Банк ВТБ24 Курск  
Учитель начинает свой урок, и все вокруг как будто замирает...
И.А.Харина с учениками

Учитель начинает свой урок, и все вокруг как будто замирает...

- 05.10.2015, 09.30 - Ангелина Яхонтова

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...» - сказал однажды Уинстон Черчилль. И действительно, ведь с первого и до 11 класса именно учителя помогают детям включиться в образовательный процесс, познать мир и дать неоценимые знания.

5 октября все педагоги страны отметят свой профессиональный праздник — День учителя. Для работников сферы образования проводится множество конкурсов, разыгрываются различные гранды. Курские учителя ежегодно принимают в них участие, выигрывают и занимают призовые места.

Корреспондент ИА KURSKCiTY пообщался с учителями МБОУ «Гимназия №25»: победительницей конкурса «Самый классный классный» Еленой Александровной Ефимовой (учитель истории и обществознания) и обладательницей звания «Лучший учитель России» Ириной Александровной Хариной (учитель биологии и химии).

- Как Вы пришли к решению стать учителем?

- Мечтала об этой профессии с детства. Примером для меня стали учителя истории и математики. Они с нами по-человечески обращались, вкладывали в нас знания и с уважением относились. (Е.А.)

- У меня мама — педагог, работает в этом же образовательном учреждении. Ее деятельность и повлияла на мой выбор профессии. (И.А.)

- Почему Вы выбрали именно этот предмет (историю/биологию)?

- Нравится сам по себе предмет. В нашей истории было много событий, в которых интересно разобраться, интересно развитие общества. Хотя в школе меня интересовали многие предметы. Когда пришло время поступать в университет, был выбор: либо пойти на математику, либо на химию, либо на историю. Остановилась на последнем варианте. (Е.А.)

- У меня биологию и химию преподавали замечательные учителя, которые сумели заинтересовать меня. Несмотря на то, что обычно эти предметы необходимы для поступления в медицинский университет, я не планировала уходить в медицину, это не мое. (И.А.)

- С чего началась Ваша трудовая деятельность?

- После окончания института в августе 1997 году пришла работать в тогда еще просто школу №25. Сразу же получила классное руководство, мне дали пятый «З» класс. Тогда в параллели было 9 классов. (Е.А.)

- Над местом работы думать не пришлось. Я сама училась в школе №25. Туда же и устроилась. (И.А.)

- Как начали налаживать контакт со своим первым классом?

- Сложности с пятиклассниками были конечно, но я их не боялась. И с ними, и с родителями приходилось очень много общаться. Что самое главное — родители поддерживали, и мы всегда были с ними союзниками. (Е.А.)

- С детьми никогда не было никаких проблем, даже когда проходила практику. Может быть, потому что перед глазами был пример мамы, которая в течение стольких лет занималась классным руководством. (И.А.)

- Проведите параллель между поколениями. Как изменились современные школьники по сравнению со школьниками того же 2005 года?

- Дети стали более активные, мобильные, включаются во все общественные процессы. Если раньше они слушали все беспрекословно, то теперь приходят со своим мнением, своими идеями. Школьники стали больше разбираться в жизни. Многие стремятся учиться, хотят достичь в жизни больших результатов. (Е.А.)

- Дети изменились в том плане, что в социуме появилось много интересного. Стали больше разбираться с техникой. Если раньше они общались больше вне школы, ходили на кружки, то сейчас многих занимают социальные сети и игрушки. Мне всегда попадались активные классы, как 10 лет назад, так и сейчас. (И.А.)

- Есть ли у Вас какие-то особые подходы к обучению детей? Как помогаете освоить непонятные темы?

- Когда мы перешли на ФГОС  (Федеральные государственные образовательные стандарты), конечно же, я стала стараться обращать больше внимания на то, чтобы дети учились именно учиться. После начальной школы дети зачастую приходят с навыком зазубривания. А историю нужно понимать, а не заучивать. Детям сложнее с каждым годом заставлять себя трудиться касательно учебы. Мир меняется, и вместе с этим для детей появляется очень много доступного и интересного. Раньше у нас были кружки, мы ходили на премьеры фильмов в кинотеатры, иногда на дискотеки в старших классах. А сейчас дети увлечены компьютером и получают информацию оттуда, общаются в интернете, смотрят те же фильмы онлайн. Поэтому для них больше соблазна получить информацию в более легкой форме, чем потрудиться и найти ее в книге.

Труд педагогов нацелен на перспективу. Мы не можем сразу увидеть результат, он заметен только через несколько лет, когда выпускники приходят и рассказывают о своих достижениях. (Е.А.)

- Новые образовательные стандарты ввели исходя из тех соображений, что ребенок должен сам добывать информацию, пропускать ее через себя, следовательно, лучше запоминать. Однако важно помнить, что приобретенные навыки основываются в первую очередь на знаниях. Во ФГОС идет уклон на умение применять знания. Но ребенка нужно сначала направить на нахождение этой информации, а не ждать, что он сам ее должен где-то раздобыть. Если брать биологию, то ей нужно уделять огромное количество времени. У 5, 6 и 10 классов в неделю только один час — это очень мало.

На уроках с детьми разбираем весь материал, который им необходим. Проблема биологии такова, что при всей самостоятельности обучения, главное — информацию нужно именно выучить. Существует огромный объем знаний, который нужно просто запомнить. Вот здесь, конечно, нужно работать с ребенком индивидуально.

У нас была одна ситуация с мальчиком, который до 9 класса не собирался вообще сдавать биологию, кричал, что будет переводчиком и ему нужен иностранный язык. И вдруг резко во второй половине 9 класса он решает быть врачом, начинает заниматься биологией. Стал победителем областной олимпиады по экологии и призером областной олимпиады по биологии. Потом поступил на бюджет в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. При этом я не могу сказать, что я уговаривала его учить биологию или делала что-то особенное, чтобы его заинтересовать. Просто у человека что-то внутри щелкнуло и все пошло по-другому.
Могу с уверенностью сказать, что дети с удовольствием выбирают биологию и занимаются ей. Сейчас у нас сразу два класса данного профиля. (И.А.)

- Как выпускники готовятся к экзаменам?

- Конечно же боятся, как ЕГЭ, так и ОГЭ. Все-таки это вступительные испытания. Надо сказать, что школьники даже по сравнению с двумя годами ранее стали серьезнее относиться к экзаменам. Они и сами готовят себя морально, и мы помогаем психологически, настраиваем. ЕГЭ — испытание сложное, это несомненно. Но то, что такой вид экзамена дает больше возможностей для поступления в любой вуз страны — это большой плюс. (Е.А.)

- Девятиклассники очень переживают перед сдачей ГИА, точнее теперь экзамен называется ОГЭ. Когда дети видят перед входом в класс полицейского, у некоторых начинается практически истерика. Я считаю, что подобные испытания в таком формате для выпускников 9 классов проводить очень рано даже с психологической точки зрения.

11-е классы относятся к ЕГЭ чуть поспокойнее, но при этом большинство ответственных детей находятся под давлением. Наличие камер в кабинетах также накладывает свой отпечаток на ребенка. Все-таки даже если он пришел без телефона и шпаргалок, камера — третий глаз. (И.А.)

- Через несколько лет в России планируют ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Готовы ли наши школьники к этому нововведению?

- Будет проблема. Ведь не у всех есть склонность к иностранному языку и к тому, чтобы изучить его настолько, чтобы быть готовыми сдавать в форме ЕГЭ. Я и сама была организатором ЕГЭ по английскому языку — экзамен сложный. Детям зачастую очень сложно приходится осваивать даже русский язык. (А.Е.)

- Я не думаю, что это хорошая идея. Чтобы сдать такой экзамен, нужно достаточно хорошо владеть языком, что удается далеко не всем. Что скрывать, большинство родителей нанимают репетиторов, чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ. Причем это происходит потому, что наша школьная программа и то, что ребенок должен знать в рамках ЕГЭ, просто не совпадают. (И.А.)

- Давайте поговорим о самом конкурсе. Как узнали о его проведении, в чем заключалась суть?

- Я принимала участие в конкурсе профессионального педагогического мастерства «Самый классный классный» в 2012 году и победила. Принять участие порекомендовала заместитель директора по воспитательной работе, так как я долгое время была руководителем методического объединения классных руководителей. Меня предложение заинтересовало, потому что захотелось посмотреть на коллег, на их достижения и успехи, да и своим опытом поделиться.

Во-первых, нужно было представить систему своей работы как классного руководителя. Во-вторых, нужно было провести открытое воспитательное мероприятие (классный час) с чужими детьми в чужой школе. И в-третьих, нужно было провести мастер-класс со своими коллегами. Показать небольшой отрывочек из родительского собрания.

Участников было достаточно много. Все шли очень плотно, и интрига оставалась до последней минуты. Без волнения не обошлось - я видела, что соперники достойные. Хотя доля уверенности в победе была, скрывать не буду.

Я ученикам об участии в конкурсе не говорила, может быть, учителя им рассказали. Но они старались меня в это время не трогать, видели, как я волнуюсь, и с головой ушла в конкурс.

В мае этого года участвовала в областном конкурсе «Лучший урок о Великой Отечественной войне» и заняла первое место. (Е.А)

- Я участвовала в конкурсе на звание «Лучшего учителя России». Образовательные учреждения выбирали педагогов, которые будут подавать документы по определенной схеме, и я попала в их число. Практической части в конкурсе никакой не было. Он представлял собой сбор документов. Но критерии были такие, где как раз-таки и отражалось все: участие в конкурсах, проведение открытых уроков, мастер-классов для разной аудитории.

Также у меня есть премия российского фонда «Династия». Причем о том, что я претендую на нее, даже и не знала. Делался опрос по московским вузам среди моих выпускников. Они писали положительные отзывы о моей работе, и однажды домой пришла бумага, что я стала одним из победителей. Сначала не поняла, что это вообще мне прислали, а потом все изучила в интернете. (И.А.)

В преддверии Дня учителя Елена Александровна и Ирина Александровна пожелали своим коллегам вдохновения, удачи, здоровья, реализации профессиональных задумок и оптимизма.

В свою очередь, редакция ИА KURSKCiTY присоединяется к поздравлениям!

Оставить комментарий
Имя:
E-mail (не публикуется на сайте):
Город:
Текст комментария:
У вас осталось: 1000 символов
Введите сумму 63+4=
С правилами комментирования ознакомлен и согласен.
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter