чиновники верят — новшество пойдет детям только на пользу.

Однако эксперты смотрят на ситуацию не столь радужно. Так, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович разъяснил «МК», что «общая тенденция усиления иностранных языков в школе, безусловно, верная. Но вот проблема: с 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ — по иностранным языкам. А этому предмету в нашей школе пока учат плохо: хорошо подготовиться к экзаменам можно лишь, обратившись к услугам репетиторов. Так как же вводить второй иностранный язык, если не решен вопрос и с первым?! И кто будет его вести? Учителя английского языка у нас еще есть. А вот преподаватели других языков — французского, немецкого, не говоря о крайне популярном китайском, — практически исчезли. Не создадим ли мы обильную почву для халтурщиков?»

Еще одной ключевой проблемой детский омбудсмен назвал рост учебной нагрузки.

А что говорят педагоги? Писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова сказала следующее: «Мне кажется, что эта инициатива лишняя. Лучше бы одному иностранному языку учили. Далеко не все дети тянут у нас один иностранный язык. Изучение иностранного языка оттягивает много ресурсов у ребенка. В пятом классе идет адаптация ребенка, вокруг него многое меняется, и добавлять еще один иностранный язык – это слишком много. Кроме того, боюсь, это станет большим полем для сбора средств с родителей. Школа сейчас очень активно переходит на платные образовательные услуги. Школам говорят, зарабатывайте, где можете. Вы должны все меньше брать от государства и все больше сами зарабатывать. Это (введение второго языка) станет хорошим полем для зарабатывания денег школой».

Доктор филологических наук, декан гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета Леонид Панин прокомментировал так: «Я думаю, что в этом вопросе необходим индивидуальный и взвешенный подход к каждой школе. Ведь есть учебные заведения, где изучение родного, а также иностранного языка находится на высоком уровне, и здесь введение еще одного обязательного языкового предмета оправданно. Однако в тех, школах, где не только английский, но и русский язык оставляет желать лучшего, введение еще одного иностранного предмета неразумно».

Кстати, раз уж мы выше упоминали обязательный ЕГЭ по иностранному языку как ближайшую перспективу, то курские педагоги считают, что это действительно будет задача не из легких для ребят. Так, в интервью корреспонденту ИА KURSKCiTY учитель МБОУ «Гимназия №25» Елена Ефимова призналась, что «будет проблема». «Ведь не у всех есть склонность к иностранному языку и к тому, чтобы изучить его настолько, чтобы быть готовыми сдавать в форме ЕГЭ. Я и сама была организатором ЕГЭ по английскому языку — экзамен сложный. Детям зачастую очень сложно приходится осваивать даже русский язык», - сказала педагог.

С ней согласна и ее коллега, также учитель гимназии №25 г. Курска, Ирина Харина: «Я не думаю, что это хорошая идея. Чтобы сдать такой экзамен, нужно достаточно хорошо владеть языком, что удается далеко не всем. Что скрывать, большинство родителей нанимают репетиторов, чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ. Причем это происходит потому, что наша школьная программа и то, что ребенок должен знать в рамках ЕГЭ, просто не совпадают».

Так или иначе, будет трудно. Причем, всем — и учителям, и детям, и их родителям. Пока разрабатываются новые учебные планы, программы, школьники пытаются освоить первый иностранный язык — в большинстве случаев это английский. И нельзя сказать, что он дается ребятам легко. Конечно, есть исключения, но мы сейчас говорим о большинстве. «Потянут» ли наши школьники дополнительный груз в виде второго иностранного языка — вопрос сложный. То что чиновники верят в современное подрастающее поколение — это, конечно, хорошо, но зачастую одной только веры оказывается очень мало.

И еще о наболевшем. Хотелось бы, чтобы все-таки там, в министерстве, обратили внимание на то, что у сегодняшних школьников серьезные проблемы прежде всего с родным языком. Вот его «подтянуть» ой как не помешало бы. Ведь это свое, близкое и действительно нужное.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть